Статья: ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Г. А. Халмурзаева

Учитель английского языка средней школы №21

Карагандинская область, г. Жезказган

Аннотация

В данной статье рассматривается опыт о применении новых образовательных технологий на уроках английского языка для повышения эффективности образовательного процесса. Выделяются и описываются характерные особенности интереса обучающихся - это один из решающих факторов процесса образования. Предложены методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обновления обучения иностранным языкам.

В настоящее время стратегическая задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обученности. Иностранный язык обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при организации обучения, а именно:

  • межпредметностью - содержанием речи могут сведения из различных областей знаний;

  • многоуровневостью - с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, с другой - умениями в четырех видах речевой речи;

  • полифункциональностью - иностранный язык может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в других областях знаний;

  • ситуативность - решение конкретных коммуникативных задач в условиях ситуативного иноязычного общения

Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход , ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса. Задача современного образования состоит не только в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого осмысления мира, направленного на индивидуальное развитие личности. Изучать английский язык - значит расширять свой кругозор, тренировать память, получать новые возможности в жизни. Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. И достичь этой цели можно только при применении новых инновационных технологий в школе. Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного и воспитательного процесса, формирование новых отношений в школе - это на сегодняшний день требование времени. [1] Я считаю, что именно от учителя в первую очередь зависит то, каким будет школьное образование, какими будут наши выпускники, каким будет наше будущее.

Учитывая то, что в классах часто присутствуют ученики с различным уровнем языковой подготовки на каждом своем уроке я использую поэлементно несколько современных образовательных технологий:

• технологии развития критического мышления,

• информационно-коммуникационные,

• проектный метод,

• здоровьесберегающие технологии.

Целью обучения английскому языку в школе является развитие у учащегося способности к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия. Сопоставление нового, приобретаемого учеником опыта, с имеющимися у него знаниями сопровождается приобретением его индивидуального опыта. Приобретение индивидуального опыта учащегося осуществляется за счет активизации процесса обучения. А это достигается путем применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В данной технологии принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором каждый ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений.

Американские педагоги Дж. Стил, К.Мередит и Ч.Темпл разработали структуру технологии РКЧМ, состоящую из трех стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

Первая стадия (стадия вызова) - актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используются различные приемы и стратегии, например, кластеры.

Так, при изучении в 8 классе раздела «Исскуство» можно составить кластер: Your associations to the word " Art ".Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов - мозгового штурма и создания кластера. Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется в группах. Ученики составляют предложения по теме, обмениваются информацией, работают в группах. Каждая группа называет предложение, и предложения записываются на доске. Та команда, которая дала предложение, задает вопрос.

Вторая стадия-осмысление нового материала. Здесь происходит основная содержательная работа с текстом. На данном этапе обучения в процессе работы с новой информацией ученикам предлагается использовать такой прием, как маркировка текста символами:"v"-знаю, "+"-новая информация,"-"-что я узнал, не совпадает с тем, что я знал,"?"-недостаточная информация, надо больше узнать. То, что учащиеся узнали из текста, мы дополняем другим цветом к кластеру.

Третья стадия-размышления или рефлексии. Здесь учащиеся осмысляют изученный материал и формируют свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данном этапе учащиеся отвечают на вопросы, обсуждают свое отношение к празднику, а также выполняют творческую работу в форме пятистишия - синквейна (это стих из пяти строк, который требует систематизации информации в сжатой форме по теме).

Таким образом, используя приемы и стратегии технологии развития критического мышления, можно «вооружить» учащихся самыми разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации. Ребята учатся работать с текстом: оценивать информацию, выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.

Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. ИКТ являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Особенно широко я пользуюсь мультимедиа-презентациями, созданными в программе Power Point. Они просты в изготовлении и позволяют создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. На этапе закрепления лексики, а также при обобщении и повторении - интерактивные задания, при контроле - интерактивные тесты, при защите проектов- компьютерные презентации. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т. е. обучение во взаимодействии. [3]. Кроме того, созданные самими учащимися презентации являются отличной наглядной опорой для формирования и развития навыков устной речи. Например, были созданы презентации " National Holidays in America and UK " в 10-х классах, " History of the Olympic Games " в 9 классах, " The British Royal family " в 8-х классах. Использование информационно-коммуникационных технологий при проведении уроков позволяют мне активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению английского языка, создают дополнительные условия для формирования и развития языковых навыков учащихся. [2]

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Очень важно то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания. Работая в проектной группе, ученики включены в активный диалог культур, используют знания и умения в английском языке в новых нестандартных ситуациях. Мои ученики выходят с исследовательскими работами на школьные научно-практические конференции, есть опыт участия в областной конференции (ученица Тлеубай Асем заняла второе призовое место). Проектная деятельность вызывает особый интерес особенно у старшеклассников, т.к. они многое умеют и знают, и работа над проектами помогает им реализовать свои знания, умения и навыки. Она начинается на этапе формирования речевых навыков и заканчивается на этапе развития умения презентацией проекта и его защитой. Суть технологии: стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решению этих проблем, умение практически применять полученные знания. Дает возможность результативного проектирования учебного процесса.

На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому особое внимание уделяю использованию здоровьесберегающей технологии. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания. Во избежание усталости учащихся провожу следующие виды работ: чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, самостоятельная работа. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Элементами здоровьесбережения на уроке английского языка выступают и сама структура урока, приемы подачи нового материала и техники его отработки, в том числе использование физкультминуток и минуток-релаксаций, дыхательная гимнастика.

Каждый урок начинаю с "Warming up" (так называемого «разогрева»), состоящие из различных лексических, фонетических и лексико-грамматических «зарядок». Для повторения пройденного материала использую разные игры. Игры способствуют релаксации, вызывают положительные эмоции, легкость и удовольствие. Конечно, игры можно использовать при изучении английского языка во всех классах на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого возраста и уровня развития, подготовленности и информированности учащихся. Только характер материала и задачи меняются от класса к классу.

Часто использую на уроках песни, которые позволяют учащимся отдохнуть, формируют фонетические, лексические, грамматические навыки, повышает интерес к предмету, снижает утомляемость.

Эффективная организация урока, учитывающая психо-физиологические особенности обучающихся и дающая возможность самореализации каждому ребенку, обеспечивает высокое качество обучения и сохранение здоровья учащихся. Я стараюсь, чтобы каждый урок, развивая и обучая школьника, повышая его учебную мотивацию, придавал ему уверенности в своих силах и укреплял его здоровье. Использование здоровьесберегающих технологий развивают творческие способности учащихся и положительно влияют на их психофизическое здоровье.

Правильный отобранный теоретический материал, эффективно закрепленный на практике посредством интеграции разных методических приёмов в ходе совместной творческой деятельности ученика и педагога, является качественной инновационной стратегией современного учителя. Применение инновационных технологий обучения на уроках английского языка помогает решать проблемы речевого общения школьников с различным уровнем способностей, эффективного использования времени урока, повышения мотивации к изучению английского языка. Новые формы речевого общения на уроках способствуют формированию творчества, познавательной активности, самостоятельности детей. Таким образом, применение современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным, добиваясь при этом более качественных результатов.

Список использованной литературы

1. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных инновационных технологий. - Инновационные технологии 1998, № 6, с. 21-22.

2. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ, 2008, №4, с.36-41.

3. Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 - 2005. № 2, с. 221-222.

3. Белякова М. А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика // Иностранные языки в школе. - 2007. - №3.




© 2010-2022