Статья Домашнее чтение как вид самостоятельной работы на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Домашнее чтение как вид самостоятельной работы

Оноприенко Людмила Игоревна

МБОУ «СОШ №11»

[email protected]

Аннотация

Статья посвящена вопросам самостоятельной работы обучающихся на уроках английского языка. Раскрывается понятие адаптированной литературы, исследуются организационно-педагогические условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления школьников в сфере обучения иностранному языку , а также формированию самостоятельного эстетического отношения к окружающему миру, гуманистически ценностных ориентаций в процессе знакомства с лучшими литературными произведениями зарубежной литературы.

Ключевые слова

принцип отбора художественных произведений , адаптированные книги, самостоятельное чтение посильной для учащихся иноязычной литературы, ведущие образовательная и развивающая функции домашнего чтения, речевые упражнения.

Введение

Как известно, лучший способ поддержать мотивацию к изучению английского языка - читать интересные книги!

Это даёт возможность познакомиться с художественными произведениями на языке оригинала (хотя произведения и упрощены). Ведущим принципом отбора художественных произведений при таком подходе является их общеизвестность в среде носителей языка. Это должны быть такие произведения, которые принадлежат к массовым фоновым знаниям представителей данной культурно-языковой общности. Прежде всего - это произведения высокого художественного достоинства, знакомство с которыми предполагается у каждого образованного человека.

Художественные произведения могут быть успешно использованы как в качестве учебного материала при работе над собственно языком, так и в качестве общекультурного страноведческого компонента, знакомящего учащихся с лучшими образцами художественно-литературного творчества страны, язык которой они изучают.

Адаптированные книги читать намного интереснее, чем учебники, поэтому чтение, а значит, и изучение английского языка, дается легче. Обучающиеся лучше запоминают и новые слова, и выражения, и начинают «чувствовать» грамматику.

Чтение книг на английском языке делает их речь более грамотной и богатой в лексическом плане, расширяется словарный запас.

Они привыкают читать большие тексты на английском языке, и постепенно уходит «барьер», и они становятся готовы к более активному изучению иностранного языка (общению на языке, просмотру фильмов с субтитрами и без).

Появляется возможность в процессе чтения «отработать» (выучить) наиболее часто используемые слова и выражения. Как правило, книги составлены таким образом, что выражения повторяются, многие слова заменены синонимами.

Сложные грамматические выражения упрощаются до уровня обучающихся.

Современные адаптированные книги на английском языке часто содержат дополнительную учебную нагрузку:

сноски, пояснения отдельных слов и выражений.

упражнения и задания после глав.

аудиоверсию книги.

Домашнее чтение позволяет учащимся уже в школе приобщиться к чтению на иностранном языке. Под домашним чтением понимается обязательное для всех учащихся, дополнительное по отношению к учебнику, постоянное чтение с целью извлечения содержательной информации.

Самостоятельное чтение посильной для учащихся иноязычной литературы должно стать неотъемлемым компонентом процесса обучения иностранным языкам. Под самостоятельной работой учащихся понимается деятельность, предполагающая активность по отношению к предмету деятельности - чтению на иностранном языке. Именно домашнее чтение как самостоятельный аспект учебной деятельности по овладению иностранным языком должно сыграть определяющую роль в формировании навыка "собственно чтения".

Домашнее чтение как форма самостоятельной работы в изучении иностранного языка призвана решать одну из основных задач учителя - воспитать определенную культуру самостоятельной работы и, рационально направляя ее, сформировать методику учащихся в развитии разнообразных речевых умений при овладении языковым материалом.

При этом ведущая образовательная функция домашнего чтения - культуросозидателъная. Это дает возможность внести существенный вклад в повышение уровня гуманитарного образования.

Ведущая развивающая функция аспекта "домашнее чтение" - формирование самостоятельного эстетического отношения к окружающему миру, творческого мышления, гуманистически ценностных ориентаций в процессе знакомства с лучшими литературными произведениями зарубежной литературы.

Задача обучающей стороны - отобрать содержание обучения, обеспечить рациональную организацию самообучения.

Важной задачей домашнего чтения является развитие умений иноязычного говорения. Качество речевого творчества ученика в рамках усвоенного материала может быть достигнуто посредством организации специального комплекса заданий.

В целях сохранения реально коммуникативного характера речевой деятельности на занятиях по домашнему чтению, одной из основных задач является научить учащихся обсуждать прочитанное.

Ведущая обучающая функция домашнего чтения предполагает интерпретацию прочитанного, соотнесение содержания произведения со своим личным опытом и умение изложить свое понимание проблем, затронутых в художественном произведении, в соответствии с данным уровнем развития детского мышления.

Этапы работы над текстом

Первый этап - собственно чтение как процесс получения информации из текста. Этот этап обязателен в работе над любым текстом. Однако на этом этапе и должна заканчиваться работа над большей частью текстов, предложенных учащимся для самостоятельного домашнего чтения.

Второй этап - беседа на материале домашнего чтения. Этот этап работы должен быть выборочным и распространяться только на часть наиболее подходящих для речевой практики текстов или их фрагментов.

Речевые упражнения применяются только как средство для проверки понимания прочитанного. Урок включает три этапа:

1)контроль понимания общего содержания;

2)проверку понимания отдельных существенных деталей;

3)оценку прочитанного.

Виды работ зависят от того, какую цель мы ставим перед домашним чтением. Если это чтение ради чтения, то задания будут ориентированы только на контроль содержания. Если мы хотим, чтобы у нас состоялась беседа по прочитанному, по проблеме текста, то включаются упражнения, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение, переходя постепенно от подготовленной к неподготовленной речи.

Речевые упражнения иногда используются только как средство понимания прочитанного, что значительно снижает интерес учащихся к данному аспекту. Нельзя забывать об обучающем характере аспекта «домашнее чтение», где само содержание и должным образом организованная работа с ним должны служить мощным стимулом для усиления мотивации обучения

Заключение

В заключении хочется отметить, что уроки домашнего чтения бесценны, т.к. учащиеся с их помощью могут отрабатывать и закреплять грамматический и лексический материал, изучаемый на уроках, а также имеют возможность соприкоснуться с современным живым языком и познакомиться с культурой страны изучаемого языка.

Список используемой литературы:

  1. О.Д.Кузьменко, Г.В.Рогова. Учебное чтение, его содержание и формы. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. - Москва: Просвещение, 1993.

4)Н.А. Селиванов. Литературно-страноведческий подход к отбору текстов для домашнего чтения. - ИЯШ, №1, 1991.

5)В.М.Фадеев. Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля. - ИЯШ, №6, 1979.

© 2010-2022