Игровые технологии на уроках

 Использование игровых технологий на уроках английского языка В данном докладе идет понятие о роли языка в современном мире.     Главное для учителя иностранного языка учитывать не только возрастные, но и психологические особенности детей. Нужно давать возможность каждому ребёнку реализовать себя без боязни быть непонятым. Нужно искать новые пути, совершенствовать методику и систему своей работы для высокого уровня владения английским языком: он открывает доступ для обучающихся к мировой информа...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Толкамбаева Альмира Мергалиевна

учитель английского языка

методист начальных классов и детского сада

С детьми к предмету, а не с предметом к детям.

Сегодня, в условиях формирования Казахстана, как суверенного государства, с собственной моделью экономического и политического развития, жизненно важно и необходимо расширить связи Республики Казахстан с другими государствами мира. Вхождение во Всемирную торговую организацию, Организацию объединенных наций и другие международные организации требует от каждого гражданина Республики Казахстан знание трёх языков:

  • казахского - государственного

  • русского - языка межнационального общения

  • английского - как языка международного общения

Поэтому одним из приоритетов современного образования является приоритет о трёхязычии.

Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Изучение языков становится в настоящее время действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества.

Я. как учитель английского языка, стараюсь объяснить детям всю значимость изучения данного предмета. Но для того, чтобы привить детям интерес, необходимо использовать в обучении современные методы и технологии. Причем на каждом занятии нужно вводить что-то новое, делать уроки разнообразными и непохожими друг на друга.

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения состоит в овладении учащимися умением общаться на изучаемом иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции. Современный социально-экономический и политический контекст развития казахстанского общества нацеливает систему образования на становление свободной и активной личности обучающегося, способной и готовой жить и работать в демократическом обществе с его эколого-информационными проблемами и интеграционными процессами и отвечать за свои поступки. Основу коммуникативной компетенции на начальной ступени составляют коммуникативные умения, строящиеся на развивающих аспектах обучения предмету. Включение иностранного языка в контекст жизнедеятельности школьника нацелено на введение детей в мир другой культуры.

На своих уроках использую игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии. Все они взаимосвязаны. Так, например, проведение физминутки в игровой форме совмещает в себе игровые и здоровьесберегабщие технологии. А чтение сказки про волшебный остров и выполнение заданий по ней с использованием презентации PowerPoint - игровые и информационно - коммуникативные технологии. В своем докладе я бы хотела описать использование игровых технологий на уроках английского языка в разных возрастных группах.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем, необходимая. Игры помогают решать важные методические задачи:

1. Формируют психологическую способность учащихся к речевому общению.

2. Обеспечивают естественную необходимость многократного повторения.

3. Тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи.

Использование игровых методов:

1. Оправдывает необоснованное требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками.

2. Позволяет найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели.

3. Психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.

4. Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.

5. Позволяет активизировать резервные возможности обучаемых.

6. Знания применяются практически.

7. Вносит разнообразие в учебный процесс.

8. Развивает творчество школьников.

9. Учит организовывать свою деятельность.

Любая игра невозможна без определенных правил. Одним из основных правил применения игры является минимальное использование родной речи, которая нужна только при объяснении сложного фонетического и грамматического материала, для пояснения игры. При разработке игры разрабатываются такие правила, которые отвечают учебной задаче и в то же время, создают у учащихся иллюзию свободы. Постоянно меняются ведущие игры, роли выполняемые детьми, а, следовательно, повышается интерес младшего школьника к игре, желание проявить себя.

В рамках учебных занятий английским языком со школьниками нами используются различные виды игр: дидактические, подвижные, творческие, ролевые.

Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закрепление ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений, логических навыков, нестандартности мышления.

Особенность дидактических игр состоит в том, что усвоение детьми языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание младших школьников непроизвольны. Дидактические игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность детей.

Например, игры: «Найди ошибку», «Угадай букву», целью которых является развитие основ логического мышления (умения анализировать), развитие внимания.

Творческие игры напрямую связаны с музыкой и изобразительным искусством, так как эмоциональная сфера ребенка развивается с помощью предметов эстетического цикла. Основу игровых действий составляет синтез следующих видов искусств:

  • музыка;

  • театр;

  • изобразительное и декоративно-прикладное искусство;

  • хореография

В игровой форме, как я уже говорила, можно провести и физминутку. Так при изучении темы «Глаголы движения» мы играем в игру «Повторяй за мной». Суть игры проста: необходимо показать и назвать глагол движения. Однако по мере усвоения учащимися новой лексики игра усложняется и видоизменяется. На первом этапе я сама называла и показывала движение, ученики повторяли и движения, и слова. Когда лексика была более-менее освоена я, а позже ведущий из учеников только показывали действия, учащиеся же должны были его повторить и назвать самостоятельно. И, наконец, на обобщающем уроке в игру я включаю соревновательный момент: делю группу на команды, от каждой из команд мы вместе с ребятами выбираем ведущего. Каждому из них даю «список» из 5-10 глаголов движения. Не называя их ведущий должен показать движение, команды должны быстрее соперников угадать, повторить и назвать нужный глагол. За каждый правильный ответ начисляется балл. Чья команда получает больше баллов, та и победитель. Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится физминутка.

В середине каждого урока мы с ребятами проводим зарядку. к доске выходит один ученик и командует: stand up,

Hands up, hands down, Hands on hips, sit down.

Stand up, hands to the sides, Bend left, bend write.

One, two, three - hop! One, two, three - stop!

На уроках я часто использую и различные вариации игры «Правда/Ложь».Я называю, например, звуки, показывая соответствующие транскрипционные значки, и иногда допускаю ошибки. Учащиеся должны обнаружить ошибку. С помощью этой игры мы запоминаем буквы, цифры и другую лексику.

Для совершенствования навыков аудирования я использую игру «Поймай звук». Ученики хлопают в ладоши, когда они слышат в произносимых учителем словах заданный звук. Если ученик ошибается он садится. Остаются стоять самые внимательные. Вариант этой игры используется при изучении темы "Множественное число существительных": учащиеся должны услышать и хлопнуть в ладоши на слово во множественном числе.

Для лучшего запоминания новых слов часто использую «договорки»:

У елки цвет всегда один, Почему сосисок нет?

Зимой и летом это - green. Утащил их рыжий cat.

Обучение грамматике также происходит через игру, так как дети ещё не знают по-русски названия частей речи и членов предложения. Поэтому слово "глагол" я заменяю словом "действие", "существительное" - "название" и отрабатываю их по картинкам.

Для объяснения спряжения глагола to be я рассказываю учащимся сказку: "Жил-был король to be и было у него трое верных слуг: am, is и are. Самым привилегированным был слуга am, он прислуживал лишь одному господину I. Is прислуживал трём игру "Есть ли действие?" Я говорю по-русски ряд предложений и прошу хлопнуть тогда, когда действия нет. Также я читаю детям, начинающим учить английский язык сказку про звуки (У нас во рту живет язычок, а рот - это его квартирка: там есть потолок, стены, и даже дверцы. На потолке у язычка есть горка (альвеолы), вы нашли горку на потолке? Я вам открою секрет: на этой горке очень любит сидеть язычок. Ну-ка, язычок, прыгни на горку! Язычку так понравилось сидеть на горке, что он запел: [l-l-l], [la,la,la].Язычок очень любит, когда у него дома чисто. Он сидит на горке, и выбивает коврик, вот так: [t t t]. Он проветривает свой домик, открывает дверь и дверь хлопает от ветра [w w w]. И т.д. ) и буквы (сказка про котенка- Эйбисёнка (ABCёнка). У этого котенка есть хозяйка - девочка Алиса (Alice). Она очень хочет, чтобы ее котенок выучил алфавит. Посмотрим, чем сейчас занимается АВСёнок. Он взобрался на дерево и хочет сорвать яблоко, по-английски яблоко APPLE. Но зачем ему APPLE? Ведь котята APPLE не едят! Ага, понятно. Он хочет подарить APPLE Алисе и показать, что знает букву «А», с которой начинается это слово. А еще это первая буква английского алфавита. Теперь наш Эйбисенок решил пойти на берег реки и покататься на лодке. Берег реки по-английски называется BANK, а лодка BOAT. По дороге он прихватил с собой мяч - BALL. Все эти слова начинаются с буквы «В»).

Младшим школьникам очень нравятся подвижные игры и игры с мячом. К подвижным играм можно отнести игры:

1. «Лучшие/ The best».

2. «Найди букву/ Find the letter».

3. Игра в мяч. A funny ball.

Для запоминания правил чтения мы играем в «Домино».

А вот игры, в которые мы играем, разделив класс на две команды:

1. ABC Task

2. Funny bag.

3. Funny Tree

5. Who is the most attentive?

Для изучения счета мы решаем примеры на английском языке, разучиваем считалочки, поем песенки.

Одной из лучших игр, одновременно развивающая диалогическую и монологическую речь ученика и помогающая усвоить лексику и буквы английского алфавита, является «Поле Чудес». Эту игру можно впоследствии использовать для изучения английского языка в среднем звене.

Очень интересна детям любого возраста следующая игра: все учащиеся делятся на две команды. В мешочек кладутся листочки с названиями героев или предметов на определенную тематику. От каждой команды по очереди выходит участник. Он достает листок со словом, читает и изображает то, что прочитал. Остальные учащиеся угадывают это слово. Данная игра помогает учащимся запомнить написания слов, а также развивает память.

Многие игровые задания можно проводить с помощью презентации (ИКТ). Например, урок-путешествие в страну английского языка. Одно из заданий - "Пройди через болото": появляется слайд с изображением болота и кувшинки, на которой написана буква. На нее моно наступить, но только назвав 5 слов на эту букву, появится новая кувшинка с новой буквой. Теперь можно наступать на нее, и т.д. Ребята постарше сами готовят подобные презентации, мы их используем на уроках. Также на уроках мы смотрим мультфильмы и выполняем игровые задания к ним, поем песенки на английском языке, в 3-4 классах читаем сказки на английском зыке и ставим по ним сценки.

Целью обучения иностранному языку в основной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения. А, как известно, общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух. То есть говорение и аудирование являются основными видами речевой деятельности в общении с носителями иностранного языка.

После урока ученики сдают тетради учителю. Эти тетради "анонимные". Каждый ребенок клеит в нее какие-то наклейки и рисует какие-то рисунки. Только он знает где его тетрадь. Это позволяет получить честную, правдивую информацию. Таким образом, учитель может проследить за успехами каждого класса в индивидуальном порядке, корректировать свою работу, акцентировать внимание на самых важных и действительно трудных моментах.

В результате применения игровых технологий на уроках английского языка в классах наблюдается расширение кругозора учащихся и интеллектуальных способностей. Игровые технологии способствуют росту мотивации изучения английского языка, повышает уровень знаний, а так же являются фактором, определяющим высокий рейтинг предмета английского языка.

Наряду с достоинствами отметим некоторые недостатки данной технологии:

  • Данная технология наиболее эффективна и широко используется только на уроках в младших классах.

  • Дети младшего школьного возраста легко вступают в игру, но, заигравшись, трудно переключаются на более серьезный вид деятельности.

Исходя из вышесказанного, учителям, осваивающим игровые технологии, мы рекомендуем следующее:

  1. Учитывать возрастные, психолого-физиологические особенности младшего школьника.

  2. Организовывать учебный процесс и систематизировать учебный материал.

  3. Создавать психологически благоприятный климат на уроках английского языка.

  4. Эффективно организовывать контроль пройденного материала.

  5. Ориентировать не на достигнутый уровень развития способностей учащихся, а на ближайшую перспективу, что означает выявление направления дальнейшего развития обучаемого, а не предела его возможностей.

Это, конечно же, не полный перечень игр, используемых на уроках английского языка: его можно пополнять до бесконечности. Главное помнить, что игра - лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.

Всё в руках школьного учителя! Надо приложить все свои силы, проявить талант, творчество и превратить каждый урок в сказку.

Главное для учителя иностранного языка учитывать не только возрастные, но и психологические особенности детей. Нужно давать возможность каждому ребёнку реализовать себя без боязни быть непонятым. Нужно искать новые пути, совершенствовать методику и систему своей работы для высокого уровня владения английским языком: он открывает доступ для обучающихся к мировой информации по различным отраслям знаний, к Использование игровых технологий на уроках английского языка






© 2010-2022