Здоровьесберегающие технологии на уроках ИНО

 В процессе педагогической деятельности многие учителя сталкиваются с проблемой: как обеспечить успешность каждого учащегося в процессе обучения? Для этого необходимо овладеть новым педагогическим мышлением, переосмыслить и пересмотреть прошлый опыт. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работа...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Тема

" Образовательные здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка "

Выполнила:

Романова Юлия Борисовна,

учитель английского языка

ГБОУ гимназии №1


2015г.














Пояснительная записка

В процессе педагогической деятельности многие учителя сталкиваются с проблемой: как обеспечить успешность каждого учащегося в процессе обучения? Для этого необходимо овладеть новым педагогическим мышлением, переосмыслить и пересмотреть прошлый опыт. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Анализ ситуации.

Английский язык - это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, для восприятия информации требуется сосредоточенность, много внимания, что приводит к высокой утомляемости детей.

На своих уроках, работая с учащимися II ступени, я заметила, что момент наступления утомления у школьников наступает менее чем через 30 мин. от начала урока. При отработке новых лексических единиц и грамматических структур слабые учащиеся находятся в эмоциональном напряжении, волнении, в состоянии страха перед результатом. Застенчивые и неуверенные в себе учащиеся испытывают огромные затруднения в общении на иностранном языке, что выражается в нервозности, а иногда и в плохой дисциплине, все это приводит к невысоким результатам в знаниях учащихся. Кроме того, по информации медработников школы №114 мною была составлена сводная таблица по основным видам заболеваний на 2012-2013 уч. год (приложение №1), из которой, виден достаточно высокий процент отклонений в состоянии здоровья детей. Это доказывает, что ухудшение здоровья обучающихся в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.

Противоречия и проблема.

Все выше сказанное позволило мне выявить следующее противоречие в моей педагогической деятельности:

Здоровье обучающегося является центральной задачей государственной образовательной инициативы «Наша новая школа». В соответствии с основными направлениями данной программы необходимо таким образом построить образовательный процесс, чтобы все его компоненты влияли на улучшение здоровье обучающегося. Кроме того, должен быть осуществлен «переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья обучающихся» Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у обучающегося интерес к учебе. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья. Деятельность учителя предметника современной школы должна быть направлена на организацию здоровьесберегающего образовательного пространства урока, введение здоровьесберегающих образовательных технологий в учебную деятельность, использование принципов многосенсорности в обучении, активизацию двигательной активности обучающихся на уроке.

На практике оказывается, что многие учителя не владеют образовательными технологиями здоровьесбережения или недостаточно осведомлены по данному вопросу, так как не разработан эффективный механизм внедрения их в практику.

Данное противоречие позволило обозначить мне проблему необходимости внедрения образовательных здоровьесберегающих технологий в процесс обучения.

Цель: ввести в практику систему здоровьсберегающих технологий, направленных на обеспечение максимально комфортной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке, повышение интереса к предмету, а также профилактику заболеваний у обучающихся.

Задачи:

1. изучить публикации ведущих методистов по данной теме;

2.выявить наиболее эффективные составляющие здоровьесбрегающих технологий;

3. апробировать систему образовательных здоровьесбрегающих технологий на уроках английского языка;

Предполагаемый результат.

Учащиеся смогут легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроке, преодолеть психологический барьер, эмоционально раскрепоститься, самореализоваться и внутренне мотивироваться к изучению иностранного языка. Школьники научатся жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье.

Изменения в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Н.К.Смирнов).

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на две основные группы:

Организационные (медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические технологии).

Педагогические (технология личностно-ориентированного обучения, дифференцированного обучения, проблемного обучения, диалогового обучения, рефлексивного обучения).

Среди педагогических технологий здоровьесбережения можно выделить общие и частные приемы :

Общие:

  1. смена видов деятельности;

  2. игровые приемы;

  3. разрядки;

  4. физкультминутки

Частные:
При обучении произношению использование: считалки, рифмовки, песни, фонетических игр фонетической зарядки;

При формировании лексических и грамматических навыков:

1.звуковая наглядность: аудиозаписи, проговаривание,

2.зрительная наглядность: рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки;

3.предметная наглядность: игрушки, пальчиковые куклы;

4. лексические и грамматические игры;

5. кроссворды, загадки, викторины;

Для снижения уровня эмоциональной напряженности на уроках английского языка я предлагаю использовать следующие психолого-педагогические технологии:

Психологическая установка на урок. После приветствий Учитель I'm glad to see you! How are you? Smile to me, please! I like to see your happy faces. Или под тихую музыку дети тихо повторяют за Учителем: I'm happy. I'm ready for the lesson/1 like learning. I like learning English.

С целью предупреждения утомляемости и повышения работоспособности учеников можно использовать гимнастику до учебных занятий и различные физкультминутки, в которые включены упражнения на:

- Регуляцию психического состояния. В качестве разрядки учащиеся слушают и поют песенки, выполняя различные действия .Танцевальные и музыкальные физкультминутки в младшем и среднем звене по пособию Г. Доля. Музыкальное сопровождение делает урок насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние обучающихся. Это способствует также снятию статического напряжения от сидения за партой, тренирует многие группы мышц при прыжках, поворотах и других движениях.

- Упражнения для снятия напряжения мышц кисти и плечевого пояса (сидя, руки вверх, сжать кулак, разжать). Массаж пальцев, начиная с мизинца. Учитель проговаривает новые слова, учащиеся повторяют за учителем слова, массажируя пальцы.

- Упражнения для снятия статического напряжения

Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down.

Hands up, to the sides,

Bend left, bend right.

One, two three, hop!

One, two, three, stop!

Stand still

- Учитель: swim, go, jump, run, fly,etc. учащиеся выполняют эти движения.

- Упражнения на профилактику искривления позвоночника: Учитель (ученик): turn to the left, turn to the right, etc.

Очень эффективными и многофункциональными являются упражнения на снятие утомления с органов зрения. Они используются при введении и отработке новых лексических единиц, грамматических структур. Упражнения можно проводить под спокойную, тихую музыку, например при закреплении повелительного наклонения (утвердительной и отрицательной форм) можно попробовать следующий прием:

Вариант а) Учитель: Imagine you can see a tree with apples on it. Try to get them. They are so high. Stand up! Take them. You can't do it? Raise your hands up! It's so difficult to get the apples. Jump! Is there anything in your hands? Nothing? Jump once more. Now have a rest

Вариант б) Учащиеся выполняют команды учителя глазами (руками) после того как учитель демонстрирует " команды самому себе " : Draw a star, draw a house, etc.

Включения в каждый урок таких физминуток активизирует общее и зрительно -координаторное чувство (сочетание вращательных движений глазами, головой и туловищем).

Для релаксации рекомендуется использование "warming". Например, " The Right Mood". Учащиеся ставят стулья в круг и в течение 5 минут выполняют инструкции учителя

Procedure:

1. Ask your students to close their eyes, put their thumbs on their ears and a finger on their eyes.

2. Tell them to listen to the sounds of their minds, to run their tongues against their palate and to breathe in and out ten times, but very slowly.

3. Ask them to imagine the color of the sky on a bright spring day, listen to the waves of the sea or the sounds of birds.

4. Now tell them to start opening their eyes very slowly.

Вы заметите, что дети станут спокойнее, готовы продолжать урок.

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. На уроках можно предложить учащимся периодически постоять. Смена позы благотворно сказывается на работоспособности.

Следует отметить простое, эффективное, не требующее затрат времени средство для снижения кислородного голодания мозга, а следовательно повышения внимания учащихся и эффективности их деятельности, одновременно укрепляющее здоровье. Это проветривание классной комнаты на каждой перемене в любое время года и погоду.

Работая над данным проектом, я вспомнила, то В.С. Сухомлинский проводил "зеленые уроки", т. е. уроки в саду или просто на улице. Такие уроки могли бы стать существенным звеном в системе здоровьесберегающих технологий. Во время таких уроков мы "убиваем сразу несколько зайцев": ученики дышат свежим воздухом, двигаются, находятся в приподнятом настроении, работают так же, как и в классе. Это может быть урок-экскурсия по окрестностям школ, работа в группах по определенным темам, парная работа с помощью компенсаторных карт, ролевая игра и другие тип уроков. Накануне учитель предупреждает учеников о "зеленом уроке", оформляет такой урок приказом директора и в перемену выводит группу в запланированное место.

Песни - это прием реализации здоровьесберегающих технологий, один из приёмов эффективного обучения, который способствует созданию на уроке естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе, вносящий в процесс изучения языка элемент праздничности, не традиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых.

Загадка - это краткое иносказательное, требующее отгадки, ритмичное, часто рифмованное поэтическое произведение о предметах и явлениях, близких человеку, описывающее предмет загадывания обычно при помощи метафор, сравнений. Загадки на уроках иностранного языка вводят детей в мир чужой культуры. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, приближаясь к игре

Использование игровых технологий и ситуаций позволяет снять эмоциональное напряжение. Этот прием позволяет не только обеспечить психологическую разгрузку учащихся, но и активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться, переживать. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувства равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова английского языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - "оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми. Это мощный стимул к овладению языком. Игры, используемые нами на уроках, можно разделить на 3 группы:

Неподвижные игры (название говорит само за себя, дети не совершают никаких движений во время игры) Они очень хорошо подходят в качестве речевой зарядки.

1. "Ассоциации". Учитель пишет на доске слово на изучаемую тему. Первый ученик называет слово, которое ассоциируется у него с заданным. Второй называет ассоциацию к слову первого ученика и так далее. Когда каждый назовет свое слово, учитель записывает последнее слово рядом с первым и просит учащихся составить предложения, используя оба слова в одном предложении.

Например:

Учитель: A pet

Ученик 1: A cat

Ученик 2: Milk

Ученик 3: Food

Ученик 4: Tasty

Ученик 5: Ice-cream, etc.

В результате на доске 2 слова: A pet - ice-cream.В более подготовленных группах учащиеся составляют предложения с этими словами. Например: My pet does not like ice-cream. В слабых группах этот этап приходится пропускать.

Условно-подвижные игры: В эту категорию входят игры, когда учащиеся совершают минимум движений и не передвигаются по классу.

"A Puppet Show". Это - парная работа. Один учащийся - кукловод, а второй - кукла. Кукловод стоит позади куклы, держит его за руки и демонстрирует действия, которые он озвучивает. Например: "Hello!" (Кукловод поднимает руку куклы и приветственно машет.)

I am Jack. (Кукловод прикладывает руку куклы к груди.) I can swim well. (Кукловод двигает руками куклы, показывая как тот плавает.)

Текст может быть одинаковым для всех, а может быть разным для каждой пары. С помощью этого упражнения можно проверить владение теми или иными грамматическими структурами, а также степень владения учащимися навыками подготовленной и неподготовленной речи.

Подвижные игры:

"True and False Chairs". Учитель ставит у доски два стула. Один стул будет "правильный", а другой "неправильный". Учащиеся делятся на две команды и встают в два ряда напротив стульев. Учитель показывает картинку и называет слово. Если слово соответствует рисунку, тогда один из представителей каждой команды должен сесть на "правильный" стул, а если слово названо неверно, то тогда нужно сесть на "неправильный" стул. Очко начисляется той команде, представитель которой успел сесть первым и не ошибся в выборе стула. На более старшем этапе можно использовать эту игру не только для проверки лексики, но для проверки понимания текста (учитель называет предложения из текста, которые могут соответствовать тексту или нет).

На уроках иностранного языка, в целях мотивации ЗОЖ я предлагаю учащимся поработать с иноязычными текстами, приготовить проекты, обсуждают факторы риска подростковой жизни, вредные привычки и их профилактику. Для возрастной группы моих учащихся интересными покажутся темы: "Приносят ли пользу компьютерные игры", "Представь себя родителем: сколько времени разрешил бы ты своему ребенку смотреть телевизор? "

Благодаря использованию на уроках английского языка методов проектной технологии, имеет место стимулирование мыслительной деятельности учащихся, и как следствие, они всё чаще попадают в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшает психологический климат на уроке, предупреждает неврологические реакции детей.

Ролевые игры - это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации.

Существенным преимуществом ролевой игры перед другими формами обучения является 100% занятость учащихся, а также концентрация внимания участников в течении всей игры. Некоторые люди часто учат английский для того, чтобы подготовиться к определенной роли в жизни (работать за границей, путешествовать). Для них будет очень полезен тот языковый материал, который им понадобится во время поездки и очень важно, чтобы впервые они могли испробовать свои силы в дружеском окружении классной комнаты. Для них ролевая игра становится очень важной генеральной репетицией к реальной жизни. Здесь отлично проходит игра "В магазине " при изучении темы " Shopping" в 6-м классе. Ученики играют роли продавцов и покупателей в молочном, кондитерском, овощном магазинах, а также в отделах одежды, обуви, спорттоваров универмага. Они с удовольствием приносят одежду, аксессуары и как в роли исполнителей, так и зрителей демонстрируют 100% внимание.

При изучении вежливых форм обращения хорошо поможет создать заинтересованную обстановку игра "Знакомство" с такими вариантами:

1.Ты знакомишься с королевой Великобритании;

2. Ты знакомишься с английским мальчиком(девочкой) твоего возраста;

3. Ты знакомишься с родителями твоего друга.

Важно дать имена персонажам, это ускорит вживание детей в роль.

Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся "маской", за которую они могут спрятаться. Учащиеся испытывают огромные затруднения, когда основной упор в обучении делается на личность обучающихся, на их непосредственный опыт. И в ролевой игре такие учащиеся получают обычно освобождение. Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от него требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее, поскольку их личность не затронута, им не нужно раскрываться.

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же, каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Для построения рационального урока я предлагаю использовать таблицу гигиенических критериев рациональной организации урока (автор Смирнов Н.К.) (приложение №2)

План-график реализации

Основные этапы

Описание

Сроки

Ответственные

1 этап - подготовительный



Познакомиться с теоретическими основами технологии здоровьесбережения на уроках английского языка.

сентябрь-октябрь, 2015



Учитель

2 этап - основной


Выявить наиболее эффективные составляющие здоровьесбрегающих технологий путем апробации на своих уроках.

Сформировать систему дидактического и методического обеспечения образовательного процесса с применением здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

октябрь-май 2015-2016

Учитель

3 этап - итоговый


Проанализировать результаты использования здоровьесберегающих технологий на успеваемость обучающихся и сравнить их с целями и задачами данной работы.

Определить точки рассогласования, если таковые имеются, определить пути их устранения. Разработать методические рекомендации по построению уроков с применением здоровьесберегающих технологий

август-декабрь 2016-2017


Учитель


Планируемые результаты

После введения в практику разработанной мною системы здоровьесберегающих технологий обучающиеся смогут освободиться внутренне от психологических барьеров, смелее высказывать свое собственное мнение. Ученики смогут намного эффективнее усваивать материал, переключаться с одного вида деятельности на другой, научаться креативно мыслить, анализировать, что, в конечном итоге, приведет к более качественному усвоению знаний, и как следствие, к более высоким результатам.

При использовании данных технологий процент отклонений в состоянии здоровья, зависящих от объема и интенсивности, станет ниже.

Приложение №1

Сводная таблица по основным видам заболеваний на 2014-2015 уч. год учащихся ГБОУ гимназии № 1

итог

Нарушение зрения

1

1

1

2

1

2

3

11

Опорно-двигат.аппарат

1

1

2

Заболевания ЖКТ

1


1

Сердечно-сосудистые заболевания

2


2

ЛОР



Врожденные пороки

1


1

Эндокринная система

1


1

Заболевания органов дыхания

1

1

1

1

2

1

7

Приложение №2

Таблица гигиенических критериев рациональной организации урока (автор Смирнов Н.К.)

№№

Фактор урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Более 15 мин.

5

Наличие эмоциональных разрядок (число)

В соответствии с гигиеническими нормами(2)

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

6

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из 3-5 повторений каждого

1 физкульт-

минутка за урок с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем через 35-37 мин.

Менее чем через 30 мин.

Список литературы и интернет-ресурсов:

1. Журнал «Иностранные языки в школе» № 2, 2007 год, № 8, 2006 год.
2. Приложение к журналу «Иностранный язык в школе» Методическая мозаика № 5, 2005 год, стр. 15 - 19

3. Materials Development in Language Teaching [Text] / ed. B. Tomilinson. -- Cambridge : Cambridge University Press, 2002.
4. Evans, V. Spotlight [Text] : [УМК] / V. Evans, J. Dooley, N. Bykovа, M. Pospelova. -- Просвещение -- Express Publishing, 2007.
5. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.
6. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

7. uchportal.ru/publ/15-1-0-4221 (30.05.15)

19


© 2010-2022