• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Формирование навыков и умений диалогической речи на уроках английского языка учащихся 9 класса. Система упражнений, средства и объекты текущего и итогового контроля (на материале УМК: Биболетова М. З. , Бабушис Е. Е. , Кларк О. И. , Морозова А. Н. , Соловьёва

Формирование навыков и умений диалогической речи на уроках английского языка учащихся 9 класса. Система упражнений, средства и объекты текущего и итогового контроля (на материале УМК: Биболетова М. З. , Бабушис Е. Е. , Кларк О. И. , Морозова А. Н. , Соловьёва

Раздел Иностранные языки
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование навыков и умений диалогической речи на уроках английского языка учащихся 9 класса. Система упражнений, средства и объекты текущего и итогового контроля (на материале УМК: Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Кларк О.И., Морозова А.Н., Соловьёва И.Ю. Английский язык: Enjoy English: Учебник английского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений).

Задачи курса в области говорения заключаются в дальнейшем развитии речевого умения в монологической, диалогической и полилогической формах; в формировании у учащихся гибких и вариативных умений говорения, способности и готовности к варьированию и комбинированию языкового материала, ориентируясь на решение конкретных коммуникативных задач.

В плане диалогического общения учащиеся должны овладеть умением:

  • вести этикетный диалог в стандартных ситуациях общения в рамках тем учебника, используя соответствующие формулы речевого этикета (начать, закончить, поддержать разговор, поздравить, поблагодарить, извиниться, вежливо переспросить, вежливо согласиться / отказаться) - объём диалога 4 реплики со стороны каждого партнёра;

  • вести диалог-расспрос (вежливо расспросить, используя основные типы вопросов, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего, взять интервью) - объём диалога до 6 фраз со стороны каждого партнёра;



  • вести диалог-обмен мнениями (выразить свою точку зрения, согласиться / не согласиться с точкой зрения партнёра, выразить сомнение, одобрение, свою эмоциональную оценку) - объём диалога 5-7 реплик со стороны каждого партнёра;

  • вести диалог-побуждение (выразить просьбу, совет, рекомендовать, предложить, убедить, используя не только повелительные предложения, но и различные синонимические средства; принять или не принять совет) - объём диалога 4 реплики со стороны каждого партнёра;

  • пользоваться различными видами диалога, комбинируя их в зависимости от ситуации общения и используя суждения оценочного характера.

9-й год обучения является завершающим в основной школе. По сравнению с начальным и средним этапами обучения говорение носит в большей степени продуктивный характер. Речевое действие совершается с опорой на образец (готовый микродиалог из учебника), по аналогии, инициативно, исходя из поставленной коммуникативной задачи, которая может затрагивать как личностно-, так и общественно значимые темы. Значительное развитие получают механизмы комбинирования, варьирования, трансформации, перифраза.

Обилие групповых и коллективных заданий позволяет учащимся ощутить подлинную атмосферу общения, чаще аргументировать и отстаивать свою точку зрения, вносить свой вклад в коллективное решение проблем вербальными средствами.

В данном учебнике прослеживается несколько моделей обучения говорению:

а) от задания, предполагающего высказаться на известную учащимся тему с опорой на ключевые слова, план к диалогической речи без опоры;

б) от прослушивания (на аудиозаписи) и повторения диалогов- и полилогов-образцов путем их воспроизведения и прочитывания по ролям к инсценированию (разыгрыванию) диалога в свободной форме с заменой отдельных лексических единиц или реплик. Конечной целью, к которой приводит работа по данной модели обучения говорению, является создание учащимися своих собственных диалогов/полилогов применительно к коммуникативным задачам, возникающим в разных условиях и ситуациях общения;

в) от чтения текста, который содержит новые для учащихся факты или интересный сюжет, к его последующему обсуждению с использованием известных учащимся лингвистических средств и средств, которые учащиеся почерпнули из текста.

Данная модель имеет свою логику и последовательность развертывания работы. Вначале учащиеся читают текст про себя с использованием одной из предложенных им стратегий (с целью ознакомления с общим содержанием, выбора нужной информации, достаточно полного понимания прочитанного). Затем, например, при ознакомительном чтении, они интерпретируют текст, выделяя основные факты, определяют тему и идею текста. В процессе работы учащиеся все дальше отходят от конкретного содержания текста, рассматривая обсуждаемую проблему через призму собственного жизненного опыта.

Поскольку круг проблем, над которыми способны размышлять 15-16-летние учащиеся, уже достаточно обширен, каждый раздел учебника завершается обсуждением общественно важных вопросов в одной из описанных форм по выбору учащихся.

Весь ход работы обеспечивается системой подготовительных и собственно коммуникативных упражнений. В процессе выполнения подготовительных упражнений учащиеся овладевают отдельными лексическими единицами, автоматизируют определенные грамматические действия, воспроизводят материал без существенных изменений. При этом авторы стараются придать формулировкам заданий подготовительных упражнений коммуникативный смысл, ориентирующий детей на возможное использование осваиваемых ими языковых и речевых средств в реальной жизни,

В процессе выполнения серии коммуникативных упражнений учащимся предлагается решить (убедить, расспросить, проинформировать, рассказать, сообщить, описать, доказать) коммуникативные задачи разной степени сложности: от высказывания на уровне одной фразы или микродиалога до расширенных реплик в полилоге и диалоге; от выступления по известной проблеме до обсуждения новых для учащихся проблем.

Контроль за продуктивным умением учащихся в говорении можно осуществить с помощью заданий под рубрикой "Ргоgгеss Сhеск". Например:

You are planning an outing or day of entertainment. Make up a dialogue following the guideline. Then act out the dialogue. Don't forget to greet each other and to say goodbye.

В учебнике используется аутентичный материал, что позволяет учесть перспективу выхода на требования к уровню подготовки выпускников по английскому языку, заданному в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта по иностранным языкам и Примерной программе по английскому языку.

Для успешного выполнения заданий учащимся необходимо продемонстрировать следующие основные умения монологической и диалогической речи:

1. полностью и самостоятельно решить поставленную коммуникативную задачу

2. продемонстрировать владение продуктивными лексическими и грамматическими навыками, достаточными для решения поставленной коммуникативной задачи

3. самостоятельно строить развернутое высказывание

4. логично и связно строить высказывание, адекватно используя средства логической связи

5. выбирать и использовать адекватный стиль речи (соответственно ситуации общения, поставленной коммуникативной задаче, статусу партнера по общению)

6. адекватно ситуации общения употреблять формулы речевого этикета

7. соответственно поставленной задаче использовать такие типы речи, как повествование, описание, рассуждение и характерные для них языковые средства; уметь аргументировать свою точку зрения

8. поддерживать беседу, адекватно реагировать на реплики собеседника

9. быть инициативным партнером по общению (при необходимости начинать, заканчивать беседу, задавать вопросы, менять тему беседы, запрашивать мнение собеседника)

10. проводить свою стратегическую линию в общении, учитывая при этом мнение собеседника

11. соблюдать очередность при обмене репликами

12. пользоваться компенсационными стратегиями при сбое в коммуникации (переспрашивать при непонимании и т.д.)

Для примера рассмотрим упражнения в учебнике.

Unit 1. Families and Friends: Are We Happy Together?

Section 1. Holidays Are a Time for Adventure and Discoveries

Секция посвящена встрече друзей и одноклассников после школьных каникул и обмену впечатлениями. Тематика является знакомой, что позволяет сразу же настроить учащихся на речевую практику с использованием известного им лексического и грамматического материала.

В секции предполагается сильный акцент на диалогическую речь. Первые два упражнения включают в себя опоры, позволяющие снять лексические и грамматические сложности и стимулировать речь после каникул: Say why most teenagers enjoy holidays so much. Use the phrases…

Ask a classmate some of the questions below…

Упражнения 4 - 6 представляют работу с диалогическим текстом и включают задания на аудирование, чтение и др.

Далее представлено задание «Dialogue Vocabulary». Данное упражнение направлено на развитие фонетических навыков и овладение частотными фразами, используемыми в диалогах:

7 a) Listen and repeat the phrases from the dialogue. Try to copy the speaker's intonation.

Nice to see you again. You look great!

Did I guess it? Я угадал(а)?

Will you ever give me a chance to answer?

I'm afraid to disappoint you.

You look so sporty.

Oh, come on! Да ладно тебе!

I don't care about... Мне безразлично…

Oh, God, what for?

It was worth it. Это того стоило.

Oh, stop it! Tell me everything.

Do you mean that...? Ты хочешь сказать, что..?

Yes, I mean it. Да, именно так.

Well, I never. Ладно тебе!

You can't fancy… Ты не можешь себе представить…

Don't be silly!

Look here, … Послушай,…

It sounds fantastic!


Следующее задание нацеливает на самостоятельную диалогическую речь учащихся. В нём отрабатываются умения адекватно реагировать на реплику собеседника, отвечать на вопрос, выполнять просьбу, опираясь на зрительную опору.

7 b) Complete the dialogue to talk about holidays.

  • Hello!

  • Hi! I haven't seen you since June. Did you go on holiday?

  • Yes, I...

  • Oh, come on. Tell me more about it.

  • It sounds fantastic! How long did you stay there?

  • Will you go there next summer?

Дальнейшие упражнения позволяют повторить и закрепить материал:

8 Watch the video about holiday in Britain. Mark the following sentences as true or false.

9 Complete the dialogue with the options (1,2,3,4). Then act out the dialogue.

В качестве текущего контроля устной (диалогической) речи предлагается домашнее задание:

10 Make up a dialogue about your summer holiday. Act it out. Use the vocabulary from Ex.7, 8 and 9.



© 2010-2022