Самоанализ учителя немецкого языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Старостина Анна Михайловна Самоанализ учителя немецкого языка

Должность: учитель немецкого языка

Образование: среднее специальное, студентка

4 курса КФ НГПУ по специальности

«Русский язык и литература»

Общий трудовой стаж: 7 лет

Общий педагогический стаж: 7 лет

Стаж работы в данном ОУ: 6 лет

Я, Старостина Анна Михайловна, учитель немецкого языка Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Погорельская средняя общеобразовательная школа». Окончила в 2006 году Куйбышевский педагогический колледж по специальности иностранный язык.

Свою педагогическую деятельность я выстраиваю, руководствуясь Законом РФ "Об образовании", Концепцией модернизации российского образования, образовательной программой и программой развития ОУ.

В настоящее время общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни. Поэтому своей целью педагогической деятельности считаю формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием.

Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  • обеспечить каждому школьнику базовый уровень знаний по предмету через внедрение современных технологий;

  • обеспечить индивидуальное развитие детей через организацию учебной работы;

  • выстраивать педагогическую деятельность, учитывая уровень обученности, воспитанности и личностное развитие учащихся;

  • помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы.

  • поощрение учащихся к свободному выражению своих мыслей и чувств в процессе общения;

  • создание условий для личностного роста учащихся, раскрытие их творческого потенциала, поддержание устойчивой мотивации к изучению иностранного языка;

Кроме учебных задач, считаю обязательным решение воспитательных задач, прежде всего, развитие личностных черт характера, умение преодолевать трудности, научить мыслить, воспитание патриотических и гражданских чувств, личности с богатым духовным миром, подготовка обучающихся к продолжению образования, осознанному выбору профессии.

На своих занятиях я часто сталкиваюсь с низкой активностью учащихся на уроке, отсутствием культуры выполнения домашнего задания.
Каковы же причины этого? И как нахожу выход из этой проблемы?

Я считаю, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому методологические аспекты педагогического общения являются объектом тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги (Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимняя и др.). В психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения. ( И.Л.Бим, Е.И.Пассова, Г.В.Рогова, и др.). Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический опыт оптимальной организации учебного процесса.

В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как «особым образом организованное общение или особая разновидность общения» (В.К.Дьяченко). Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учеников и учителя, учеников друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на новом для них языке.

Преподавание осуществляю на основе педагогики сотрудничества,

в условиях отношения партнёрства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности наших речевых поступков.

В условиях соактивности основными орудиями у меня являются просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Я акцентирую внимание учеников на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего). Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение с детьми. Ведущим девизом нашей совместной деятельности является лозунг «Действуем вместе!». Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха сделать языковую ошибку, быть непонятым, чувствует себя раскованно и свободно.

Вступая в отношения сотрудничества, я ориентируюсь не на функции ребёнка как ученика (в соответствии с которым он должен выучить и ответить домашнее задание), а на его личность и перспективы её развития. Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах деятельности, стимулирует практическое использование иностранного языка.

Во взаимодействии учителя и ученика особое значение придаю учёту психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Я опираюсь на реальные познавательные интересы и желания учеников общаться на немецком языке. Это является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию у детей создаю за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности). В данном случае опираюсь на положительные эмоции ученика, вызванные хорошей оценкой.

Многое на занятии зависит от того, как я его начну. Никогда не останавливаюсь на явно неприемлемых способах начала занятия («Проверим домашнее задание» или «Сегодня мы познакомимся с основными формами глаголов»). Это не всегда соответствует психологии сотрудничества.

Стремясь создать атмосферу общения на занятии, я начинаю его с непринуждённой беседы, подобно той, которую можно услышать между несколькими приятелями. Такая беседа перерастает в задания урока, учащиеся вовлекаются в беседу, я не становлюсь контролёром, урок эмоционален, атмосфера дружелюбна. Итак, с самого начала занятия, при постановке цели, я обусловливаю, каким будет контакт между мною и учащимся. До начала урока я решаю, что целесообразнее - «натаскать» или научить учеников, как лучше преодолеть данный вид трудности; какой должна быть структура урока. И если я выступаю за настоящее сотрудничество с обучаемым, то:

- ставлю цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям общения;

- помогаю ученику осознать не только цель урока, но и пути её достижения. Тогда ученик сможет понять, какую пользу несёт ему каждый новый тип задания. В условиях сотрудничества у него будет возможность выбрать свой способ решения задачи. И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат.

С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяю дидактические игры, песни, включаю в каждый урок физкультминутки, зарядки для глаз, ввожу искусствоведческий материал, благоприятно влияющий на эмоциональную сферу школьников, применяю групповую и парную формы работы, чередую разные виды деятельности на уроке, включаю в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни. Также для формирования навыков здорового образа жизни в рамках учебного курса провожу уроки по темам «Здоровый образ жизни» в 9 классе, «Спорт в жизни человека» в 7 классе, «Спортивные игры» во 2 классе, «Зависит ли от тебя твое здоровье?» в 6 классе, в 7 классе - «Как ты проводишь свое свободное время?», «Ты друг своей планеты?» (5 класс) и др.

В учебном процессе использую задания, стимулирующие рефлексивную оценку. Я побуждаю учащихся осмысливать ход собственной учебной деятельности, оценивать свои достижения, определять трудности, ставить цели для дальнейшего развития. (Приложение 1)

За последние три года произошли серьезные изменения в нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса, что привело к пересмотру методических приемов в обучении иностранном языку. Если раньше обучение иностранному языку начиналось с 10-11 лет, то теперь фактически те же самые знания необходимо «вложить» в голову детей 7-9 лет. Поэтому тема моего самообразования, над которой работаю третий год: «Игра как эффективное средство обучения иностранному языку на начальном этапе обучения».

Все ученики приходят в школу с разным, чаще всего недостаточно развитым уровнем способностей к овладению учебным материалом: некоторые учащиеся быстро овладевают новыми знаниями, другим учеба дается с большим трудом. Передо мной возник вопрос: Как сделать так, чтобы дети с разным начальным уровнем развития достигли необходимого «минимума» и даже, возможно, большего?

Какова же цель урока немецкого языка на ранней ступени? Прежде всего - это формирование речевых навыков, входящих во все виды речевой деятельности. Для своей успешной деятельности я не просто готовлюсь к каждому уроку, а я четко продумываю каждый его этап, подбирая наиболее сочетаемые компоненты, находя в цепи звенья, прочно «цементирующие» все части в единое целое. Таким «цементом» на начальном этапе обучения служит игра.

При всей своей непринужденности игра является делом серьезным. Я четко осознаю, решению каких дидактических задач должна способствовать та или иная игра. На уроке немецкого языка игра - это всего лишь оболочка, форма, а прямое ее назначение - это обучение, способ овладения видами речевой деятельности как средствами общения. Кроме того, игра обладает и развивающей функцией, так как она побуждает эмоции, появляются активность, внимание, воображение и мышление.

Можно выделить шесть основных целей использования игры на уроке иностранного языка:

  1. развитие необходимых способностей и психических функций;

  2. развитие определенных речевых умений;

  3. формирование определенных навыков;

  4. развитие умения общаться

  5. познание фактов культуры

  6. непроизвольное запоминание речевого материала.

На мой взгляд, специфика игры заключается в том, что учебные задачи пред учащимися выступают не в явном виде, а маскируются, делая процесс обучения более интересным. Играя, ребенок не ставит перед собой никакой учебной задачи, но в результате игры он получает определенные знания, умения и навыки.

На своих уроках провожу от одной до нескольких игр, связанных между собой единым сюжетом. Перед учащимися ставлю определенную игровую цель, объясняю правила игры; что касается программы действия учеников, то это зависит от скрытой учебной цели. Если, например, учебной целью является формирование определенного навыка, то учащимся предлагается и поясняется речевой образец; а если необходимо развить умение высказаться, то речевой образец можно не задавать, а предложить детям зрительные опоры (картинки или фотографии).

Я владею определенным запасом всевозможных вариантов игр, использую огромный арсенал, накопленный опытом людей, это: лото, домино, шарады, загадки, конкурсы и другие. В моей педагогической копилке собраны многие игры, которые я успешно применяю в своей педагогической деятельности. (Приложение 2)

Главным учебным пособием для всех классов по немецкому языку является УМК (авторы: И.Л. Бим, Л.В. Садомова; И.Л. Бим, Л.И. Рыжова), включающие в себя:

1 Учебник;

2 Книгу для чтения;

3 Книгу для учителя;

4 Рабочую тетрадь;

5 Звуковое пособие.

Содержание тем УМК соответствует возрастным особенностям и отражает интересы учащихся, что напрямую повышает мотивацию изучения немецкого языка.

Считаю целесообразным использовать дополнительную литературу для обучения грамматике, говорению и аудированию. (Приложение 3)

Для своих обучающихся я создаю максимально комфортные условия обучения. Сделать обучение интересным и доступным мне помогает эстетично оформленный кабинет, (Приложение 4), в котором есть паспорт кабинета, утвержденный администрацией школы; техническое оснащение: компьютер, принтер; необходимый для работы набор учебно-методических и справочных материалов, таблиц по грамматике немецкого языка, всевозможные дидактические материалы: карточки, перфокарты, тесты. Применение современных компьютерных технологий во многом оказывает большую помощь в приготовлении и проведении уроков. Красочные презентации, интерактивные тесты, обучающее видео повышает интерес и познавательную активность учащихся.

В кабинете есть постоянно обновляющийся стенд «Мы создаем проекты». (Приложение 5). В ходе работы над той или иной темой учащиеся могут выполнить творческую работу в виде коллажа, проекта, книги, сообщения и так далее. Вид работы учащиеся выбирают самостоятельно, это может быть как коллективный проект, так и индивидуальный, где ученики в рамках одной темы выполняют различные творческие задания.

Класс

Вид деятельности

2

«Моя комната», «Моя семья», «Мой дом» (рисунки, фотографии)

3

«Что я люблю» (рисунки)

4

«Мое расписание уроков», «День Рождения» (приглашения, открытки

5

«Книга о себе»

6

«Мои летние каникулы», «За окном листопад» (коллаж, рисунки)

7

«Моя Родина» (рисунки, презентации), «Города Германии» (презентации, сообщения)

8

«Моя школа» (газеты), «Правила путешествий» (буклет)

9

«Моя будущая профессия» (сообщения, презентации)

10

«День Святого Валентина» (открытки, валентинки), «Мой любимый писатель» (сообшения, пезентации)

11

«Мой любимый фильм, актер» (сообщения, презентации, коллаж), «Престжные профессии в России, в Германии) (коллаж)

Кроме того, учащиеся активно принимают участие во внеурочной деятельности по предмету. (Приложение 6). Считаю, что разнообразные игры, конкурсы, викторины помогают развивать у учащихся чувство товарищества, коллективизма; подготовка и проведение вечеров, постановка сказок развивают у них художественный вкус, артистические способности; а научно-познавательные мероприятия углубляют знания по предмету, повышают качество успеваемости учащихся, закрепляют навыки самообразования.

За все время моей педагогической деятельности у меня не было учеников, обучающихся по моему предмету неудовлетворительно. С 2009 по 2013 учебный год качество знаний остается стабильным и составляет от 33% до 70%. (Приложение 7)

Самообразование занимает одно из важнейших мест в моей педагогической деятельности. Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, районных и школьных МО, покупаю методическую литературу, выписываю журналы «Иностранные языки в школе», «Немецкий язык. Все для учителя», электронную версию журнала «Первое сентября. Deutsch». Являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов как: school.edu.ru, edu.ru , fipi.ru; зарегистрированным пользователем интернет-порталов nsportal.ru, proshkolu.ru. (Приложение 8)

Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я пришла к следующим выводам:

  1. веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету;

  2. ориентируюсь в содержании базового уровня программы немецкого языка;

  3. владею различными методами, приемами обучения и воспитания учащихся и применяю их в практической деятельности;

  4. имею актуализированные знания, соответствующие государственному стандарту образования по немецкому языку, стараюсь расширить и углубить базу знаний;

  5. использую педагогические технологии проблемно-ориентированного развивающего обучения.

Несмотря на положительные результаты, считаю, что необходимо продолжить работу над совершенствованием использования различных форм проведения урока, шире использовать мультимедийные средства обучения и информационно-коммуникативные технологии, стараться поддерживать уровень позитивной мотивации к участию в общешкольных и внеклассных мероприятиях у обучающихся.

Наряду с положительными моментами вижу проблемы в своей работе:

  1. Работа над дальнейшим повышением качества знаний обучающихся

  2. Поддержание познавательного интереса к предмету.

  3. Совершенствование системы индивидуальной работы со слабыми и способными детьми.

  4. Совершенствование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самодисциплины.

Повышение качества обучения в дальнейшем вижу в более широком применении инновационных технологий при обучении немецкому языку.

Также в перспективе планирую с каждым ребенком создать «языковой портфель», в котором отражалась бы вся деятельность ученика, а также доработать свой персональный сайт, постоянно совершенствоваться в методах и приемах преподавания немецкого языка.



Приложение №1.

Физкультминутки. Рефлексия



Приложение №2

Игры.

Самоанализ учителя немецкого языкаСамоанализ учителя немецкого языка

Самоанализ учителя немецкого языкаСамоанализ учителя немецкого языка

Самоанализ учителя немецкого языка



Приложение №4

Паспорт кабинета. Кабинет.

Самоанализ учителя немецкого языка Самоанализ учителя немецкого языка



Самоанализ учителя немецкого языка Самоанализ учителя немецкого языка



Самоанализ учителя немецкого языка Самоанализ учителя немецкого языка





Приложение №5

«Мы создаем проекты» Самоанализ учителя немецкого языка Самоанализ учителя немецкого языка

Самоанализ учителя немецкого языкаСамоанализ учителя немецкого языка

Самоанализ учителя немецкого языка





Приложение №3.

Дополнительная литератураСамоанализ учителя немецкого языка

Самоанализ учителя немецкого языка



Самоанализ учителя немецкого языка



Приложение №6

Позитивные результаты внеурочной деятельности учащихся

№ п/п

Вид деятельности

Кол-во человек

Уровень

Результат

2010-2011 уч.год

1

Внеклассное мероприятие «Рождество в России и Германии »

6-10 классы

школьный

участники

2

«Праздник алфавита»

2 класс

школьный

участники

3

«Пасха в Германии»

7-9 классы

школьный

участники

2011-2012 уч.год

1

Праздник урожая

3 - 6 классы

школьный

участники

2

«Праздник алфавита»

2 класс

школьный

участники

3

Виртуальная экскурсия «Вдоль по Рейну»

8 класс

школьный

участники

4

Внеклассное мероприятие «Рождество в Германии»

6 - 11 классы

школьный

участники

2012-2013 уч.год

1

Праздник урожая

3 - 7 классы

школьный

участники

2

Конкурс детских презентаций «Зимние праздники в Германии»

Григорьева Виктория

районный

участник

3

Внеклассное мероприятие «Рождество в Германии»

6 - 11 классы

школьный

участники

4

Игра «Эрудит»

9 -11 классы

школьный

участники

5

Внеклассное мероприятие «Пасха в Германии»

6 -11 классы

школьный

участники



Из таблицы видно, что проведение некоторых внеклассных мероприятий стали традицией.





Приложение №8

Повышение квалификации, профессиональный рост

№ п/п

Тема курсовой подготовки, семинара

Год

Кол-во часов

Организация

1

«Инновации и актуальные проблемы обучения немецкому языку»

2010

72

НИПКиПРО

2

«Использование игровых средств и театрализации в обучении немецкому языку»

2010

18

Центр Встреч ГОО немцев «Возрождение»

3

«Основные задачи реализации предметной области «Филология» с учетом требований ФГОС ООО (иностранный язык)»

2013

108

КФ ФГБОУ ВПО НГПУ

4

Самообразование по теме «Игра как эффективное средство обучения иностранному языку на начальном этапе обучения»

2010-2013







Самоанализ учителя немецкого языкаСамоанализ учителя немецкого языка



Приложение №7

Позитивная динамика учебных достижений обучаемых

Учебный год

Класс

Качественная успеваемость

Абсолютная успеваемость

2010-2011/

2

63 %

100 %

2011-2012/

3

63 %

100 %

2012-2013/

4

75 %

100 %

При переходе на вторую ступень образования

Учебный год

Класс

Качественная успеваемость

Абсолютная успеваемость

2010/2011

5

40 %

100 %

2011/2012

6

60 %

100 %

2012/2013

7

60 %

100 %



Учебный год

Класс

Качественная успеваемость

Абсолютная успеваемость

2010/2011

9

60 %

100 %

2011/2012

10

60 %

100 %

2012/2013

11

60 %

100 %

Сравнительный анализ успеваемости в начальной школе и на второй ступени образования показывает, что в классах произошли изменения в результатах качественной успеваемости. Это объясняется наличием нескольких факторов (смена педагогического состава, наличие кабинетной системы, возрастные особенности учащихся и др.). Однако прослеживается стабильная качественная успеваемость, а абсолютная составляет во всех классах 100 %.

© 2010-2022