Использование интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку в школе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гаврилова Оксана Вікторівна, учитель англійської мови, кваліфікаційна категорія «спеціаліст вищої категорії», педагогічне звання «старший учитель»

Использование Интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку в школе

Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Он касается как создания технологии дистанционного обучения, так и разработок использования служб Интернета (всемирная паутина WWW, электронная почта, телеконференции, радиовещание) в преподавании.

Рассматривая Интернет как техническое средство обмена информацией, можно говорить о том, что он увеличивает дальность и расширяет зону действия вербальных форм информации. Интернет как система массовой и межличностной коммуникации позволяет и довести информацию до многих потребителей и установить обмен информацией между ними, а также с создателями того или иного сайта. Спектр ресурсов Интернета, обучающих речевой деятельности на английском языке, достаточно широк, их можно использовать для подготовки материалов для занятий, что, на наш взгляд является самым простым вариантом использования ресурсов Интернета.

В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность интеграции Интернета в процесс обучения иностранному языку. Главным предметом обсуждений при этом становится не вопрос для чего, а как применять современные компьютерные технологии в процессе обучения. Использование Интернета в значительной степени расширило бы спектр реальных коммуникативных ситуаций, повысило бы мотивацию учащихся, позволило бы применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.

В настоящее время одним из ключевых моментов образования является формирование у учащихся навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, в том числе Интернет. Таким образом, нет необходимости обосновывать целесообразность внедрения данных технологий в процесс обучения, в том числе иностранным языкам. Но для многих учителей остается открытым вопрос путей использования подобных ресурсов, их поиска и отбора в соответствии с уровнем, интересами учащихся, а также с требованиями стандарта.

Отвечая на вопрос «для чего следует использовать Интернет на уроках английского языка» ученые-методисты и учителя-практики отмечают, что Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:

- формировать устойчивую мотивацию;

- активизировать мыслительные способности учащихся;

- привлекать к работе пассивных учеников;

- делать занятия более наглядными;

- обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами;

- приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами;

- обеспечивать моментальную обратную связь;

- повышать интенсивность учебного процесса;

- обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур;

- формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и

аудирования, монологической и диалогической речи;

- расширять словарный запас;

- воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному и познавательному опыту других народов;

- реализовать личностно- ориентированный и дифференцированный подходы к обучению;

- формировать умения, обеспечивающие информационную компетентность, а именно:

а) осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию в соответствии с определенной задачей и потребностями, использовать ее для достижения своих целей,

б) анализировать и оценивать прочитанное,

в) сортировать информацию на главную и второстепенную,

г) быстро ориентироваться в тексте, опираясь на такие подсказки, как ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.

Непосредственное обучение иностранному языку с использованием Интернета должно отвечать следующим принципиальным положениям:

- самостоятельная практика каждого обучаемого;

- руководство педагога посредством интерактивности;

- эффективная обратная связь;

- коллективность занятий;

- разнообразие видов самостоятельной деятельности.

Кроме того, необходимо также выполнение основных методических принципов:

  1. коммуникативности;

  2. сознательности;

  3. опоры на родной язык;

  4. наглядности;

  5. положительного эмоционального фона.

В процессе выполнения упражнений с использованием Интернета у студентов вырабатываются и совершенствуются навыки и умения осуществления поиска материалов по данному вопросу, их чтения, перевода и оценки, конспектирования, написания письма для пересылки по электронной почте, написание статьи и доклада с изложением разных точек зрения. Можно говорить о том, что с помощью Интернета возможно эффективно проводить не только обучение чтению на иностранном языке, но и осуществлять коммуникативность обучения, что, кстати сказать, не всегда возможно при использовании книжных учебников. Кроме того, нельзя не отметить возможность технически более быстрой корректировки и изменения текстов и заданий, чем при использовании бумажного учебника. Но, конечно, не подразумевается ни в коем случае подмена печатных изданий материалами Интернета. Речь идет о возможности их гармоничного сосуществования. Так, материалы рассмотренного сайта Интернета возможно, на наш взгляд, использовать регулярно, плановым образом, при аудиторной и внеаудиторной работе, чередуя с использованием других учебных пособий. Использование Интернета в данном случае не только повысит интерес к обучению, но и позволит оживить учебный процесс. Таким образом, речь идет о втором способе использования материалов Интернета в преподавании иностранного языка - это проведение уроков, уже разработанных в сети Интернет.

Не менее важным является вопрос о формах работы с Интернет ресурсами на уроке. Можно выделить ряд упражнений, направленных на формирование навыков поиска, оценивания и обработки информации Интернет ресурсов. Кроме того, можно предложить конкретные задания для развития грамматических и лексических навыков, и также чтения, письма, аудирования, говорения и перевода, в основе которых лежит формирование навыков извлечения и обработки данных.

Можно выделить следующие формы работы с Интернет ресурсами:

1) использование ресурсов Интернет при прохождении новой темы (подбирается дополнительный материал, учащимся объясняются цели и задачи, выдаются карточки с адресами, учащиеся должны просмотреть материал, рекомендовать или не рекомендовать его к использованию в классе);

2) самостоятельная работа учащихся с Интернет ресурсами для подготовки докладов, сообщений (активное использование поисковых систем);

3) участие в международных проектах (целесообразно подбирать темы проектов, которые вписываются в программу, имеют связь с событиями города, школы);

4) переписка по электронной почте;

5) создание собственных сайтов;

6) общение учителя с коллегами, обмен опытом.

Хотелось бы дополнить данный список возможностями, связанными с дистанционным обучением через Интернет, а также с участием в различных конкурсах, прохождение тестирований и участие в текстовых и голосовых чатах. Нам видится и еще один способ использования Интернета - это разработка уроков иностранного языка для разных специалистов самими преподавателями учебных заведений. Ценность подобных уроков очевидна - это по-настоящему творческая и интересная работа для преподавателя и учащихся. Достоинствами Интернета в этом плане является практически неограниченный объем материала, что дает возможность выбора и экспериментирования, а также использование возможностей электронного текста (гиперссылки, возможность коррекции текста), других служб Интернета (электронная почта, радио, конференции и т.д.). В результате проведения уроков с использованием материалов Интернета можно ожидать повышение интереса у учащихся к учебному материалу, к изучению иностранного языка; полученные знания станут более осознанными, у молодого поколения приобретается и развивается научный стиль мышления, способность к «межкультурной коммуникации». Можно говорить, что обучение становится «развивающим», что является важной чертой современного образования в мире.

Литература

  1. Кремень В. Модернізація системи освіти як важливий чинник інноваційного розвитку держави//Освіта України.- 2003.-№34 с.3-5

  2. Морзе Н.В. Методика навчання інформатики: Навчальний посібник: у 4ч./За ред. акад. М.І. Жалдака.- К.:Навчальна книга,2003. -ч.ІІ:Методика навчання інформаційних технологій.-С.138-202

  3. Україна на шляху до Європейського Союзу: Vademecut.-Варшава: Управління Комітету Європейської інтеграції, 2006-189с.

  4. Одом, Уэнделл Компьютерные сети. Первый шаг: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 432с.

  5. Хафкемейер Х. Internet: Путешествие по всемирной компьютерной сети: Пер. с нем.- М.: Слово, 1998.- 64с.

  6. Хеннингер М. Эффективные стратегии поиска в Internet: Пер. с нем. - М.: Слово, 1998.-64с.

































© 2010-2022