- Преподавателю
- Иностранные языки
- Самоанализ учителя немецкого языка
Самоанализ учителя немецкого языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Старостина А.М. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Старостина Анна Михайловна
Должность: учитель немецкого языка
Образование: среднее специальное, студентка
4 курса КФ НГПУ по специальности
«Русский язык и литература»
Общий трудовой стаж: 7 лет
Общий педагогический стаж: 7 лет
Стаж работы в данном ОУ: 6 лет
Я, Старостина Анна Михайловна, учитель немецкого языка Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Погорельская средняя общеобразовательная школа». Окончила в 2006 году Куйбышевский педагогический колледж по специальности иностранный язык.
Свою педагогическую деятельность я выстраиваю, руководствуясь Законом РФ "Об образовании", Концепцией модернизации российского образования, образовательной программой и программой развития ОУ.
В настоящее время общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни. Поэтому своей целью педагогической деятельности считаю формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием.
Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:
-
обеспечить каждому школьнику базовый уровень знаний по предмету через внедрение современных технологий;
-
обеспечить индивидуальное развитие детей через организацию учебной работы;
-
выстраивать педагогическую деятельность, учитывая уровень обученности, воспитанности и личностное развитие учащихся;
-
помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы.
-
поощрение учащихся к свободному выражению своих мыслей и чувств в процессе общения;
-
создание условий для личностного роста учащихся, раскрытие их творческого потенциала, поддержание устойчивой мотивации к изучению иностранного языка;
Кроме учебных задач, считаю обязательным решение воспитательных задач, прежде всего, развитие личностных черт характера, умение преодолевать трудности, научить мыслить, воспитание патриотических и гражданских чувств, личности с богатым духовным миром, подготовка обучающихся к продолжению образования, осознанному выбору профессии.
На своих занятиях я часто сталкиваюсь с низкой активностью учащихся на уроке, отсутствием культуры выполнения домашнего задания.
Каковы же причины этого? И как нахожу выход из этой проблемы?
Я считаю, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому методологические аспекты педагогического общения являются объектом тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги (Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимняя и др.). В психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения. ( И.Л.Бим, Е.И.Пассова, Г.В.Рогова, и др.). Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический опыт оптимальной организации учебного процесса.
В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как «особым образом организованное общение или особая разновидность общения» (В.К.Дьяченко). Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учеников и учителя, учеников друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на новом для них языке.
Преподавание осуществляю на основе педагогики сотрудничества,
в условиях отношения партнёрства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности наших речевых поступков.
В условиях соактивности основными орудиями у меня являются просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Я акцентирую внимание учеников на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего). Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение с детьми. Ведущим девизом нашей совместной деятельности является лозунг «Действуем вместе!». Что касается ученика, то благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха сделать языковую ошибку, быть непонятым, чувствует себя раскованно и свободно.
Вступая в отношения сотрудничества, я ориентируюсь не на функции ребёнка как ученика (в соответствии с которым он должен выучить и ответить домашнее задание), а на его личность и перспективы её развития. Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах деятельности, стимулирует практическое использование иностранного языка.
Во взаимодействии учителя и ученика особое значение придаю учёту психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Я опираюсь на реальные познавательные интересы и желания учеников общаться на немецком языке. Это является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности, как и всякой деятельности вообще. Мотивацию у детей создаю за счёт использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников (стремление учеников дать правильный ответ, высказать собственное мнение, показать перед лицом сверстника свои способности). В данном случае опираюсь на положительные эмоции ученика, вызванные хорошей оценкой.
Многое на занятии зависит от того, как я его начну. Никогда не останавливаюсь на явно неприемлемых способах начала занятия («Проверим домашнее задание» или «Сегодня мы познакомимся с основными формами глаголов»). Это не всегда соответствует психологии сотрудничества.
Стремясь создать атмосферу общения на занятии, я начинаю его с непринуждённой беседы, подобно той, которую можно услышать между несколькими приятелями. Такая беседа перерастает в задания урока, учащиеся вовлекаются в беседу, я не становлюсь контролёром, урок эмоционален, атмосфера дружелюбна. Итак, с самого начала занятия, при постановке цели, я обусловливаю, каким будет контакт между мною и учащимся. До начала урока я решаю, что целесообразнее - «натаскать» или научить учеников, как лучше преодолеть данный вид трудности; какой должна быть структура урока. И если я выступаю за настоящее сотрудничество с обучаемым, то:
- ставлю цель урока так, чтобы она соответствовала реальным целям общения;
- помогаю ученику осознать не только цель урока, но и пути её достижения. Тогда ученик сможет понять, какую пользу несёт ему каждый новый тип задания. В условиях сотрудничества у него будет возможность выбрать свой способ решения задачи. И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат.
С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяю дидактические игры, песни, включаю в каждый урок физкультминутки, зарядки для глаз, ввожу искусствоведческий материал, благоприятно влияющий на эмоциональную сферу школьников, применяю групповую и парную формы работы, чередую разные виды деятельности на уроке, включаю в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни. Также для формирования навыков здорового образа жизни в рамках учебного курса провожу уроки по темам «Здоровый образ жизни» в 9 классе, «Спорт в жизни человека» в 7 классе, «Спортивные игры» во 2 классе, «Зависит ли от тебя твое здоровье?» в 6 классе, в 7 классе - «Как ты проводишь свое свободное время?», «Ты друг своей планеты?» (5 класс) и др.
В учебном процессе использую задания, стимулирующие рефлексивную оценку. Я побуждаю учащихся осмысливать ход собственной учебной деятельности, оценивать свои достижения, определять трудности, ставить цели для дальнейшего развития. (Приложение 1)
За последние три года произошли серьезные изменения в нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса, что привело к пересмотру методических приемов в обучении иностранном языку. Если раньше обучение иностранному языку начиналось с 10-11 лет, то теперь фактически те же самые знания необходимо «вложить» в голову детей 7-9 лет. Поэтому тема моего самообразования, над которой работаю третий год: «Игра как эффективное средство обучения иностранному языку на начальном этапе обучения».
Все ученики приходят в школу с разным, чаще всего недостаточно развитым уровнем способностей к овладению учебным материалом: некоторые учащиеся быстро овладевают новыми знаниями, другим учеба дается с большим трудом. Передо мной возник вопрос: Как сделать так, чтобы дети с разным начальным уровнем развития достигли необходимого «минимума» и даже, возможно, большего?
Какова же цель урока немецкого языка на ранней ступени? Прежде всего - это формирование речевых навыков, входящих во все виды речевой деятельности. Для своей успешной деятельности я не просто готовлюсь к каждому уроку, а я четко продумываю каждый его этап, подбирая наиболее сочетаемые компоненты, находя в цепи звенья, прочно «цементирующие» все части в единое целое. Таким «цементом» на начальном этапе обучения служит игра.
При всей своей непринужденности игра является делом серьезным. Я четко осознаю, решению каких дидактических задач должна способствовать та или иная игра. На уроке немецкого языка игра - это всего лишь оболочка, форма, а прямое ее назначение - это обучение, способ овладения видами речевой деятельности как средствами общения. Кроме того, игра обладает и развивающей функцией, так как она побуждает эмоции, появляются активность, внимание, воображение и мышление.
Можно выделить шесть основных целей использования игры на уроке иностранного языка:
-
развитие необходимых способностей и психических функций;
-
развитие определенных речевых умений;
-
формирование определенных навыков;
-
развитие умения общаться
-
познание фактов культуры
-
непроизвольное запоминание речевого материала.
На мой взгляд, специфика игры заключается в том, что учебные задачи пред учащимися выступают не в явном виде, а маскируются, делая процесс обучения более интересным. Играя, ребенок не ставит перед собой никакой учебной задачи, но в результате игры он получает определенные знания, умения и навыки.
На своих уроках провожу от одной до нескольких игр, связанных между собой единым сюжетом. Перед учащимися ставлю определенную игровую цель, объясняю правила игры; что касается программы действия учеников, то это зависит от скрытой учебной цели. Если, например, учебной целью является формирование определенного навыка, то учащимся предлагается и поясняется речевой образец; а если необходимо развить умение высказаться, то речевой образец можно не задавать, а предложить детям зрительные опоры (картинки или фотографии).
Я владею определенным запасом всевозможных вариантов игр, использую огромный арсенал, накопленный опытом людей, это: лото, домино, шарады, загадки, конкурсы и другие. В моей педагогической копилке собраны многие игры, которые я успешно применяю в своей педагогической деятельности. (Приложение 2)
Главным учебным пособием для всех классов по немецкому языку является УМК (авторы: И.Л. Бим, Л.В. Садомова; И.Л. Бим, Л.И. Рыжова), включающие в себя:
1 Учебник;
2 Книгу для чтения;
3 Книгу для учителя;
4 Рабочую тетрадь;
5 Звуковое пособие.
Содержание тем УМК соответствует возрастным особенностям и отражает интересы учащихся, что напрямую повышает мотивацию изучения немецкого языка.
Считаю целесообразным использовать дополнительную литературу для обучения грамматике, говорению и аудированию. (Приложение 3)
Для своих обучающихся я создаю максимально комфортные условия обучения. Сделать обучение интересным и доступным мне помогает эстетично оформленный кабинет, (Приложение 4), в котором есть паспорт кабинета, утвержденный администрацией школы; техническое оснащение: компьютер, принтер; необходимый для работы набор учебно-методических и справочных материалов, таблиц по грамматике немецкого языка, всевозможные дидактические материалы: карточки, перфокарты, тесты. Применение современных компьютерных технологий во многом оказывает большую помощь в приготовлении и проведении уроков. Красочные презентации, интерактивные тесты, обучающее видео повышает интерес и познавательную активность учащихся.
В кабинете есть постоянно обновляющийся стенд «Мы создаем проекты». (Приложение 5). В ходе работы над той или иной темой учащиеся могут выполнить творческую работу в виде коллажа, проекта, книги, сообщения и так далее. Вид работы учащиеся выбирают самостоятельно, это может быть как коллективный проект, так и индивидуальный, где ученики в рамках одной темы выполняют различные творческие задания.
Класс
Вид деятельности
2
«Моя комната», «Моя семья», «Мой дом» (рисунки, фотографии)
3
«Что я люблю» (рисунки)
4
«Мое расписание уроков», «День Рождения» (приглашения, открытки
5
«Книга о себе»
6
«Мои летние каникулы», «За окном листопад» (коллаж, рисунки)
7
«Моя Родина» (рисунки, презентации), «Города Германии» (презентации, сообщения)
8
«Моя школа» (газеты), «Правила путешествий» (буклет)
9
«Моя будущая профессия» (сообщения, презентации)
10
«День Святого Валентина» (открытки, валентинки), «Мой любимый писатель» (сообшения, пезентации)
11
«Мой любимый фильм, актер» (сообщения, презентации, коллаж), «Престжные профессии в России, в Германии) (коллаж)
Кроме того, учащиеся активно принимают участие во внеурочной деятельности по предмету. (Приложение 6). Считаю, что разнообразные игры, конкурсы, викторины помогают развивать у учащихся чувство товарищества, коллективизма; подготовка и проведение вечеров, постановка сказок развивают у них художественный вкус, артистические способности; а научно-познавательные мероприятия углубляют знания по предмету, повышают качество успеваемости учащихся, закрепляют навыки самообразования.
За все время моей педагогической деятельности у меня не было учеников, обучающихся по моему предмету неудовлетворительно. С 2009 по 2013 учебный год качество знаний остается стабильным и составляет от 33% до 70%. (Приложение 7)
Самообразование занимает одно из важнейших мест в моей педагогической деятельности. Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, районных и школьных МО, покупаю методическую литературу, выписываю журналы «Иностранные языки в школе», «Немецкий язык. Все для учителя», электронную версию журнала «Первое сентября. Deutsch». Являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов как: school.edu.ru, edu.ru , fipi.ru; зарегистрированным пользователем интернет-порталов nsportal.ru, proshkolu.ru. (Приложение 8)
Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я пришла к следующим выводам:
-
веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету;
-
ориентируюсь в содержании базового уровня программы немецкого языка;
-
владею различными методами, приемами обучения и воспитания учащихся и применяю их в практической деятельности;
-
имею актуализированные знания, соответствующие государственному стандарту образования по немецкому языку, стараюсь расширить и углубить базу знаний;
-
использую педагогические технологии проблемно-ориентированного развивающего обучения.
Несмотря на положительные результаты, считаю, что необходимо продолжить работу над совершенствованием использования различных форм проведения урока, шире использовать мультимедийные средства обучения и информационно-коммуникативные технологии, стараться поддерживать уровень позитивной мотивации к участию в общешкольных и внеклассных мероприятиях у обучающихся.
Наряду с положительными моментами вижу проблемы в своей работе:
-
Работа над дальнейшим повышением качества знаний обучающихся
-
Поддержание познавательного интереса к предмету.
-
Совершенствование системы индивидуальной работы со слабыми и способными детьми.
-
Совершенствование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самодисциплины.
Повышение качества обучения в дальнейшем вижу в более широком применении инновационных технологий при обучении немецкому языку.
Также в перспективе планирую с каждым ребенком создать «языковой портфель», в котором отражалась бы вся деятельность ученика, а также доработать свой персональный сайт, постоянно совершенствоваться в методах и приемах преподавания немецкого языка.
Приложение №1.
Физкультминутки. Рефлексия
Приложение №2
Игры.
Приложение №4
Паспорт кабинета. Кабинет.
Приложение №5
«Мы создаем проекты»
Приложение №3.
Дополнительная литература
Приложение №6
Позитивные результаты внеурочной деятельности учащихся
№ п/п
Вид деятельности
Кол-во человек
Уровень
Результат
2010-2011 уч.год
1
Внеклассное мероприятие «Рождество в России и Германии »
6-10 классы
школьный
участники
2
«Праздник алфавита»
2 класс
школьный
участники
3
«Пасха в Германии»
7-9 классы
школьный
участники
2011-2012 уч.год
1
Праздник урожая
3 - 6 классы
школьный
участники
2
«Праздник алфавита»
2 класс
школьный
участники
3
Виртуальная экскурсия «Вдоль по Рейну»
8 класс
школьный
участники
4
Внеклассное мероприятие «Рождество в Германии»
6 - 11 классы
школьный
участники
2012-2013 уч.год
1
Праздник урожая
3 - 7 классы
школьный
участники
2
Конкурс детских презентаций «Зимние праздники в Германии»
Григорьева Виктория
районный
участник
3
Внеклассное мероприятие «Рождество в Германии»
6 - 11 классы
школьный
участники
4
Игра «Эрудит»
9 -11 классы
школьный
участники
5
Внеклассное мероприятие «Пасха в Германии»
6 -11 классы
школьный
участники
Из таблицы видно, что проведение некоторых внеклассных мероприятий стали традицией.
Приложение №8
Повышение квалификации, профессиональный рост
№ п/п
Тема курсовой подготовки, семинара
Год
Кол-во часов
Организация
1
«Инновации и актуальные проблемы обучения немецкому языку»
2010
72
НИПКиПРО
2
«Использование игровых средств и театрализации в обучении немецкому языку»
2010
18
Центр Встреч ГОО немцев «Возрождение»
3
«Основные задачи реализации предметной области «Филология» с учетом требований ФГОС ООО (иностранный язык)»
2013
108
КФ ФГБОУ ВПО НГПУ
4
Самообразование по теме «Игра как эффективное средство обучения иностранному языку на начальном этапе обучения»
2010-2013
Приложение №7
Позитивная динамика учебных достижений обучаемых
Учебный год
Класс
Качественная успеваемость
Абсолютная успеваемость
2010-2011/
2
63 %
100 %
2011-2012/
3
63 %
100 %
2012-2013/
4
75 %
100 %
При переходе на вторую ступень образования
Учебный год
Класс
Качественная успеваемость
Абсолютная успеваемость
2010/2011
5
40 %
100 %
2011/2012
6
60 %
100 %
2012/2013
7
60 %
100 %
Учебный год
Класс
Качественная успеваемость
Абсолютная успеваемость
2010/2011
9
60 %
100 %
2011/2012
10
60 %
100 %
2012/2013
11
60 %
100 %
Сравнительный анализ успеваемости в начальной школе и на второй ступени образования показывает, что в классах произошли изменения в результатах качественной успеваемости. Это объясняется наличием нескольких факторов (смена педагогического состава, наличие кабинетной системы, возрастные особенности учащихся и др.). Однако прослеживается стабильная качественная успеваемость, а абсолютная составляет во всех классах 100 %.