- Преподавателю
- Иностранные языки
- Образец классификации уроков в школе
Образец классификации уроков в школе
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сигал Т.К. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ
Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя и учащихся.
Для того, чтобы выявить общие стороны в огромном многообразии уроков, объективно необходима их классификация.
Проблема типологии уроков, их систематизация довольно сложная. В дидактике существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки брались за основу, предлагались те или иные варианты типологии уроков.
В основу одной из классификаций уроков были положены способы их проведения, т. е. методы обучения, в связи с чем выделялись уроки-лекции, киноуроки, уроки-беседы, уроки практических занятий.
Были попытки классификации уроков, например,
- по характеру познавательной деятельности учащихся (уроки первичного восприятия фактов, уроки образования понятий и др.),
- по степени самостоятельности работы учащихся (уроки самостоятельной работы школьников, уроки работы учителя с классом) и т.д.
Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе, предложенная в некоторых видоизменениях Б. П. Есиповым, Н. И. Болдыревым, Г. И. Щукиной, В. А. Онищуком и другими дидактами. В соответствии с данной классификацией выделяются следующие типы уроков:
- уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;
- уроки формирования и усвоения умений и навыков;
- уроки обобщений и систематизации знаний;
- уроки повторения, закрепления, или, по другой формулировке,- комплексного применения (В. А. Онищук) знаний, умений и навыков;
- контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков);
- комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.
К сожалению, эта классификация не может быть признана в качестве универсальной, так как практически далеко не всегда удается наблюдать в чистом виде любой из приведенных типов уроков, кроме комбинированного. Кроме того, приведенная классификация отражает только образовательные цели, не учитывает реализацию на уроке воспитательных задач и характер учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках. Поэтому типология уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики.
Образец типологии уроков:
Типы уроков:
-
комбинированный урок;
-
урок усвоения новых знаний обучающихся;
-
урок закрепления изучаемого материала;
-
урок повторения;
-
урок систематизации и обобщения нового материала;
-
урок проверки и оценки знаний.
-
Комбинированный урок. Структура комбинированного урока
-
1. Организационный этап
2. Этап проверки домашнего задания
3. Этап всесторонней проверки знаний
4. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний
5. Этап усвоения новых знаний
6. Этап закрепления новых знаний
7. Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
-
Урок усвоения нового материала
-
1. Организационный этап
2. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний
3. Этап усвоения новых знаний
4. Этап закрепления новых знаний
5. Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению
-
Урок закрепления изученного материала
-
1. Организационный этап
2. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний
3. Этап закрепления знаний
4. Этап информации о домашнем задании
-
Урок повторения
-
1. Организационный этап
2. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний
3. Этап повторения
Образуется за счет времени, отводимого в комбинированном уроке на осуществление 2, 3, 5, 6 этапов
4. Этап информации о домашнем задании
-
Урок систематизации и обобщения изучаемого материала
-
1. Организационный этап
2. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний
3. Этап обобщения и систематизации изученного
Образуется за счет времени, отведенного в комбинированном уроке на осуществление 2, 3, 5, 6 этапов
4. Этап информации о домашнем задании
-
Урок проверки и оценки знаний
-
1. Организационный этап
2. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний
3. Этап всесторонней проверки знаний
4. Этап информации о домашнем задании