- Преподавателю
- Иностранные языки
- Роль ууд в достижении новых образовательных результатов
Роль ууд в достижении новых образовательных результатов
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юрьева С.Т. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Роль ууд в достижении новых образовательных результатов
Цель образования, в соответствии с новыми образовательными стандартами, - развитие личности учащегося на основе освоения им универсальных способов деятельности. Главными показателями, критериями обучения становятся надпредметные способности, качества, умения. В связи с этим на каждой ступени обучения разработана программа формирования универсальных учебных действий как составная часть основной образовательной программы. Механизмы формирования УУД различны.
Опыт показывает, что традиционный урок в массовой практике с большим трудом поддается инновационным изменениям. Ожидать, что после объявления новых образовательных целей и задач предметное преподавание массово перейдет от установки «ученики должны знать» к установке «ученикам надо освоить универсальные способы деятельности и научиться делать», было бы наивно. Перед предметниками стоит задача разобраться в УУД, перечень которых приведен в стандартах, конкретизировать их с учетом специфики своего предмета и контингента учащихся, продумать механизмы (формы, методы, приемы) формирования тех или иных УУД в работе с учащимися.
В соответствии с государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования компонентом основной образовательной программы школы стала программа формирования универсальных учебных действий.
Программа формирования универсальных учебных действий отражается в рабочих программах всех учебных предметов и в программе организации внеурочной воспитательной работы.
Под универсальными учебными действиями идеологами стандарта нового поколения понимается, в широком смысле, умение учиться, а в узком - совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых; знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия дают учащимся возможность самостоятельно учиться, ставить учебные цели, искать и использовать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, а тем самым обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:
-
личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);
-
регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,оценка, саморегуляция);
-
познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);
-
коммуникативные (учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).
Коммуникативные действия последней группы включают две подгруппы умений:
• умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми - в парах, группах, командах;
• умения коммуникации - работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием.
Условия формирования универсальных учебных действий
Формировать умения необходимо за счёт регулярной, распределённой во времени деятельной включённости в специально организованные ситуации
(на уроках английского языка и в рамках внеурочной работы).
Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием английского языка, способами и логикой преобразования учебного материала. Становление же личностных, регулятивных и коммуникативных действий идёт в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся.
Регулятивные универсальные учебные действия формируются в процессе их многократного выполнения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно. Особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность.
Нужно дать возможность ребёнку не только учиться и быть в позиций «ученика», но и возможность учить другого - быть в позиции «учителя».
Для формирования умений коммуникации (являющихся подгруппой коммуникативных умений) необходимо регулярно:
-
включать каждого учащегося в специально организованные ситуации коммуникации, когда он должен слушать, читать, излагать определённые вопросы письменно или устно;
-
обеспечить рефлексию учащимся его действий в коммуникации с другими людьми, в частности, осознание им связи между умениями коммуникации и успешностью действий;
-
ставить перед учащимся дальнейшие образовательные задачи по развитию умений коммуникации в соответствии с результатами рефлексии.
КЛАССИФИКАЦИЯ
универсальных учебных действий учащихся основной школы
Учебно-управленческие умения
-
Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
-
Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи.
-
Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи.
-
Определять наиболее рациональную последовательность и объем выполнения домашней учебной работы в режиме дня.
-
Ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности.
-
Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индивидуальные особенности.
-
Владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета.
-
Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.
-
Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом.
-
Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.
-
Вносить необходимые изменения в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения.
Учебно-информационные умения
1. Умения работать с письменными текстами.
-
Бегло, сознательно, правильно с соблюдением необходимой меры выразительности читать художественные, научно-популярные, публицистические и официально-
деловые тексты. -
Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование; аналитическое, комментированное; по ролям;
предварительное, повторное. -
Самостоятельно подготовиться к выразительному чтению незнакомого художественного, публицистического, научно-популярного текстов.
-
Составлять сложный план письменного текста.
-
Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики.
-
Составлять тезисы письменного текста.
-
Составлять конспекты письменного текста.
-
Составлять аннотацию письменного текста.
-
Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста.
-
Составлять рецензию на письменный текст.
-
Составлять реферат по определенной форме.
-
Осуществлять библиографическое описание книги, подготовленной несколькими
авторами, статьи в журнале, статьи в сборнике, многотомного издания. -
Грамотно, индивидуальным почерком, не противоречащим общепринятому начертанию букв, списывать и писать под диктовку тексты.
-
Создавать тексты различных типов.
-
Владеть различными видами изложения текста.
2. Умения работать с устными текстами.
-
Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту.
-
Составлять сложный план устного текста.
-
Составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики.
-
Составлять тезисы устного текста.
-
Составлять конспект устного текста.
-
Осуществлять цитирование устного текста.
-
Составлять рецензию устного текста.
-
Составлять доклад.
-
Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога:
планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности,
интервью, дискуссии и полемики.
3. Умения работать с реальными объектами как источниками информации.
3.1. Самостоятельно осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:
-
Определение цели наблюдения.
-
Выбор объекта наблюдения.
-
Выбор способов достижения цели наблюдения.
-
Выбор способа регистрации полученной информации.
-
Обработка и интерпретация полученной информации.
-
Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное,
неструктурированное; полевое, лабораторное). -
Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования непосредственного или опосредованного наблюдения.
-
Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения
или эксперимента. -
Самостоятельно формировать программу эксперимента, включающую: цель, объект и предмет эксперимента, гипотезу, способы и условия подтверждения гипотезы,
способы регистрации процесса и результатов эксперимента, обработки и интерпретации полученной информации. -
Самостоятельно оформлять отчет, включающий описание процесса экспериментальной работы, ее результаты и выводы о подтверждении (опровержении) гипотезы.
-
Использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования: физическое, аналоговое, интуитивное, знаковое.
Учебно-логические умения
1. Анализ и синтез.
-
Определять объект анализа и синтеза, отграничивая вещь или процесс от других
вещей или процессов. -
Определять аспект анализа и синтеза, устанавливая точку зрения, с которой будут
определяться существенные признаки изучаемого объекта. -
Определять компоненты объекта (составляющие части) в соответствии с установленным аспектом анализа и синтеза.
-
Осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
-
Определять пространственные отношения компонентов объекта, устанавливая
связи, порожденные существованием компонентов один подле другого. -
Определять временные отношения компонентов объекта, устанавливая связи,
порожденные существованием компонентов один после другого. -
Определять функциональные отношения компонентов объекта, устанавливая
связи назначений, ролей, которые выполняют компоненты по отношению друг к другу и ко всему объекту, и прежде всего связи субординации и координации.
-
Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, устанавливая, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены.
-
Определять отношения объекта с другими объектами.
-
Определять свойства объекта, устанавливая свойства, порожденные взаимосвязью компонентов, но им не принадлежащие.
-
Определять существенные признаки объекта.
2. Сравнение.
-
Определять объекты сравнения, отграничивая вещи и процессы от других вещей и процессов.
-
Определять аспект сравнения объектов, устанавливая точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.
-
Выполнять неполное однолинейное сравнение, устанавливая либо только сходство, либо только различие по одному аспекту.
-
Выполнять неполное комплексное сравнение, устанавливая либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.
-
Выполнять полное однолинейное сравнение, одновременно устанавливая сходство и различие объектов по одному аспекту.
-
Выполнять полное комплексное сравнение, одновременно устанавливая сходство и различие объектов по нескольким аспектам.
-
Выполнять сравнение по аналогии (из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках).
3. Обобщение и классификация.
-
Осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), определяя общие существенные признаки двух и более объектов и фиксируя их в форме понятия или суждения.
-
Осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), актуализируя понятие или суждение и отождествляя с ним соответствующие существенные признаки одного и более объектов.
-
Осуществлять классификацию, разделяя род (класс) на виды (подклассы) на основе установления признаков объектов, составляющих род.
4. Определение понятий.
-
Различать объем и содержание понятий: определяемые объекты и совокупность их существенных признаков.
-
Различать родовое и видовое понятия.
-
Осуществлять родовидовое определение понятий (находить ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные существенные признаки).
5. Доказательство и опровержение.
5.1. Различать компоненты доказательства: тезис, аргументы, форму доказательства.
-
Осуществлять прямое индуктивное доказательство (непосредственно выводить истинность общего тезиса из аргументов, являющихся менее общими суждениями).
-
Осуществлять прямое дедуктивное доказательство (непосредственно выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями).
-
Осуществлять косвенное апагогическое доказательство (доказательство "от противоречащего"), устанавливая истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли (антитезиса).
-
Осуществлять косвенное разделительное доказательство (метод исключения), последовательно исключая из полностью исчерпывающей совокупности альтернативные мысли, кроме одной, которая является доказываемым тезисом.
-
Осуществлять опровержение тезиса посредством выведения из него ложных следствий ("сведение к абсурду").
-
Осуществлять опровержение тезиса посредством установления истинности антитезиса.
-
Осуществлять опровержение аргументов.
-
Осуществлять опровержение связи аргументов и тезиса.
6. Определение и решение проблем.
-
Определять проблемы, устанавливая несоответствие между желаемым и действительным.
-
Определять для решения проблем новую функцию объекта, устанавливая новое
значение, роль, обязанность, сферу деятельности. -
Осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем.
-
Комбинировать известные средства для нового решения проблем.
-
Формулировать гипотезу по решению проблем.
Рекомендации
учителю по формированию универсальных учебных действий
-
Для развития умения оценивать свою работу школьники вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает учеников между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
-
Учитель привлекает школьников к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
-
Учитель обучает школьников приемам работы в группах. Они вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
-
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке школьниками своих работ, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
-
Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с учениками определяет цель урока.
-
Учитель включает школьников в открытие новых знаний.
-
Учитель учит школьников тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: перессказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Ученики овладевают способами эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развиваются память и логические операции мышления школьников.
-
Педагог использует проектные формы работы на уроке и во внеурочной деятельности.
-
Учитель объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит школьников оценивать работу по определенным критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
-
Учитель учит школьника ставить цели и искать пути их достижения, а также варианты решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
-
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
-
Учитель и ученик общаются с позиции сотрудничества, педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом педагог активно включает каждого школьника в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками.
-
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Школьникам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
-
Учитель учит школьников планировать свою работу и свой досуг.