Исследовательская работа школьников под руководством современного учителя

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Почепская средняя общеобразовательная школа»

Выполнила: Дружина Наталья Игоревна

Тема: «Исследовательская работа школьников под руководством современного учителя»

«Учение вообще есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником»

Сегодня, в условиях модернизации современного образования, возникает необходимость внедрения новых педагогических технологий , одним из направлений является построение содержания образования на основе исследовательской деятельности.

Научно-технический и культурный потенциал общества зависит от уровня интеллектуальной подготовки будущих специалистов, от их умения мыслить самостоятельно.

Это умение позволит человеку, потерявшему привычную точку опоры, проявить гибкость и найти новую, модифицировав свою деятельность. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Таким образом, важнейшей задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Все это делает проблему развития способностей личности одной из актуальных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость.
Приобщение учащихся к научным исследованиям становится актуальным не только на начальном этапе, но особенно на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

Анализ научно-исследовательских работ учащихся, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под руководством учителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося.
Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования.

Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться конструировать, исследовать, открывать. Для того чтобы учение было интересным, обучение должно содержать элементы исследовательского поиска. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями.

Каждый из нас - изначально, по своей природе - исследователь. Мы можем эту способность подавить, а можем развить, освоив наработанные в культуре способы организации исследования. Хорошо известно, что работа учителя носит творческий характер и связана с исследовательской деятельностью. Учитель исследователь владеет современными методами педагогического поиска, способен творчески подходить к решению проблем обучения и воспитания молодежи, проводить научно- исследовательскую работу (НИР) с целью повышения эффективности и качества обучения и воспитания в школе. Исследовательская деятельность педагога сегодня рассматривается не как его право, а как профессиональная обязанность. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то, что ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение.

Деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять па практике.

Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области иностранного языка. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений между людьми с разными культурными ценностями, сегодня термин "толерантность" используют с такими словами как "общество", "традиции", "культура".

Поэтому одной из главных задач является обеспечение ученика необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются толерантное мышление и знакомство с различными культурами разных стран.

Знания учащихся находятся в прямой зависимости от самостоятельной познавательной деятельности. Для того, чтобы знания были результатом их собственных поисков, учителю необходимо организовать эти поиски, управлять ими. Все это можно осуществить через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся. Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа.

В своей практике я использую различные виды творческих исследовательских работ, такие как:

реферативные работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме, например: "Роль иностранного языка в жизни человека", «Я здоровый ребёнок»;

проектные - творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта, например: "Лондонский Тауэр и Петропавловская крепость, что общего в этих достопримечательностях".

исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которою делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Например: "Использование современной лексики на уроках английского языка".

Я давно используя метод проектов. На младшей и старшей ступенях обучения учащиеся с удовольствием рисуют, создают модели, схемы. В старших классах проекты усложняются по форме и содержанию, увеличивается время на их подготовку. Учащиеся ищут информацию, делают презентации, которые не оставляют равнодушными ни одного ученика. Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.

Закончить я хочу словами В.А. Сухомлинского: «Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства - умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества».

© 2010-2022