Национально-региональный проект в обучении английского языка

Программа «национально-региональный компонент в обучении по английскому языку» предназначен учителям английского языка ,работающих по УМК «New Millennium» в 5-11 классах.Программа актуальна на современном этапе обучения в школе и направлена на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта.Она призвана помочь школьникам частично овладеть способами исследовательской деятельности, развить познавательную активность самостоятельной деятельности и формировать предметны...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Советская средняя общеобразовательная школа №2»













Программа

«Национально-региональный компонент

на уроках английского языка»




Составитель:

Элла Ивановна Ештыганова

учитель английского языка






Советский

2012

Пояснительная записка

Иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом, личностью как средство общения, взаимодействия людей, приобщения их к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их образовательного потенциала.

В свою очередь, в связи с возросшей самостоятельностью отдельных регионов страны, использование регионального компонента на уроках иностранного языка приобретает всё большую актуальность. Если ученик обладает обширными знаниями об истории, традициях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке.

В сложившейся ситуации трудно переоценить значение обучения иностранному языку как средству приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов и формированию социокультурной компетенции, что является необходимым условием преодоления культурного барьера и свободного общения учащихся с представителями других культур. Несомненно, этап изучения родной культуры и культурного самоопределения в ней учащихся также является очень важным в процессе культурного самоопределения личности, который сопровождает человека всю жизнь. Задача учителя на данном этапе - помочь ученику осмыслить взаимосвязь национально-культурных ценностей своего региона с общечеловеческими ценностями, сформировать высокое ценностное отношение учащихся к своей «малой родине», региональным народным традициям и потребность поддерживать и беречь родную культуру. Полноценный диалог социокультур возможен при условии восприятия иноязычной культуры через призму усвоенной индивидуумом модели миропонимания, а так же умения представлять свою собственную культуру на иностранном языке.

Поэтому с целью систематизации накопленного материала и оказания практической помощи учителям английского языка по внедрению национально-регионального компонента в учебно -воспитательный процесс составлена данная программа с включением национально-регионального компонента в работу по УМК "New Millennium" в 5-9 классах общеобразовательной школы.

Актуальность программы заключается в том, что вопрос гражданского воспитания стоит наиболее остро в настоящее время и национально-региональный компонент необходим как основной элемент нравственного, эстетического и гражданского воспитания.

Данная учебная программа составлена на основе нормативных документов Министерства образования, определяющих образовательную политику в области изучения иностранных языков:

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по иностранным языкам

- Примерная программа по английскому языку для начального общего, для основного общего и для среднего (полного) общего образования на базовом

Цели и планируемый результат обучения английскому языку с использованием национально-регионального компонента.

-использование английского языка как средства повышения уровня гуманитарного образования учащихся, формирование личности и её социальной адаптации к условиям многоязычного мира;

-использование английского языка как средства передачи универсальных и национальных культурных ценностей своего региона на основе изучения других культур, их влияния друг на друга.

-способствование развитию культурной и духовно богатой личности, укрепление уважения к национальной культуре других народов, осознание богатства культурного наследия народа своей республики.

Задачи:

-создать условия для овладения каждым учащимся способностью понимать и читать несложные аутентичные тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения специальной информации о странах изучаемого языка, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народов этих стран;

- создать условия для овладения каждым учащимся способностью создавать авторские тексты о своем регионе, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народов мари;

-создать условия для овладения каждым учащимся способностью осуществлять общение на английском языке в ситуациях повседневного общения «Я и мое окружение» на минимально достаточном уровне коммуникативной компетенции;

- создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой, проектной, исследовательской, формами организации освоения и создания содержания образования в области «английский язык».

Федеральный компонент предусматривает формирование у учащихся лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной и стратегической компетенций, которые являются составными коммуникативной компетенции. Региональный компонент включает содержание для формирования социолингвистической, дискурсивной, социокультурной и стратегической компетенций на этапе продуктивной деятельности учащихся (говорении и письме).

Социолингвистическая компетенция

Учащимся предлагается овладеть умениями:

-отобрать языковые формы, адекватные ситуации общения:

-при установлении контакта,

- при передаче и запросе информации,

- при выяснении/выражении мнения,

-при выяснении/выражении эмоционального отношения,

- при побуждении к действию.

Дискурсивная компетенция

Учащимся предоставляется возможность сформировать умения:

· логически выстраивать устное и письменное высказывание;

·оформлять устное и письменное высказывание в соответствии с нормами, принятыми в англоязычной культуре;

·использовать логические связки при построении устного и письменного высказывания передачи информации в форме монолога, монолога с элементами диалога, диалога.

Социокультурная компетенция

Учащимся предоставляется возможность овладеть умениями:

-представлять родную культуру на английском языке;

·-сообщать сведения о своем регионе, городе, селе, людях, их вкладе в мировую культуру, науку, искусство, литературу;

·-находить сходство и различие в образе жизни своего региона и стран изучаемого языка, своего региона и стран по переписке;

·-создавать продукты в процессе международного общения (совместные журналы, информационные бюллетени, видео, аудио и т.п.) для более полного знакомства со сверстниками из других стран, для использования возможности реальной коммуникации на английском языке;

Стратегическая компетенция

Процесс овладения стратегической компетенцией предоставляет каждому школьнику сформировать у себя следующие умения:

Умения рациональной организации учебного труда: умение использовать специальные стратегии учения в зависимости от индивидуального стиля, умение работать в разных режимах (самостоятельно, в группе, в паре, в проектной группе, в международной проектной группе, в режиме исследования, консультирования и т.п.); умение планировать, ставить цель, выбирать средства достижения цели, умение кооперироваться, умение рационально использовать компьютер, технические средства, и т. п.

Информационные умения

Умение выбрать нужный источник информации, умение ориентироваться в каталогах библиотеки, ресурсного центра, в Интернете, умение пользоваться словарями (англо-русским, русско-английским, англо-английским), справочной литературой.

Компенсаторные умения

Компенсаторные умения включают в себя умения использования в процессе общения на английском языке перифраз, переспрос, языковую догадку, толкование терминов с помощью известных языковых средств, синонимичные средства, а также мимику и жесты.

Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:

-развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);

-формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа и носителей языка;

-осознание вклада республики в мировую культуру.

Воспитание средствами английского языка предполагает формирование у школьников:

-понимания важности владения английским языком как средством общения в современном мире;

-толерантного отношения к другой культуре;

-ценностного отношения к себе, другим и миру;

- активной жизненной позиции.

Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся, так и для других людей, в том числе говорящих на английском языке.

Показателями достижения функциональной грамотности в рамках регионального компонента является:

- умение ориентироваться в информации;

-умение пользоваться английским языком в рамках изучаемых тем в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни учащихся и имеющих социально-личностный смысл, и в реальных ситуациях общения.

Условием достижения фунциональной грамотности служит личностно-ориентированный подход к преподаванию языка.

Методы реализации регионального компонента:

-Использование коммуникативной методики преподавания английского языка

-Организация исследовательской работы с целью познания себя, своего окружения, быта, культуры, истории, значимости, проблем народа мари.

-Организация проектной работы с целью создания продуктов, значимых для самого ученика, его семьи, его друзей, его школы, его малой родины.

-Организация переписки (в том числе по электронной почте), Интернет - проектов со сверстниками, приема англоговорящих гостей в классе/ условий для реализации умения общаться на английском языке в реальной жизни.

Предметное содержание речи

Учащимся предоставляется возможность общаться со своими сверстниками и взрослыми в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках тематики, предлагаемой УМК «New Millennium»:

5 класс

Я и мои друзья (в том числе по переписке).

Какие мы.

Праздники.

Окружающая среда

Герои.

7 класс Школа, жизнь и интересы подростков.

Наша гимназия.

Любимые занятия подростков.

Выдающиеся спортсмены.

Популярные профессии.

Средства коммуникации, популярные у подростков.

8 класс Мир глазами подростка.

Дом и семья.

В гармонии с природой.

Путешествия.

Успешная личность.

9 класс Мое будущее.

Какие мы?

Профессии будущего

Стили жизни.

Средства коммуникации.

-Правильный жизненный выбор.

5. Уровень подготовки учащихся

Основной целью обучения английскому языку в рамках регионального компонента является формирование коммуникативных умений в области говорения и письма, поэтому в качестве требований к выпускникам выдвигаются требования владения именно этими речевыми умениями.

В результате изучения содержания регионального компонента по английскому языку в основной школе учащиеся должны уметь:

В области говорения:

-рассказать о себе, своей семье, друзьях, школе, планах на будущее;

-сообщить краткие сведения о своей малой родине;

-делать краткое сравнительное описание явлений жизни у нас в регионе и в стране изучаемого языка;

-давать краткую характеристику людям, событиям, фактам;

-вести разговор, соблюдая нормы речевого этикета, в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках тематики регионального компонента.

В области письма:

-сделать выписки из текста;

-написать личное письмо в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка, с опорой на образец;

-написать краткий текст, являющийся продуктом детского проекта исследования

Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в проблемной социокультурной среде ближайшей территории и за ее пределами.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Изучение регионального компонента содержания образования позволяет успешнее решать задачи гражданского образования и воспитания школьников, заложенных в концепции модернизации образования, формирования у них гражданственности, чувства патриотизма. Эта концепция реализуется идеей малой Родины как первого шага в формировании патриотического мироощущения.





1

© 2010-2022