Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка

Развитие учебной компетенции в области изучения иностранного языка предполагает целенаправленное формирование у  учащихся умений целеполагания, включая умения осознавать свои личные мотивы в использовании и, соответственно, в изучении иностранного языка.  Данная работа направлена на решение проблем, которые возникают, когда учащиеся приходят на занятия после летних каникул.  С целью преодоления проблем на первом уроке учебного года в 5-6 классах я использую технологии нестандартных форм деятельн...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство развития и самореализации».


«A good beginning makes a good ending» - английская пословица

/«Лиха беда начало» - русская пословица/

На первом уроке учебного года учителя разных предметов сталкиваются с одинаковыми проблемами. Учащиеся приходят на занятия после длительных летних каникул, растеряв часть знаний. Каждый что-то забыл, при этом совокупность оставшихся знаний носит разнородный характер. Отрицательный результат наблюдается не только в плане знаний по предмету, но и в плане психологическом, так как прежние стереотипы общения на уроке ослаблены или разрушены. Ситуация еще более усложняется, если на первом уроке учебного года происходит первое знакомство учителя с классом или класса с «новенькими».

В случае с иностранным языком « потери» после трехмесячного перерыва в занятиях особенно ощутимы, поскольку общение на иностранном языке у учащихся происходит, за редким исключением, только на уроках. Ученики почти полностью утрачивают навыки общения на иностранном языке. Они не готовы к речевой деятельности на том уровне, который был у них до каникул, и который восстановится только спустя несколько уроков.

Следует также принимать во внимание то обстоятельство, что в начале учебного года детям трудно войти в полноценный рабочий ритм уроков после трех месяцев отдыха от учебной деятельности.

Кроме того, дети, как правило, ждут от первого урока нового учебного года чего-то необычного, и нужно оправдать их ожидания, чтобы укрепить, а у некоторых возродить мотивацию к изучению иностранного языка.

Развитие учебной компетенции в области изучения иностранного языка предполагает целенаправленное формирование у учащихся умений целеполагания, включая умения осознавать свои личные мотивы в использовании и, соответственно, в изучении иностранного языка.

Тема данной работы - «Формирование на первом уроке учебного года положительной мотивации к учебной деятельности как составляющей учебной компетенции учащихся» - направлена на решение указанных проблем, что обуславливает ее актуальность.

С целью преодоления проблем, возникающих на первом уроке учебного года, в классах среднего звена я использую технологии нестандартных форм деятельности с элементами занимательности. Игры и другие занимательные формы урока помогают детям вспомнить пройденный материал, обогащают и закрепляют запас слов учеников. Данные технологии способствуют активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, позволяют преодолеть скуку в обучении.

Хочу остановиться на двух из имеющихся в моем педагогическом арсенале способах - тесте-шутке «Учитель» и игре «Доска почета».

2. Цели и задачи

Главная цель

Формирование у учащихся положительной мотивации к изучению английского языка.

Сопутствующие цели

Воспитательные: воспитание детей в духе уважительного отношения к одноклассникам, их успехам и достижениям.

Образовательные: активизация речемыслительной деятельности учащихся на английском языке, развитие навыков аудирования и устной речи через формирование умения отвечать на вопросы и строить высказывание по образцу.

Развивающие: развитие компенсационных умений лингвистической и контекстуальной догадки учащихся, их творческих способностей.

Главная практическая задача

Провести нестандартные формы урока, создающие условия для формирования у учащихся положительной мотивации к изучению английского языка.

Здоровьесберегающие задачи

Воссоздать благоприятный коммуникативный климат на уроке, снизить утомляющее воздействие учебной деятельности на организм школьников, формировать у детей умение сохранять свое здоровье.

3. Описание опыта

Тест-шутка « Учитель»

После приветствия учеников в начале урока и ознакомления их с новым учебником и задачами обучения в новом учебном году я серьезным тоном сообщаю классу о том, что сейчас им предстоит выполнить очень трудный тест. Тест называется «Учитель» («Teacher Test»). Предложения теста написаны на доске. Я говорю детям о том, что в них я рассказываю о себе, причем, один из фактов не соответствует действительности, и предлагаю определить этот факт. За правильный ответ теста ученикам обещана отличная оценка. Дети понимают, что тест шуточный, и наступает эмоциональная разрядка. Они с интересом пытаются определить неверный факт. Следует отметить, что правильный ответ удается найти только одному-двум ученикам, поэтому мне не приходится ставить много «легких» пятерок. Пример теста:

1. I was born in Nizhnekamck.

2. I have a pet dog.

3. I am fond of watching football on TV.

4. I have been to Africa.

5. In summer I went to Kazan and Goluboye Lake.

Неверным является самый на первый взгляд ординарный факт, что у меня есть собака. На самом деле у меня есть кошка.

Предложения представляют собой образцы различных речевых структур в рамках тематики, изученной в предыдущих классах. После теста я говорю детям, что теперь их очередь рассказать о себе и предлагаю им использовать при высказывании предложения на доске в качестве образца. Ответы детей демонстрируют уровень их подготовленности. Данная методика позволяет учителю и ученикам лучше познакомиться и больше узнать друг о друге. Каждый ученик по очереди оказывается в центре внимания всего класса.

Игра «Доска почета»

Данная форма деятельности является логическим продолжением предыдущей, так как во время игры ребята продолжают узнавать больше друг о друге. Предлагаю классу организовать воображаемую «Доску почета» ("Board of Fame"). Ребята отвечают на вопросы учителя, с помощью которых выявляются те, кто имеет лучшие достижения в классе в различных сферах. Победителю в определенной номинации вручается соответствующий диплом в виде закладки - раскраски. Я предлагаю ребятам проявить свои творческие способности и дома раскрасить их по своему усмотрению, а в дальнейшем использовать как закладки в учебнике. Для этой игры мною были разработаны разнообразные номинации, вопросы к ним в рамках школьной программы и дизайн соответствующих дипломов:

1). Номинация "Good Friend"

1.How many friends do you have?

2. Who is your best friend?

3. What music does your best friend like listening?

4. How did your friend spend the summer holidays?

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.



2). Номинация "Book Worm"

1. How many books have you read this summer?

2. What books have you read?

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.

Учащиеся узнают, что в англоязычной культуре любителя книг называют «книжный червь» / «book worm».

3). Номинации "Best Boy Student","Best Girl Student"

- How many final "fives" did you get last year? / Сколько пятерок по итогам года ты получил в прошлом году?

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.

4). Номинация «Знаток английского языка» /"Master English"

- Name everything you can see in the classroom in English.

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.

Этот мини-конкурс проходит в виде аукциона слов. Побеждает тот, кто назовет последнее слово.

5). Номинация «Чемпион»/«Master Prize"

- How many prizes and diplomas did you get in summer?

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.

6). Номинация «Доктор Дулитл» /"Doctor Doolittle")

1. How many pets have you got?

2. Who feeds your pets?

3. Who takes care of the pets?

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.

Ребята узнают, что доктор Дулитл - персонаж английской сказки, который лечит животных, и у которого дома живет много разных животных. Он был прототипом для русского доктора Айболита, о котором рассказал в своей сказке Корней Чуковский.

7). Номинация "Golden Eye"

- How many doors can we see on this floor?

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.

Эта номинация - для самых внимательных. Выигрывает тот, кто называет правильное число либо самое приближенное к правильному числу дверей на этаже (19).

8). Номинация «Любитель ТВ»/"Coach Potato".

1. Do you like watching TV?

2. How many hours a day do you watch TV?

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.

Учащиеся узнают, что в англоязычной культуре любителя подолгу проводить время на диване перед телевизором называют «coach potato» / «диванная картофелина».

Эта номинация, естественно, шуточная, тем не менее, она помогает привлечь внимание ребят к вопросу о здоровом образе жизни.

9). Номинация «Эксперт по здоровью»/"Wizard of Health"

Задаю вопрос классу:

1. Is it good for your health to watch TV a lot?

2. What do you do to be healthy?

3. What classroom exercises do you know? / Какие упражнения, которые можно выполнять прямо на уроке, ты знаешь?

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на уроке английского языка.

На русском языке ребята вспоминают упражнения, которые можно выполнять во время физкультминуток на уроке. Победителем в этой номинации становится тот, кто покажет классу наибольшее количество полезных для здоровья упражнений.

Я показываю классу еще несколько упражнений для снижения утомления на уроке, коррекции психофизического состояния (гимнастика для глаз, упражнения для улучшения мозгового кровообращения, формирования осанки и т.д.)

Данный вид деятельности способствует формированию у детей умения сохранять свое здоровье.

Следует отметить, что имея стимул получить некую награду, ребята гораздо охотнее и активнее отвечают на вопросы. В каждой номинации может быть не один победитель. Стараюсь, чтобы каждый ученик на уроке получил какой-нибудь диплом - свою «минуту славы».

Таким образом, в ходе проведения описанных выше технологий, используемых на первом уроке учебного года, решается комплекс разнообразных педагогических задач, направленных на достижение главной цели урока - формирование мотивации к изучению английского языка как основы для формирования учебных компетенций учащихся.


Диагностика

В целях диагностирования результативности описанных выше способов обучения я даю ученикам следующее домашнее задание: продумать и написать в рабочей тетради на последней странице свои личные мотивы изучения английского языка.

Я проводила описанным выше способом первые уроки учебного года в 6-7 классах.

Диагностика, проводимая непосредственно после использования указанных технологий, показывает наличие положительной мотивации у 99% учащихся. В дальнейшем этот вид диагностирования можно провести по окончанию учебного года с целью мониторинга сформированности у учащихся положительной мотивации к изучению английского языка.

Показателями наличия положительной мотивации к предмету являются также уровень успеваемости и качества знаний учащихся, уровень активности их участия во внеурочных мероприятиях по английскому языку.




© 2010-2022