Статья Языковой портфель как средство развития творческой деятельности школьников

Языковое образование сегодня играет важную роль в развитии личности, позтому в области изучения иностранных языков необходимо использовать продуктивные технологии,которые направлены на самостоятельную учебную деятельность обучающихся. Одной из таких технологий является технология языкового портфеля.Она была заимствована из сферы искусства и с успехом применяется в образовании. Языковой портфель может быть средством, повышающим мотивацию к изучению иностранных языков. Цели и формы работы с языков...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Языковой портфель как средство развития творческой деятельности школьников.

Эффективное владение иностранным языком предполагает умение самостоятельно работать над изучением языка, пополнять свои знания и умения, развивать коммуникативную и информационную культуру. Следовательно, в области обучения иностранным языкам необходим переход к продуктивным образовательным технологиям, которые ориентированы на самостоятельную учебную деятельность школьников.

Одним из перспективных средств обучения иностранному языку становится языковой портфель (ЯП). ЯП - это пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт учебной деятельности обучающихся по овладению иностранным языком. Такой набор материалов дает возможность самостоятельно или совместно с учителем анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка и культуры. Кроме того, можно проследить динамику овладения языком в различных аспектах.

Концепция портфеля (технология) была заимствована из сферы искусства и психоанализа, где портфель рассматривается как средство, обеспечивающие целостный портрет личности и личностных характеристик. Эффективность ЯП объясняется аутентичным характером оценки и самооценки по сравнению с другими формами контроля и оценки. Это обеспечивается представленными в ЯП реальными учебными задачами и продуктами творческой учебной деятельности, четкими осознаваемыми обучающимися критериями оценки, обобщением личного опыта изучения и использования ИЯ.

В современной практике преподавания иностранных языков используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его направленности:

  • ЯП как средство самооценки достижения учащегося и уровня владения изучаемым языком (Self-Assessment Language Portfolio);

  • ЯП как инструмент автономного изучения ИЯ (Language Learning Portfolio). Данный вид портфеля может варьироваться: ЯП по чтению (Reading Portfolio), ЯП по аудированию (Listening Portfolio), ЯП по говорению (Speaking Portfolio) и т.д.;

  • ЯП как средство демонстрации учебного продукта - результата овладения ИЯ (Administrative Language Portfolio);

  • ЯП как инструмент обратной связи в учебном процессе;

  • Многоцелевой ЯП, включающий различные цели в области овладения ИЯ.

Рассмотрим Administrative ЯП. В него входят образцы лучших самостоятельных работ обучающегося. С помощью такого портфеля можно показать свои достижения в использовании изучаемого языка при вступлении в учебное заведение, при приеме на работе или в других целях.

В данном случае ЯП выполняет социальную функцию информирования о достижениях и опыте обучающегося в области межкультурного общения. Способность к рефлексивной самооценке является одним из наиболее важных показателей учебной компетенции в деятельности по овладению ИЯ и культурой.

Таким образом, ЯП рассматривается как инструмент самооценки владения изучаемым языком, что определяет две его основные функции:

1. Информационную/социальную - фиксировать достижения обучающихся в области овладения иностранными языками, факты и опыт использования ИЯ в межкультурном общении.

2. Педагогическую - повышение мотивации обучающихся, развитие способностей в области овладения языками, повышения качества языковой подготовки, развития самооценки, способности и готовности к изучению языков на протяжении всей жизни.

Работа с ЯП способствует формированию очень важного показателя творческой учебной деятельности такого, как накопление эффективного опыта использования ИЯ и перенос его в новые ситуации.

ЯП как средство обучения ИЯ предоставляет учителю и обучающемуся широкие возможности в создании творческих проектов в рамках личностно-ориентированной образовательной парадигмы, соответствует практическим, развивающим и образовательным целям в области иностранного языка и культуры в контексте перспективного развития школьного языкового образования.



© 2010-2022