• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Реферат на тему ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Реферат на тему ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Галиева Линиза Чулпановна, учитель английского языка 1 категории МБОУ СОШ №17 городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан. Инновации в образовательном процессе в рамках реализации Национальной образовательной инициативы « Наша новая школа», федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения

Учитель, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для ученика, постоянно находится в процессе поиска. Как избежать монотонности, рутины? Что можно сделать, чтобы ученики с разным потенциалом приобрели как можно больше знаний, умений и навыков? Как внушить ученику понимание того, что не только учитель, но, прежде всего он сам несет ответственность за свою учебу, а значит, и за ее результаты?
Думаю, каждый учитель был бы рад найти ответы на эти вопросы. В последние годы групповое обучение стало одной из эффективных и популярных технологий. В наше время мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи и нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку.
Социальное взаимодействие учеников приводит к заметному улучшению психологического климата в классе: ученики получают качественно новые социальные роли по сравнению с традиционным обучением, они уже не соперники, а члены одной команды. Меняется и роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего группы в рабочее русло.

Групповые технологии

При изучении иностранного языка ученикам можно преподнести статистические данные такого плана:

  1. Мы усваиваем 10% информации, когда читаем.

  2. 20% информации, когда слушаем.

  3. 30% информации, когда видим.

  4. 90% информации, когда учим других.

Из этого следует, что, дав возможность ученикам как можно чаще обучать друг друга, мы можем добиться неплохих результатов качества обучения.

Выделяют 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1. фронтальная (одновременная) работа с классом

2. работа в статичных парах.

3. групповая работа (на принципах дифференциации).

4. межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели)

5. фронтально- коллективная деятельность

Собственно групповыми технологиями в практике называют 3 и 4 уровни организации учебной работы в классе.

Цели:

1.Обеспечение активности учебного процесса

2.Достижение высокого уровня усвоения содержания как требует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  1. Взаимное обогащение учащихся в группе;

  2. Организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

  3. Распределение начальных действий и операций;

  4. Коммуникацию;

  5. Обмен способами действия;

  6. Взаимопонимание

Особенности организации

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  1. Класс делится на группы для решения конкретных задач;

  2. Каждая группа получает отдельное задание ( либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя.

  3. Задание в группе выполняется таким образом, которое позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  4. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.





Технологический процесс

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1.Подготовка к выполнению группового задания

а) постановка познавательной задачи ( проблемная ситуация);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала по группам;

2. Групповая работа

г) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

д) распределение заданий внутри группы;

е) индивидуальное выполнение задания;

ж) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

з) обсуждение общего задания группы ( дополнения, уточнение, обобщение);

и) подведение итогов группового задания

3. Заключительная часть

к) сообщение о результатах работы в группах;

л) анализ познавательной задачи;

м) общий вывод о групповой работе и качество решения поставленной задачи.

Разновидности групповых технологий

1.Групповой опрос. 2.Общественный смотр знаний 3.Учебная встреча 4.Диспут.

Методические принципы метода активизации

Методические принципы, лежащие в основе метода активизации:

  1. Принцип коллективного взаимодействия.

  2. Принцип личностно-ориетированного учебно-воспитательного общения.

  3. Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса.

  4. Принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса.

  5. Принцип полифункциональности упражнений, который отражает специфику системы упражнений.

Ведущим из них является принцип коллективного взаимодействия. Именно этот принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства, способы и условия единого учебно-воспитательного процесса как требует ФГОС второго поколения

Технологии уровневой дифференциации

Дифференцированное обучение - это:

  1. Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких - либо значимых для учебного процесса качеств;

2.Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся

Основа формирования групп

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования групп, различают дифференциацию:

  1. По возрастному составу ( школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы)

  2. По полу ( мужские, женские, смешанные классы, команды, школы)

  3. По области интересов ( гуманитарные, физико-математические…)

  4. По уровню умственного развития ( уровню достижений)

  5. По личностно-психологическим типам ( типу мышления, темпераменту…)

  6. По уровню здоровья.

По организационному уровню групп выделяют дифференциацию:

  1. Региональную - по типу школ ( спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы)

  2. Внутришкольную ( уровни, профили, отделения, уклоны, углубления…)

  3. В параллели ( группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения …)

  4. Межклассную ( факультативные, сводные, разновозрастные группы)

  5. Внутриклассную и внутрипредметную ( группы в составе класса)

Дифференцированные программы предусматривают два важнейших аспекта:

  1. Обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями, навыками ( от репродуктивного до творческого)

  2. Обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении как требует ФГОС второго поколения

Заключение

Итак, в примерной программе образования, воспитания и социализации учащихся ФГОС второго поколения, которая разработана для начального и основного образования четко прописаны все виды внеурочной деятельности, сгруппированные в шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое направление, а также общественнополезная и проектная деятельность, которые сохранятся и в программе для старшей школы.
Программа воспитания и социализации учащихся по своей новизне, может быть, один из самых серьезных для нашей школы. Она открывает направление деятельности, которая раньше системно никак не описывалась. Инвариантная часть базисного учебного плана в начальной и основной школе составляет примерно 65%, а на вариативную часть отводится 35%. В старшей школе соотношение иное. Инвариантная часть составляет около 35%, а вариативная - 65%. Так или иначе педагогам придется менять привычные формы работы в пользу групповых технологий и уровневой дифференциации.

По данным анкетирования 82% учеников отметили, что групповая работа и дифференцированный подход повышает качественный уровень усвоения материала.

По анализу проведенных проверочных работ, качество усвоения материала обучающимися вырос на 20 процентов (с 32 до 54 соответственно)

Значит, по-другому нужно будет планировать и учебное время. Не обязательно первую половину дня будут аудиторные занятия, а вторую - внеучебная деятельность. Школа станет более разнообразной, будет лучше учитывать специфику своего местоположения. А стало быть - и более эффективной, более способной участвовать в формировании, возможно, самой «новой» привычки современного человека: привычки учиться.



© 2010-2022