• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВА МЕЖЪЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВА МЕЖЪЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБОАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 П.ПЕРВОМАЙСКИЙ ОРЕНБУРГСКОГО РАЙОНА»



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:


«ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВА МЕЖЪЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)»

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВА МЕЖЪЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)











Автор проекта: учитель английского языка

первой квалификационной категории

Бобкова Ольга Александровна



п.Первомайский, Оренбургский район, 2016

Оглавление


  1. Паспорт образовательного проекта

Тема проекта

Формирование языковой культуры учащихся как средства межъязыковой коммуникации (в рамках реализации ФГОС II поколения во внеурочной деятельности)

Источник изменений

Противоречия между:

  1. новой направленностью обучения, заявленной в ФГОС II поколения в рамках обучения иностранному языку как личностно-ориентированной и гуманистической и недостаточной разработанностью механизмов и условий для ее реализации;

  2. требованием к формированию коммуникативной компетенции и социокультурной образованности учащихся, их способности и готовности вступить в ситуативный диалог культур, в опосредованную коммуникацию на межкультурном уровне и традиционными формами обучения;

  3. необходимостью становления инновационного поведения учащихся и несформированностью технологии освоения способов творческой деятельности в процессе изучения школьных предметов;

  4. значительным языковым объёмом предметного курса иностранного языка и отсутствием привлекательных для учащихся технологий формирования их практической языковой компетенции.

Актуальность изменений продиктована реалиями сегодняшнего дня, когда меняется природа социальных и языковых контактов в мире. Они становятся все более открытыми и демократичными, а значит, возрастают требования к уровню языковой компетенции учащихся, особенно в свете ЕГЭ.

База реализации проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Первомайский Оренбургского района»

Цель и задачи

Цель проекта - создать условия для формирования и развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся через организацию их внеурочной деятельности в рамках изучения культуры народов Европы.

Задачи:

- развитие иноязычных коммуникативных компетенций;

- формирование универсальных учебных действий в различных культурообразующих аспектах;

- формирование навыка публичных выступлений;

- развитие навыка проектной деятельности;

- социализация и формирование чувства успешности обучающихся;

- формирование и развитие положительного отношения к окружающим людям и к другим культурам, умения работать в команде;

- воспитание всесторонне развитой личности.

Этапы реализации

  1. проектировочный этап:

- изучение материалов о внеурочной деятельности ОУ;

- разработка нормативно-правовой базы для сопровождения деятельности;

- создание психолого-педагогической карты участников проекта;

- создание рабочей программы проекта.

2. практический этап:

- наполнение оболочки рабочей программы теоретическими и практическими материалами;

- набор учащихся и формирование групп;

- психологическое сопровождение проекта (педагог-психолог МБОУ СОШ №2 Мурзина Л.А.);

- процесс обучения;

- подведение итогов реализации этапа. Изучение возможностей дальнейшей кружковой деятельности. Разработка методических рекомендаций. Распространение, обмен опытом.

3. аналитический этап:

- анализ результатов за период работы проекта;

- корректировка и доработка проекта;

- распространение опыта на разных уровнях и в разных формах;

- переход в режим функционирования деятельности.

Сроки реализации

Долгосрочный - 2014 - 2018 гг.

Ресурсы проекта

  1. Материально-техническая база МБОУ СОШ №2.

  2. Кадровые ресурсы.

  3. Информационная поддержка.

Контингент обучающихся

Обучающиеся начальной школы

Конечный продукт проекта

Для обучающихся:

- углубление и расширение культуроведческих, страноведческих и др. знаний;

- повышение мотивации к изучению иностранного языка;

- формирование и развитие УУД;

- развитие коммуникативных компетенций, снятие барьеров общения на иностранном языке;

- формирование навыка публичных выступлений.

Для учителей:

- повышение профессиональной компетентности;

- рекомендации по организации внеурочной деятельности;

- открытые мероприятия в рамках кружковой деятельности с приглашением учителей;

- выступления на обучающих семинарах, конференциях, мастер классы;

- методические разработки по итогам организации кружковой деятельности;

- психолого-педагогические исследования по формированию и развитию УУД.

2. Обоснование значимости образовательного проекта в рамках внедрения ФГОС в образовательной школе

Современное общество динамично развивается, и задача школы в целом не только вооружить школьника определенной суммой знаний, но и развивать у него как потребности, так и возможности учиться в течение всей жизни, сформировать личность, способную адаптироваться к происходящим изменениям, а в дальнейшем занять в жизни достойное место. С этой целью разработаны Федеральные государственные стандарты, основной смысл которых заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. Впервые стандарты разрабатываются как система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования.

Интерес к вопросам языковой и культурной адаптации заставил обратиться к проблеме соотношения языка, личности и культуры. Успешная адаптация - это цель новой системы образования и воспитания личности. ФГОС второго поколения направлены на «формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование...».

Исследования проблемы соотношения личности и культуры сквозь призму языка предпринимались давно. В центре внимания первоначально находилась культура (обычаи, обряды, способы хозяйствования, воспитания, семейные отношения). Любой язык, равно как и речь, рождается в рамках определенной национальной культуры, поэтому правомерно рассматривать связь языка и культуры, которая представляет собой перенос информации из национальной культуры одного языка в культуру другого языка.

Одна из главнейших функций языка - коммуникативная. Она реализуется в разных сферах человеческой деятельности. Язык, являясь основным средством человеческого общения, называется средством передачи информации от говорящего к слушающему. Поэтому язык согласует потребности и условия протекания коммуникативной деятельности человека, так как общественная, в том числе трудовая деятельность не возможна без обмена информацией.

Известно, что язык - среда культурного обитания его носителей. Межкультурная коммуникация реализуется в условиях культурообусловленных различий представителей разных этносов и зависит от их коммуникативной компетенции и целей. Восприятие коммуниканта зависит от представлений и убеждений, полученных в процессе социализации, и определяется принадлежностью к тому или иному лингвокультурному сообществу. При межкультурной коммуникации различий в восприятии вербальных культур может быть больше, чем совпадений, что создает дополнительные проблемы.

В настоящее время образованию отводят одно из первых мест среди факторов развития человечества. Основное предназначение образования во все времена состояло в обогащении научного знания, приобщении к культуре.

Образование есть фундамент культуры, ее основа. Ни одно общество не может функционировать и развиваться без системы ценностей. Среди актуальных проблем развития школьного образования в нашей стране можно выделить проблему соответствия системы образования культурным процессам, происходящим в обществе. Развитие культуры и развитие образования - процессы, во многом протекающие параллельно, синхронно и взаимосвязано. Система образования в обществе адекватно отражает соответствующую культурную систему с ее ценностями и ориентирами.

Одним из способов совершенствования образования можно считать поликультурное развитие личности и формирование культуры межнационального взаимодействия. Данное направление отмечается как приоритетное министром образования Российской Федерации Д.В. Ливановым. Это связано с переходом на обучение по ФГОС второго поколения, в котором зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы. По мнению министра, это положительно скажется на развитии детей, так как иностранные языки способствуют повышению интеллекта, а также развивают память и коммуникативные навыки.

Исходя из данных положении, а также анализа учебной и практической литературы мною было принято решение о создании образовательного проекта, т.к. я считаю, что данный проект позволит обучающимся осознать значимость иностранного языка и, продолжив обучение в основной школе, принять верное решение о вариативности выбора направления в изучения второго иностранного языка.

Цель проекта - создать условия для формирования и развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся в рамках изучения культуры народов Европы через организацию их внеурочной деятельности.

Задачи:

- развитие иноязычных коммуникативных компетенций;

- формирование универсальных учебных действий в различных культурообразующих аспектах;

- формирование навыка публичных выступлений;

- развитие навыка проектной деятельности;

- социализация и формирование чувства успешности обучающихся;

- формирование и развитие положительного отношения к окружающим людям и к другим культурам, умения работать в команде;

- воспитание всесторонне развитой личности.

Теоретическую основу проекта составили теории гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй, Т. Херрис), где главной идеей является создание условий «значимого учения», которое по К. Роджерсу представляет из себя не простое усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно - когнитивного опыта обучаемого, связанного со всей его личностью.

Обучение культурным аспектам языка предоставляет богатейшие возможности для самообучения и самовыражения учащихся.

Проект предполагает эффективную работу в разноуровневых группах. Благодаря личностно-ориентированным, (а значит, высоко мотивирующим) гуманистическим упражнениям, парной и групповой работе - каждый учащийся добивается прогресса соответственно своему индивидуальному темпу. Смещение акцента роли учителя на уроке с авторитарной к фасилитаторской создает климат доверия на занятии и, тем самым, вовлекает учащихся в разнообразные виды деятельности, особенно в такие значимые, как диспуты и ролевые игры.

Показатели оценки результатов:

1. Положительная динамика сформированности УУД и личностных результатов.

2. Наличие единой образовательной среды школы, соответствующей требованиям ФГОС.

3. Степень удовлетворѐнности условиями и качеством обучения в школе со стороны родителей, педагогов и учащихся.

4. Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, уровень мотивации.

5. Повышение уровня квалификации педагогических кадров в рамках освоения ФГОС.

8. Представление опыта в профессиональных педагогических сообществах, СМИ о результатах организации учебно-воспитательного процесса


3. Календарный план реализации образовательного проекта

Этапы

Перечень запланированных мероприятий

Сроки проведения

Исполнители

1. проектировочный

- изучение материалов о внеурочной деятельности ОУ;

-разработка нормативно-правовой базы для сопровождения деятельности;

- создание психолого-педагогической карты участников проекта;

- создание рабочей программы проекта

2014 г.

Творческая группа в составе:

Ларина Л.В. - заместитель директора по ВР;

Смородинова Н.А. - методист начальной школы;

Бобкова О.А. - учитель английского языка

Мурзина Л.А. - педагог-психолог школы

2. практический

- наполнение оболочки рабочей программы теоретическими и практическими материалами;

- набор учащихся и формирование групп;

-психологическое сопровождение проекта;

- процесс обучения;

- подведение итогов реализации этапа.

2014-2016гг.

Творческая группа

3. аналитический

- анализ результатов за период работы проекта;

- корректировка и доработка проекта;

- распространение опыта на разных уровнях и в разных формах;

- переход в режим функционирования деятельности.

2017-2018гг.

Творческая группа


4. Прогнозируемые результаты проектной деятельности

Результативность данного проекта предлагается рассмотреть с позиции обучающихся, учителей и родителей. Таким образом:

- будут углублены и расширены культуроведческие, страноведческие и др. знаний обучающихся;

- повышена мотивация к изучению иностранного языка;

- будут сформированы навыки самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся;

- будет осуществляться развитие познавательных интересов, повышение творческого потенциала учащихся и достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых в процессе внеклассной работы;

- будут сокращены сроки адаптации обучающихся к изучению иностранных языков;

-будет увеличена степень удовлетворѐнности условиями и качеством обучения в школе со стороны родителей, педагогов и учащихся;

- возрастет профессиональная «комфортность» педагогов, заинтересованность в творчестве и инновациях;

- формирование информационно-образовательной среды позволит в значительной мере реализовать личностно-ориентированный и деятельностный подходы в образовательном процессе.


5. Прогноз возможных рисков реализации инновационного проекта и средства их компенсации

Для выявления на каждом этапе эксперимента возможных негативных последствий и их своевременной коррекции необходимо регулярное отслеживание хода инновационной деятельности координаторами.

Наименование рисков

Описание рисков

Механизмы минимизации рисков

Уровень риска

Социально-психологический

Негативное реагирование отдельных учащихся и родителей на нововведения.

Система ознакомительных занятий и родительских собраний, психолого-педагогическая поддержка эксперимента.

низкий

Кадровые риски

Негативное отношение ряда учителей к нововведениям.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, индивидуальная работа с педагогами, консультации с координаторами инновационной деятельности.

низкий

Неэффективное использование некоторыми учителями нового для них содержания образования и образовательных технологий.

Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, курсов и консультаций.

средний

Финансовый риск

Недостаточное финансирование для реализации проекта.

Участие в социальных проектах для получения грантов.

Доходы от платных дополнительных образовательных услуг

средний

5. Состав участников инновационного проекта

№ п.п.

Ф.И.О. участников инновационного проекта

Должность

Функциональные обязанности в ходе реализации инновационного проекта

1.

Киреевская Валентина Анатольевна

Директор школы

Материально-техническое обеспечение

2.

Ларина

Лариса Владимировна

Заместитель директора по воспитательной работе

Планирует, координирует и направляет работу творческой группы.

Разработка плана эксперимента, рекомендации по содержанию и формам, определение задач для участников эксперимента

Подготовка отчетной документации по анализу кадровых и учебно-методических ресурсов, разработка

планов мероприятий для участников эксперимента

3.

Виноград

Галина Владимировна

Заместитель директора по ШИТ

Техническое обеспечение

4.

Смородинова Наталья Александровна

учитель начальных классов

Проведение обучающих семинаров с участниками эксперимента

5.

Бобкова

Ольга Александровна

учитель английского языка

Разработка плана эксперимента, методических рекомендаций. Проведение круглых столов, семинаров для участников эксперимента.

Разработка программы кружковой деятельности

6.

Мурзина Людмила Анатольевна

педагог-психолог

Разработка таблиц предметных,

метапредметных результатов.

Психологическое сопровождение проекта.

Предлагаемый образовательный проект - актуальный, востребованный и не капиталоёмкий. Это не только новый способ профориентации, но и активный интересный досуг, который дает возможности коммуникативно-творческого существования личности.

7. Список использованной литературы

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Гргорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Пучкова, Ю.Я Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. [Текст] /Ю.Я. Пучкова - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 78 с

  3. Реми Гишар. Диски «50 лучших сказок и историй», Издательство «Eveil et Decouvertes», Франция, 2008.

  4. Стихи и пьесы для детей: сборник на английском языке. [Текст] /составители К.А. Родкин, Т.А. Соловьёва - М.: «Просвещение», 1980. - 176 с.

  5. Твагирамунгу Н. Поговорим о Франции. - Москва, «Чистые пруды», 2007

  6. Федотова Н. Drama in use. Размышления на тему // English. Приложение к газете «Первое сентября». - 2004. - №4. - С. 3-4

Электронные ресурсы

7. Зайцева, Г.Г. Драматизация и инсценирование как виды организации внеклассной работы по иностранному языку [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». - М., 2006-2007. - URL: festival.1september.ru/articles/410128/?numb_artic=410128 (22.02.11).

8. Сергиенко, М.А. Мастер-класс по теме: «Игровой метод в обучении английскому языку» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». - М., 2006-2007. - URL: festival.1september.ru/articles/412195/ (22.02.11).

9. Требухова, Г.Л. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся [Электронный ресурс] // фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». - М., 2006-2007. - URL: festival.1september.ru/articles/412170/ (22.02.11).

10. fun4child.ru/

11. skazka.bombina.com/

12. ourkids.ru/

14. kids.dnschool.ru/

15. englishforme.ucoz.ru/

16. englishclub-spb.ru/

17. elf-english.ru/

18. english-online.ucoz.ru/

19. free-books.org/

20. a-zcenter.ru/tales/


© 2010-2022