К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

В условиях Областного детского дома г. Ангарска нами был наработан ценный опыт по эффективному формированию коммуникативной компетенции. Очень хорошо коммуникативные задачи решаются в процессе игры. Игра — это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь. Через игру они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взросл...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 37.018.324

ББК 74.200.6

Забродина Анна Владимировна

Воспитатель Областного детского дома г. Ангарска

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

ON THE FORMATION FACTOR COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF CHILDREN'S HOME.

В современном обществе люди разного возраста сталкиваются с отсутствием способности устанавливать и поддерживать друг с другом нормальные личные и деловые отношения. Основной причиной этого является неумение полноценно общаться друг с другом, т.е. низкий уровень коммуникативной компетентности. Необходимо отметить, что коммуникативная компетенция естественным путем присваивается очень медленно и у большинства людей редко может достичь высокого уровня

В образовательных учреждениях не обучают эффективному общению, а самостоятельно приобрести навыки коммуникации человеку сложно. Из-за существующего низкого уровня коммуникативной компетентности в современном обществе возникают как личностные, так и групповые конфликты

В нашей стране актуальность недостаточного развития коммуникативной компетентности была осознана психологами еще в 60-е годы, когда появились работы, посвященные лекторскому мастерству. Однако вплоть до 80-х годов данная проблема не рассматривалась всесторонне и не решалась в психологическом плане. Более того не было определено само понятие коммуникативной компетентности, не существовало методик, ориентированных на практическое повышение коммуникативной компетентности людей.

В начале 80-х годов появилась новая практика, связанная с применением социально-психологического тренинга. Вначале тренинг использовался для решения таких задач как психокоррекция и психотерапия нарушений эмоциональной и межличностной сферы. Однако вскоре его стали использовать и для повышения коммуникативной компетентности людей. Также было дано научное определение понятию «коммуникативная компетентность», появились исследования на тему о развитии коммуникативной компетентности (Л.А.Петровская, Т.Ю. Савельева, Г.С.Васильев, Е.В. Залюбовская, А.Г. Ковалев, Л.И.Новикова, Ю.Н.Емельянов и другие).

Анализ публикаций на данную тему позволяет сделать вывод что коммуникативная компетентность не является до конца изученной и вызывает в научном сообществе много споров о своей сущности. Кроме того, до сих пор четко не определено само понятие коммуникативной компетенции.

По словам Кухаренко В. А. «существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т. е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью».

Проблема низкого уровня коммуникативной компетенции актуальна для современных детей и подростков, одной из причин является виртуализация общения, т. е. подмена подлинного общения общением с виртуальным собеседником. Другая причина - низкий уровень читательской активности, дети не усваивают житейскую мудрость, содержащуюся в художественной литературе. Еще одна причина это так называемое «клиповое мышление» подростков, сформированное современными средствами массовой информации, когда информация подается небольшими фрагментами, не требующими глубокого анализа и не дающее развития мысли.

Сложность и неоднозначность развития детей и подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях, требуют особого отношения, специфических взаимоотношений с ними. Дети, изъятые из неблагополучных семей, поступая в социальное учреждение, зачастую не имеют положительного коммуникативного опыта. В условиях детского дома или интерната они сталкиваются с другой проблемой - ограниченным кругом взрослых, обеспечивающих его жизнедеятельность. Такая ситуация влечет за собой такие последствия как недостаточный словарный запас ребенка, эмоциональная холодность, замкнутость, стремление избегать неудобных ситуаций либо напротив провоцирование конфликтной ситуации.

Коммуникативная сфера очень важна для полноценной социализации ребенка оставшегося без попечения родителей. Умение общаться, строить отношения с различными людьми и в различных ситуациях является одним из показателей успешности воспитанника детского дома или интерната.

Понимая, какие проблемы сегодня стоят перед подрастающим поколением в целом, мы должны найти те способы, которые помогли бы молодому человеку найти свое место в этой жизни, сформироваться как личность, здоровая в своем физическом, психическом и духовном развитии, как гражданин своей страны.

Эффективность процесса по формированию у детей-сирот «коммуникативных компетенций», во многом зависит от выстраивания педагогом ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи.

В условиях Областного детского дома г. Ангарска нами был наработан ценный опыт по эффективному формированию коммуникативной компетенции.

Очень хорошо коммуникативные задачи решаются в процессе игры. Игра - это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь. Через игру они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки общения и качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

В этой связи интерес представляет система оригинальных игр В. М. Холмогоровой, М. И. Смирновой. Содержанием игр являются воображаемые ситуации, принятие игровых ролей и погружение детей в сказочные сюжеты.

Кроме игровой деятельности в условиях нашего учреждения используются такие активные методики и технологии развития коммуникативных умений и навыков как флеш-мобы, театральные постановки, тренинги, часы общения, которые заканчиваются рефлексией.

Для расширения круга общения воспитанников активно привлекаются волонтерские организации, в которые входят люди различных возрастов и интересов. Воспитанники имеют возможность заниматься в кружках и секциях, находящихся вне стен детского дома. Некоторые дети имеют опыт общения с иностранными сверстниками в ходе участия в международных соревнованиях.

Положительно на формирование коммуникативных умений и навыков влияет и тот факт, что дети обучаются в массовой школе и общаются с детьми, проживающими дома.

Различные творческие или интеллектуальные конкурсы, в которых воспитанники принимают участие, выступая с декламациями или докладами, так же способствуют развитию коммуникативной компетенции.

Мониторинг коммуникативной сферы в нашем детском доме показывает, что дети обладают коммуникативными умениями и навыками в основном на среднем уровне, однако радует тот факт, что в последние годы увеличивается количество воспитанников с высоким уровнем.

Таким образом, вопрос о формировании коммуникативной компетентности как фактора успешной социализации воспитанников детского дома является актуальным, требует дальнейшего изучения и разработки методического сопровождения.


© 2010-2022