Кружок как один из видов групповой внеклассной работы

Среди разнообразных форм внеклассной работы по иностранному  языку (часы занимательной грамматики, вечера, лингвистические газеты и бюллетени, праздники языка, лекции, беседы, конкурсы, олимпиады и т.п.) кружок по праву занимает ведущее положение.   Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Основу кружка, как правило, составляют школьники, интересующиеся иностранным языком.  В кружке занимательной грамматики учащиеся работают с большим увлечением. Интерес у...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семёнова Ирина Матвеевна, учитель иностранного языка

МБОУ «Новоаксубаевская НОШ» Аксубаевского муниципального района РТ

Кружок как один из видов групповой внеклассной работы

Среди разнообразных форм внеклассной работы по иностранному языку (часы занимательной грамматики, вечера, лингвистические газеты и бюллетени, праздники языка, лекции, беседы, конкурсы, олимпиады и т.п.) кружок по праву занимает ведущее положение.

Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Основу кружка, как правило, составляют школьники, интересующиеся иностранным языком. Созданию кружка могут предшествовать также массовые формы внеклассной работы: вечера иностранного языка, олимпиады, различные конкурсы и т.п., организуемые для старших по возрасту школьников.

Агитационной цели организации различных форм внеклассной работы служат первые уроки в начале учебного года, которые отводятся для бесед о языке. Все это дает возможность приоткрыть перед школьниками богатый мир иностранного слова, показать на конкретных примерах отличие работы на уроке и во внеурочное время, дать понятие о том, какими будут кружковые занятия (занятия клуба по интересам - лингвистического профиля).

При всем разнообразии структуры тематического кружка сохраняются единые требования: систематичность и системность работы, занимательность формы при строго научном содержании, положительный эмоциональный фон, тематическое единство материалов, способствующих познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Кружок является как бы "введением" в науку о языке и, знакомя учащихся с различными аспектами лингвистики, призван пробудить в учащихся глубокий интерес к грамматике, лексике, стилистике и правописанию.

Опыт кружков показывает, что занятия можно строить на основе материала, изучаемого в данное время в классе (в этом случае внеклассные занятия являются как бы естественным продолжением учебных занятий), так и независимо от программного материала и времени его изучения.

В кружке занимательной грамматики учащиеся работают с большим увлечением. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, интересных задач). Такой кружок не только расширяет и углубляет знания, но и прививает любовь к внеклассной работе, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность. Однако занятия такого кружка не могут сводиться только к грамматическим играм. Материал должен быть подобран таким образом, чтобы каждое занятие обогащало детей новыми знаниями. Поэтому все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или в соответствии с видом работы. Например, одно занятие может быть посвящено употреблению местоимений в речи с подбором различных курьезных случаев, приводящих к двойному смыслу фразы, а другое - литературному редактированию, включающему неверное употребление не только местоимений, но и других частей речи.

При разнообразии содержания занятий кружка необходимо разнообразить и формы и методы работы. Стоит учитывать, что, особенно на первых порах, увлекательно построенный рассказ руководителя кружка лучше достигает цели, чем неумелый ученический пересказ. Если материал детям знаком, то занятие заканчивается живой беседой.

Определенное время на занятиях отводится наблюдениям над текстом и упражнениями.

Несомненно, велика роль игр на таких занятиях. Игровой момент вносится и в серьезный материал. Это разряжает обстановку, снимает напряжение и повышает интерес на занятиях, несмотря на возраст детей.

Варианты тем для кружков настолько различны, насколько высоко желание к данному вопросу у учителей, ведущих кружки внеклассной работы по иностранному языку.

Задача учителя - строить занятия кружка так, чтобы были задействованы все мыслительные операции обучаемых. Поскольку занятия кружка довольно постоянны и продолжительны во времени, учитель должен использовать различные варианты преподнесения материала и методы работы, обучая детей анализировать, формулировать собственные мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос, слушать собеседника и т.д.

Тематический вечер - это отчет кружка о своей работе. Но в подготовке и проведении его участвуют не только члены кружка, но и все желающие.

Подготовка вечера делится на 4 этапа:

  1. Выбор темы и девиза.

  2. Собирание материалов о языке и их отбор в процессе обсуждения.

  3. Подготовка отдельных номеров (репетиции, работа над произношением).

  4. Составление программы вечера.

Предположим, что указанный кружок объединяет учащихся старших классов. Это означает, что в подготовке вечера участники кружка максимально самостоятельны. Учитель здесь - старший товарищ и режиссер-постановщик.

Подготовка к вечеру начинается примерно за месяц до намеченного срока.

На одном из заседаний кружка учитель предлагает выбрать тему вечера (она же будет и его названием) и подобрать девиз, раскрывающий смысл того, о чем будет сказано.

Когда кружковцы определились с темой, намечаются основные направления в раскрытии темы и подбор материалов. Ученики приносят различные журналы, газеты, книги, выписки и вырезки, листки календаря и т.п., в которых есть интересные сообщения о языке. Отбирается то, что относится к теме, помогает ее понять. Для этого проводится заседание кружка, на котором анализируется все, что собрано детьми. Когда материала достаточно, начинается работа над составлением отдельных номеров.

Как правило, речь кружковцев более правильна и литературна по сравнению с речью остальных ребят. Однако все равно приходится много работать над тем, чтобы каждое слово, произнесенное со сцены, было правильным и выразительным. Особое внимание обращается на фонетическую сторону речи. Ребята прислушиваются к тем, кто владеет орфоэпической нормой; отмечают недостатки в своей речи и в речи окружающих. Орфоэпии по сравнению с орфографией уделяется очень мало внимания на уроках и в школе.

Для завершения работы нужно составить программу вечера. Особое значение уделяется тому, как будут расположены номера и как они будут связаны между собой. Чтобы связать номера и составить программу, все участники вечера должны присутствовать на генеральной репетиции (особенно если до этого репетировали в разное время и учащиеся занимались в разные смены).

Инсценировки, веселые сценки, посвященные жизненным ситуациям и вся программа в целом составлялась так, чтобы зрители (те же учащиеся) постоянно чувствовали, что это о них идет речь на сцене, что это их касаются все вопросы, поднимаемые в зале.

Закончить вечер можно небольшой викториной "Знаете ли вы чужой язык?", возможны шуточные вопросы. Самые активные кружковцы получают подарки - книги.

Немаловажным моментом при проведении итоговых викторин является то, что такая форма проведения занятий изначально не является тем страшным уроком, на котором ставятся «плохие» и «хорошие» отметки. Игровая форма раскрепощает школьников, освобождает их мышление от формализма, дает возможность ошибаться и не быть наказанными, и в то же время, ненавязчиво «заставляет» школьников всерьез анализировать, вспоминать, обсуждать, вычленять главное, для того, чтобы команда стала победителем викторины.

Можно также сказать, что помимо составления программы вечера, необходимо много времени посвятить обдумыванию его оформления и порядка проведения. Общий уровень готовности к проведению программы напрямую влияет на интерес ребят к кружковой работе и к иностранному языку в особенности.

Сама подготовка к вечеру подразумевает активную разностороннюю мыслительную деятельность, как участников, так и организаторов. Здесь ребятам дается больше самостоятельности в выборе форм проведения вечера, составлении программы, подготовки конкурсов, заданий, оформления вечера.

Список литературы:


  1. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1991, 207с

  2. Ушаков Н.Н. Кружковая работа по изучению иностранного языка. - М.:
    Просвещение, 1979. - 371с.

  3. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. -
    М.: Высшая школа,1990 - 132с.









© 2010-2022