Коучинг на тему: Развитие мышления через эффективное использование вопросов

                                        «Развитие мышления через эффективное  использование вопросов»                   Для создания атмосферы сотрудничества на моем коучинге,  я провела организационный момент, я пожелала своим коллегам творческих успехов и все что они узнают, смогли применить на своих уроках.  Своим  пожеланием я настроила участников коучинга на работу и создала атмосферу сотрудничества, что очень важно для педагогов, учитывая, то что начало учебного года и все коллеги заняты, ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Развитие мышления через эффективное использование вопросов

Цель: научить составлять вопросы с использованием таксономии Блума, способствующие развитию мышления при помощи эффективного использования вопросов.

Участие в коучинге поможет :

правильно ставить цели в обучении;

правильно формулировать проблемы и задания для учащихся;

подбирать адекватные оценочные инструменты;

правильно проводить рефлексию по результатам обучения

Здравствуйте, уважаемые коллеги , сегодня мы проводим с Вами первый коучинг. Я желаю Вам творческих успехов и мне бы хотелось чтоб, все, что Вы сегодня узнаете, Вы бы смогли с большим удовольствием применить на своих уроках.

Ответьте на мои вопросы:

Какая сегодня погода? Какое у Вас настроение? Связываете ли Вы свое настроение с погодой?

Как Вы думаете, для чего я задала Вам вопросы. Сможете ли Вы сказать о чем будет наш коучинг сегодня.

(Слушаю высказывание учителей, на основе этого ставим вместе цели коучинга) - целепологание.

Тема сегодняшнего коучинга «Развитие мышления через эффективное использование вопросов.»

Как Вы думаете, для чего мы задаем вопросы нашим ученикам, чему способствуют заданные нами вопросы.

Один из способов развития мышления в учебном процессе состоит в использовании вопросов разных типов. Важную мысль о разделении вопросов по сложности высказал еще Г. Лейбниц: «Можно даже сказать, что существуют темы, представляющие нечто среднее между идеей и предложением.

Таковы вопросы, из которых некоторые требуют в качестве ответа только «да» или «нет»; такие вопросы ближе к предложению. Но есть также вопросы в которых спрашивается об обстоятельствах дела и т. д. и которые требуют больших дополнений для превращения их в предложения».

Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач» явилась полезным инструментом для оценки уровня развития мышления. Эта таксономия позволяет также отличать среди вопросов, которые мы задаем, вопросы «низшего» и «высшего» порядка. Так, на «нижнем» уровне окажутся вопросы, требующие узнать или извлечь из памяти факты и понять концепции или идеи. По мере продвижения к верхнему уровню появляются вопросы, требующие применения идей, анализа доказательств, синтеза нескольких идей для получения новых решений и оценки всего хода рассуждений.

Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них.

Что такое таксономия? Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение. (Российский энциклопедический словарь Орфографический словарь русского языка). Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий до самых сложных. Блум и его команда разработали иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения нижележащих уровней.

Для чего нужна таксономия Блума?

Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией .

Идет от простейшего к наиболее сложному.

Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания.

Коучинг на тему :Развитие мышления через эффективное использование вопросов

Я раздала Вам модели вопросов и заданий по таксономии Б.Блума. Давайте рассмотрим каждый вид и определим уровни познания и мышления. Сейчас, поработаем в группах, каждая группа составляет вопросы с использованием таксаномии Блума. ( 10 минут) Презентация вопросов.

Посмотрите на доску - это «Ромашка вопросов Блума». Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности Б. Блума: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков - шесть типов вопросов. Я раздала Вам «Ромашку Блума», внимательно рассмотрите .

Воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял..?

Применение

Практические

Как можно применить..?

Что можно сделать из..?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если..?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь ?

Каждый из Вас, я думаю, помнит из детства сказки, и сегодня давайте вспомним сказку «Колобок», я раздала Вам вопросы по сказке с использованием таксаномии Блума. Сейчас задание для групп, составьте вопросы по сказке «Курочка Ряба» с использованием таксаномии Блума. ( я даю Вам 15 минут). Презентация сказки.

Наш коучинг подходит к концу и мне хотелось послушать Ваше мнение о вопросах с которыми Вы сегодня познакомились.

Я с Вами согласна существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем, и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них. Закрытые вопросы, направленные на проверку знания фактов и приемов решения проблем, безусловно, важны. Однако, если учащиеся не могут связать эти знания с более широкими понятиями, ценность таких вопросов снижается. Поэтому необходимо также использовать открытые вопросы для структурирования учебного материала.

Проведение рефлексии: «Два пожелание и одна звезда». Напишите Ваши два желания, что бы хотели узнать на следующем коучинге, и «одну звезду», то, что Вам понравилось сегодня.







Рефлексивный отчет по коучингу:

«Развитие мышления через эффективное использование вопросов»

Для создания атмосферы сотрудничества на моем коучинге, я провела организационный момент, я пожелала своим коллегам творческих успехов и все что они узнают, смогли применить на своих уроках. Своим пожеланием я настроила участников коучинга на работу и создала атмосферу сотрудничества, что очень важно для педагогов, учитывая, то что начало учебного года и все коллеги заняты, но тем не менее они выделили время и пришли на коучинг. Задавая вопросы о погоде, о настроении, связано ли их настроение с погодой я подвела педагогов к теме коучинга, то есть они поставили цели и задачи коучинга самостоятельно (целеполание). «Модель обучения по Выгодскому предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика» (руководство для учителя «Новые подходы в преподавании и обучении: важность диалога в классе» стр. 155 ). Сегодня в роли учеников, мои коллеги. Так как Алия Каиркеновна, взяла тему «Постановка эффективных вопросов для развития беседы в классе», я совместно с ней разработала серию коучингов для обучения коллег по данной теме. Поэтому нужно сначала научить правильно, составлять вопросы, нужно знать для чего эти вопросы и чему они способствуют. Мы решили взять тему первого коучинга «Развитие мышления через эффективное использование вопросов», научить составлять вопросы с использованием таксономии Блума, способствующей развитию мышления при помощи эффективного использования вопросов.

Не смотря на то, что процесс мышления характерен для каждого из нас, необходимо знать, что навыки мышления, которые мы так долго изучали, не всегда востребованы и равноценны в научной работе. Распространенным среди всех предметов и уровней является концепт порядка высших и более низких навыков мышления. Порядок высших навыков мышления считается более сложным, нежели порядок более низких навыков мышления. Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них. Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач» явилась полезным инструментом для оценки уровня развития мышления.

Треугольная модель позволяет наглядно увидеть связь между некоторыми из ключевых мыслительных навыков, используемых в образовании. Сложность навыков увеличивается от основания до вершины треугольника.

Несмотря на то, что навыки, размещены в порядке иерархии, все они имеют важное значение. Многие из видов мышления, которыми мы пользуемся, представляют собой объединение навыков различных уровней. Мы развиваем и используем их одновременно, например, когда мы решаем проблемы и анализируем ту или иную ситуацию. Одной из ключевых целей образования является расширение и развитие порядка высших навыков мышления, для того, чтобы развить мышление на качественно высоком уровне и прийти к более точному пониманию.

Ознакомив коллег с таксономией Блума, я раздала им модели вопросов и заданий по данной таксономии. Разделив при помощи «Мозаики» на группы, я дала задание каждой группе составить вопросы с использованием таксономии Блума. После презентации каждой группы своих вопросов, мы пришли к выводу, что каждый из нас применяет на уроках различные вопросы в разных ситуациях, но большинство из них вопросы «инициатива-ответ-последующее действие» (ИОД) (руководство для учителя стр.157)

«Эта модель демонстрирует ситуацию во многих классах, когда учитель является тем, кто инициирует и контролирует беседу (Mercer, 1995). При таких условиях ученикам не предоставляется возможности диалогической беседы, которая способствует обучению.» Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при их удачной формулировке они становятся эффективным инструментом для преподавания и могут поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников.» (руководство для учителя стр.157)

Так для чего же нужны вопросы? Вопросы - это тот инструмент, который мы часто используем, чтобы помочь нашим ученикам продумать сложную проблему или спорный вопрос. Наши вопросы должны быть тщательно разработаны, иначе мы не получим от учеников предполагаемый результат. Существуют вопросы для нахождения фактов, интерпретации, рефлексивные и многие другие. В зависимости от типа, вопросы имеют различные цели и ориентированы на развитие определенных мыслительных умений. Таксономия (от др. греч. - расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Ромашка вопросов Блума - шесть лепестков - шесть типов вопросов. Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Раздав педагогам вопросы с использованием таксаномии Блума, на примере русской народной сказке «Колобок», я дала задание для групп, составить вопросы по сказке «Курочка -Ряба». Когда каждая группа презентовала сказку, было заметно, что все коллеги поняли тему, сегодняшнего коучинга и проблема которую для исследования взяла для себя Алия Каиркеновна, очень актуальна. Можно использовать различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников. Важны не ответы на них. Закрытые вопросы, направленные на проверку знания фактов и приемов решения проблем, безусловно, важны. Однако, если учащиеся не могут связать эти знания с более широкими понятиями, ценность таких вопросов снижается. Поэтому необходимо также использовать открытые вопросы для структурирования учебного материала. Проведя рефлексию коучинга «Одна звезда и два пожелания», я узнала что хотят коллеги узнать и что всех заинтересовала данная тема. Я считаю что, коучинг сегодня прошел успешно, как утверждает Александер (2004) « что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, - взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. В диалоге ученики (а так же их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования.» (Руководство для учителя стр.156)

Работая, совместно со мной на моем коучинге, работая в группах, принимая участие в диалоге со мной, педагоги поняли, что ученики являются на уроке нашими равноправными партнерами, какими они были сегодня со мной на моем коучинге и постановка вопросов является ключевым навыком, так как при их удачной формулировке они становятся эффективным инструментом для преподавания и могут поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников.

Использованная литература: Руководство для учителя ( третий базовый уровень)


© 2010-2022