• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • «Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития профессиональной компетенции учителя и повышения качества знаний учащихся»

«Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития профессиональной компетенции учителя и повышения качества знаний учащихся»

Ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимозажечь. В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.     Рефлексия – умение размышлять, самоанализ, осмысление. Этап рефлексии является неотъемлемой частью уроков английского языка. Как показывает практика, он обучает учащихся правильно оценивать результаты собственных действий, ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ДОКЛАД

по теме:

«Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития профессиональной компетенции учителя и повышения качества знаний учащихся»

слушателя курсов повышения квалификации

ГАЙДУКОВОЙ ОЛЬГИ ИЛЬИНИЧНЫ,

учителя английского языка

МОУ «СОШ №36»

г. Курска


2015 год

Ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь.

В соответствии с ФГОС основного общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.


Рефлексия - умение размышлять, самоанализ, осмысление. Этап рефлексии является неотъемлемой частью уроков английского языка. Как показывает практика, он обучает учащихся правильно оценивать результаты собственных действий, а также оценивать ответы своих одноклассников и работу учителя на уроке в целом.Рефлексия - то, что ученик взял с урока, понял и изложил
собственными словами. Существует множество вариантов проведения рефлексии в зависимости от возраста, интересов и
умений учащихся, и каждый учитель вправе выбрать наиболее увлекательный способ проведения рефлексии. Существует классификация рефлексии.
1. По содержанию:
• Устная
• Письменная
2. По цели:
• Рефлексия эмоционального состояния и настроения
• Рефлексия содержания учебного материала
• Рефлексия деятельности
3. По функции:
• Личностная рефлексия: духовная(стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других), физическая (успел - не успел, легко - тяжело),сенсорная(самочувствие: комфортно - дискомфортно)
• Интеллектуальная рефлексия(что понял - что не понял, какие затруднения испытывал)
4. По способам проведения:
• Анкета
• Вопрос
• Символ
• Таблица
• Ситуация
• Рисунок
5. По форме деятельности:
• Фронтальная (выборочная)
• Индивидуальная
• Групповая
• Коллективная

Как же проводить рефлексию эффективно и интересно?

Остановимся и рассмотрим подробно рефлексию по цели деятельности.

Проводить рефлексию эмоционального состояния и настроения мне кажется целесообразным в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой учеников. Для этого могут быть применены карточки с изображением лиц, т.е. цветовое изображение настроения. Такой прием хорошо использовать на младшей ступени обучения, когда детям предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению: «Choose the drawing that reflects your spirits".

На средней и старшей ступени обучения можно предложить учащимся следующие опоры, которые постоянно будут находиться на партах.

«Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития профессиональной компетенции учителя и повышения качества знаний учащихся»

Was not bored, worked hard. didn't relax, answered properly, was active, was emotional, fulfilled the task, received a reward (a good mark).

Учитель использует рефлексию эмоционального состояния и настроения чтобы выяснить, насколько комфортно учащиеся себя чувствуют на уроке.

Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.

  • У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

  • Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой.

If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one - if you didn't like the lesson, the red one - if you liked the lesson.


  • Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет, - другого. Каждому настроению соответствует определенный цвет:

красный - восторженное; оранжевый-радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый - спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный -упадок, уныние.

Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне,к чему располагает также и содержание урока,то можно использовать ещё один вариант-эмоционально-художественную рефлексию:

1)учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным,печальным настроением,другая - радостным,весёлым. Ученики выбирают ту картину,которая соответствует их настроению.

2)эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений. Звучит тревожная музыка и спокойная,восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент,который соответствует их настроению.

3)если есть время,то можно предложить учащимся выразить своё эмоциональное настроение в виде рисунка,а в конце провести выставку рисунков.

Дальше мы переходим к рассмотрению рефлексии содержания учебного материала, которая используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения,связанного непосредственно с тематикой урока.

Возможны следующие варианты.

«Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития профессиональной компетенции учителя и повышения качества знаний учащихся»

Подбор афоризма(афоризмы не имеют возраста, они актуальны и сегодня. )

Тема Travelling. The world is a book and those who don't travel, read only a page.

St. Augustine

People SAY you have to travel to see the world. Sometimes I think that if you just stay in one place and keep your eyes open; you're going to see just about all that you can handle.

Paul Aster

The soul of a journey is liberty, perfect liberty, to think, feel, and do just as one pleases.

William Hazlitt

The world may be known without leaving the house.

Lao Tzu


ABOUT FRIENDS AND FRIENDSHIP

The best mirror is an old friend.

Старый друг - лучшее зеркало.

Euripides(Эврипид)

One loyal friend is worth ten thousand relatives.

Один близкий друг стоит десяти тысяч родственников.

Books and friends should be few but good.

Книг и друзей должно быть мало, но хороших.

Friendship isn't a big thing - it's a million little things.

Дружба это не что-то одно большое - это множество мелочей.

Mark Twain(Марк Твен)

Подбор синквейна (синквейн пишется по определенным правилам).

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово), обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации.

Например:

My pet
cute, small
running, playing, gnawing
I like to feed my Dan.
Rat


My teacher
nice, clever
teaching, helping, surprising
She is very cool.
My friend

Все это помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме,соединить старое знание и осмысление нового.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Для развития рефлексии деятельности ученики должны размышлять,осмысливать то, что они сами поняли и передать это в сжатой форме, выделяя главное. Анализируя свою деятельность, учащиеся приходят к следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем результат, и он строится в логике деятельности. А в случае неудачи учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на какие моменты обратить внимание в следующий раз. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Может быть использован приём: «Я сделал!». На одном из этапов урока я предлагаю учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, умениях и навыках, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности.

Say what you have just done and how you've done it

I (ve) have just: *practised phonetics;

*read the text «.........";

*practised the words;

*retold the text"……";

*practised grammar;

*asked and answered the questions; etc… 

Тема: Travel and leisure (Путешествие и отдых)

Our lesson is going to be over. Let's return to our goals. Take your self-assessment cards and complete them.


Goals:

Excellent
"5"

Good
"4"

Fair
"3"

Poor
"2"

I know the words about travelling.


I can read and understand information about types of holidays.


I can listen and understand information about travelling.


I can talk about types of holidays.


Рефлексия отношения к проблеме (теме), взгляд на проблему раньше и сейчас.

Then (before)

Now

«Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития профессиональной компетенции учителя и повышения качества знаний учащихся»know

d«Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития профессиональной компетенции учителя и повышения качества знаний учащихся»idn't

understand

«Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития профессиональной компетенции учителя и повышения качества знаний учащихся»realize

c«Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития профессиональной компетенции учителя и повышения качества знаний учащихся»«Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития профессиональной компетенции учителя и повышения качества знаний учащихся»ouldn't imagine

express

Now I …

Besides …

Moreover …

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволит осуществить самоанализ их деятельности на уроке английского языка.

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение cтало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен;

полезен / бесполезен;

интересен / скучен;

легким / трудным.

7. Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно



Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека.

Самостоятельность.

Предприимчивость.

Конкурентноспособность.


Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим желанием шли на занятия.

Родители должны видеть положительные результаты работы детей.

Преподаватель должен получать удовольствие от каждого

занятия с детьми.



Выводы: как проводить рефлексию - для себя сам решает каждый учитель. Можно использовать карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит добиваться лучших результатов на уроке английского языка в школе. Необычный формат рефлексии зачастую вызывает неподдельный интерес у учащихся. Даже не совсем успешные ученики имеют возможность показать себя как в групповой рефлексии, так и индивидуально.












© 2010-2022