- Преподавателю
- Иностранные языки
- Краеведческий материал как основа формирования мотивации при изучении английского языка
Краеведческий материал как основа формирования мотивации при изучении английского языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пухова Н.Е. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
города Россоши Воронежской области
Авторская концепция
«Краеведческий материал как основа формирования мотивации при изучения английского языка»
Подготовил:
учитель
английского языка
2 квалификационной категории
Пухова Наталья Егоровна
РОСООШЬ
2009
Содержание
Введение 2
Технологическая основа опыта использования краеведческого материала при обучении английскому языку в средней школе. 5
Использование проектной технологии в обучении иностранному языку с использованием краеведческого материала. 10
Обучение монологической и диалогической речи на уроках иностранного языка с помощью краеведческого материала. 12
Результативность работы и уровень мотивации учащихся на уроках английского языка средствами краеведения 13
Трудоемкость опыта обучения иностранному языку с помощью краеведческого материала. 16
Заключение 16
Список используемой литературы. 17
Приложение 1
Тест «Определение уровня положительной мотивации учащихся на уроках английского языка» (Автор О.С.Гребенюк.)
Приложение 2
Сценарий открытого урока - презентации по английскому языку в 7 классе по теме «Экскурсия по школе».
Приложение 3
Буклет о городе Россоши
Приложение 4
Буклет о городе Россоши
Приложение 5
Компьютерная презентация «Добро пожаловать в школу!»
Введение
Сущность любви к Родине определил когда-то очень хорошо М. Е. Салтыков-Щедрин: "Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчётливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо, способное жить…"
На Ваш суд я представляю свою методическую систему в преподавании английского языка в школе на основе краеведческого материала. Ценность этой системы состоит в том, что она способствует практическому приложению знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию, а главное, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу.
В свете того, что окружающий мир стремительно развивается, нас окружает огромный поток информации, в котором иногда трудно разобраться и выделить истинно ценное, мы мало внимания обращаем на то, что рядом с нами, что нам близко и дорого. Поэтому актуальность данной концепции в том, что назрела объективная необходимость воспитания у подрастающего поколения любви к малой Родине, школе, семье, друзьям.
Что я, как учитель английского языка, могу сделать, чтобы привить ребенку любовь к родному краю, к народным традициям, к семье? Как стимулировать процессы личностного саморазвития и самореализации?
При изучении английского языка с использованием краеведческого материала я преследую следующие цели:
-
Освоение программы по английскому языку на уровне не ниже стандарта среднего (полного) общего образования.
-
Умение самостоятельно работать с различными источниками информации, планировать и организовывать свою деятельность, применять полученные теоретические знания в практике самостоятельной работы.
-
Способность к творческому мышлению.
Для осуществления этих целей ставлю следующие задачи:
-
Способствовать выбору индивидуального образовательного пути;
-
Обеспечивать каждому ученику «ситуацию успеха»;
-
Содействовать самореализации личности ребенка;
-
Создавать условия для развития познавательных интересов и стремления к расширению общего кругозора;
-
Воспитывать гражданственность, любовь к Родине, уважительное отношение к родителям и семье;
-
Развивать умение доказывать и отстаивать свое мнение.
Работаю я в школе, которая находится на окраине города Россоши. Это одна из старейших школ города с богатыми традициями и обычаями, которые были накоплены в течение 77 лет работы. Своеобразие микрорайона, в котором расположена школа, заключается в том, что здесь практически нет миграции, и я знаю семьи своих учеников, психологический климат в каждой из них и особенности воспитания ребенка в той или иной семье.
Учитывая все эти факторы, выстраиваю свою систему формирования мотивации изучения английского языка на основе краеведческого материала. Считаю, что ядром этой системы является убеждение - ребенок - главная ценность общества, выше которой ничего быть не может; в каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. Отсюда мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность.
Изучение английского языка с использованием краеведческого материала заинтересовало меня с первых лет работы в школе. По этой системе я работаю третий год и убеждаюсь, что такое обучение превращает учащихся в творцов и создателей себя и собственной деятельности.
Кружковая работа
Методы
Ожидаемые результаты
* свободная личность с чувством ответственности, с высоким уровнем самосознания и самоуважением
* гуманная личность с гражданским самосознанием
* духовная и творческая личность
Технологическая основа опыта использования краеведческого материала при обучении английскому языку в средней школе.
Мною разработана система использования краеведческого материала как средства обучения иностранному языку в средней школе, имеющая универсальный характер для массовой школы, но требующая предметной конкретизации для каждого случая. Использование этой системы основывается на некоторых принципах, вытекающих из общедидактических требований к организации обучения, однако учитывающих особенности краеведения как эффективного средства обучения межкультурной коммуникации. К этим принципам мы относим:
- принцип междисциплинарности, согласно которому использование краеведческого материала подразумевает связь с другими предметами школьной программы (история, культурологические дисциплины);
- принцип систематичности, состоящий в целенаправленном, запланированном характере использования краеведческих материалов на разных этапах обучения английскому языку;
- принцип тематичности, предполагающий разработку соответствующих краеведческих материалов к каждой теме типового учебника;
- принцип учета возрастных особенностей учащихся при подборе краеведческих материалов, основанный на принципе доступности обучения;
- принцип когнитивности, предполагающий приобретение учащимися в процессе обучения с помощью краеведческого материала новых сведений, нового знания, а не только известного им до этого;
- принцип толерантности, предполагающий развитие у учащихся способности понимать и принимать другие культуры;
- принцип компаративности, имеющий в виду предъявление и использование краеведческих материалов наряду с материалами страноведческого характера- материала страны изучаемого языка, так называемый «диалог двух культур»;
- принцип технологизации предполагает использование педагогических технологий, опору на творчество учащихся.
В работе над говорением на основе краеведческого материала мною применяются наиболее эффективные педагогические технологии (личностно-ориентированная, проектная, информационно-технологическая, интегрированная, развивающая, дифференцированная).
Личностно-ориентированный подход я считаю основным в обучении говорению. Краеведческий материал является питательной средой для духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания учащихся. Как часто на уроках английского языка мы слышим ответы на вопрос: «Where would you like to live in?» - «I would like to live in America (in Britain, in Australia)».
Вводя элементы краеведения, вынося на обсуждение темы, отражающие жизнь родного края, достижения, успехи в различных сферах деятельности (спорт, культура, промышленность и т.д.), все чаще школьники начинают давать другой вариант ответа:- «I would like to live in Russia (in Rossosh, in my native town)».
Краеведческая тематика на уроках английского языка, в частности исследования по истории школы, всегда вызывает коммуникативную активность учащихся. Это можно объяснить следующими факторами:
-учащиеся знают, о чем говорят;
-учащиеся говорят о том, что им дорого;
-учащиеся высказывают свое собственное мнение о проблемах, которые волнуют их.
Использование в своей работе информационных технологий вносит динамику в процесс говорения на английском языке. Подготовленные мной компьютерные презентации «Портрет Россоши», «Добро пожаловать в нашу школу» вызывают большой интерес у учащихся и имеют ключевую цель - формирование духовно-нравственных ценностей учащихся - любовь и гордость к родному городу, к родной школе, к их прошлому и настоящему.
Система использования краеведческого материала
при изучении отдельных тем на уроках английского языка
Класс
Тема
Краеведческий материал
5
Семья
Рассказ о членах семьи, исторические сведения о своей семье, происхождение фамилии, почему дали такое имя.
Дом
Описание дома, комнаты
Место жительства
История названия улицы (использование краеведческого материала школы)
6
Спорт
Спорт в школе, спорт в микрорайоне; наши победы и достижения
Праздники
Традиционные праздники в школе, домашние праздники и традиции, праздники нашего города
Путешествия
Путешествия с семьей, школьные экскурсии
Одежда
Русские народные костюмы Воронежской области
7
Школа
Информация об учителях, кабинетах, предметах и кружках
Достижения
Олимпиады, спорт, творческие конкурсы
Твоя Родина
История города Россошь, достопримечательности, краеведческий музей города
8
Россия
Крупные промышленные центры Воронежской области и города Россоши (атомная электростанция, ОАО «Минудобрения» г.Россоши), природа, население
Традиции
Школьные, семейные, городские
9
Писатели
Писатели Воронежской области, г.Россоши и нашей школы
Музыка
Музыканты Воронежской области, г.Россоши и нашей школы
СМИ
Телевидение, радио и печать нашего города
Здоровье
Традиции семьи, направленные на укрепление здоровья
Образование
МОУ СОШ № 6, образовательные учреждения города, отдел образования г.Россоши и Россошанского района
10-11
Родная страна
Жизнь в г.Россоши и в сельской местности
Политическая система
Управленческая структура района и города
Молодежь
Досуг молодежи в городе и нашей школе
Схема использования краеведческого материала
Использование проектной технологии в обучении иностранному языку с использованием краеведческого материала.
Для развития самостоятельности, воображения, фантазии, креативности и других качеств личности я использую проектную технологию. Проект - это «самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности»(Зимняя И.А.,1991). Чаще всего мои учащиеся выбирают для работы следующие типы проектов: творческие, информационные и исследовательские, требующие активизации навыков говорения. Работа над проектом делится на три этапа:
1) начальный этап (выбор темы);
2) основной этап (поиск источников информации, сбор материала);
3) заключительный этап (защита готовых проектов, обсуждение полученных результатoв).
Анализ учебников английского языка УМК под редакцией В.П.Кузовлева показал, что тематика проектов очень обширна и охватывает как страноведческие так и краеведческие задания. Возьмем, к примеру темы проектов краеведческой тематики из учебника «English 7»: "Eco Problems in My Home Town", "My Country`s Best Items", "People I Am Proud Of", "Environmental Programme in my School"; "English 8": "My Country at a Glance", "Visitor`s Guide"; "English 10-11": "The best of all possible worlds", " Welcome to Russia!" Но "English 9" не содержит тем проектных работ, поэтому мы с учащимися сами определяем тематику проектов. Я, как учитель, стараюсь расширить тематику краеведения и дать дополнительные темы на выбор учащимся. В процессе работы по проектной технологии в рамках эксперимента, мною был сделан следующий вывод: интерес к краеведческой тематике возрос, и дети стали чаще выбирать темы краеведения для своих проектов.
Анализ выбора тем проектов по английскому языку показал, что до изучения краеведения, как систематизированного материала, из 15 учащихся в языковой группе проекты по краеведческой тематике выбирало только 3-4 ученика. На данный момент ситуация поменялась - из 15 учащихся 10 учеников предпочтение отдает темам по краеведению. Предлагаемые темы проектов на выбор (к "English7") следующие:
1."The best item's of my home town"- "The best item's of London ".
2."Eco problems in my home town" - "Eco problems in England(America)".
3."People I am proud of" (from Britain, America, Russia, Rossosh)
4."Famous places in Britain, the USA, Russia and Rossosh."
Даже отсутствие необходимых материалов в учебниках не останавливает учащихся в поиске необходимой информации и это развивает у учащихся потребность в саморазвитии.
Выбор тем проектов можно изобразить схематично:
67% учащихся выбирают работу над проектом по краеведению;
33% учащихся выбирают работу над проектом о стране изучаемого языка.
Наиболее удачными видами проектов является: составление рекламных брошюр о Россоши и составление брошюр о МОУ СОШ №6.
Таким образом, интерес к краеведческой тематике возрос и дети стали чсще выбирать темы краеведения для своих проектов.
Обучение монологической и диалогической речи на уроках иностранного языка с помощью краеведческого материала.
В обучении устной речи мной используется система речевых упражнений по развитию навыков монологической и диалогической речи, применительно к краеведческой тематике. Для развития личностного отношения говорящего к высказываемому сообщению, я применяю методику работы с разговорными текстами, используя так называемые фразы-клише: I think, I believe, I suppose, I consider, I like, I prefer, I hate, I enjoy, as far as I know, I absolutely disagree with, I can`t understand etc. Эти конструкции помогают превратить сухой информационный текст в естественное высказывание, где говорящий хочет донести свою точку зрения и дать свою оценку того, о чем он говорит. Для придания логичности высказывания применяются следующие конструкции: first of all, secondly, thirdly, so, that`s why, more than that, you see, on the one hand, on the other hand, comparing, speaking about, more over, as a result, in conclusion, etc. Таким образом, обычный краеведческий текст получает эмоциональную окраску и становится интересным как для говорящего, так и для слушающего.
Для развития диалогической речи я использую различные виды заданий по составлению диалогов. Отрабатывая механизм диалога, я составляю ролевые ситуативные задания, чтобы диалог носил творческий характер. Примеры ролевых ситуаций:
- вы иностранный журналист и берете интервью у жителя города Россоши;
- вы англичане и только что приехали из Россоши, где посетили МОУ СОШ № 6. Что вы расскажете своим друзьям об этой школе? Что вам понравилось, а что нет.
Таким образом, совокупность педагогических технологий, а также эффективных методов и приемов в обучении говорению средствами краеведения, способствует повышению качества знаний по английскому языку.
Результативность работы и уровень мотивации учащихся на уроках английского языка средствами краеведения
Изучение английского языка с использованием краеведческого материала повысило интерес учащихся к предмету, и в связи с этим, улучшилась успеваемость учащихся и качество знаний. Ниже приводятся таблицы, отражающие успеваемость и качество знаний.
Успеваемость
год
класс
5
6
7
8
9
10
11
2007
100 %
100 %
100 %
94 %
-
100 %
-
2008
100 %
100 %
100 %
100 %
100 %
-
100 %
Качество
год
класс
5
6
7
8
9
10
11
2007
38 %
73 %
60 %
55 %
-
75 %
-
2008
43 %
50 %
76 %
63 %
66 %
-
75 %
Динамика роста успеваемости за два последних года
Классы 5/6 6/7 7/8 8/9 10/11
Динамика роста качества знаний за два последних года
Д
Классы 5/6 6/7 7/8 8/9 10/11ля определения повышения уровня мотивации учащихся на уроках английского языка средствами краеведения, было проведено тестирование по методике О.С. Гребенюк. Исследование проводилось в два этапа в 8-ом и 9-ом классах (2007/08 и 2008/09 учебный год). Целью данного тестирования было - определить отношение учащихся к изучению английского языка, а также определить уровень положительной мотивации к урокам английского языка с использованием краеведческого материала.
Учащимся было предложено заполнить определенный бланк, заранее заготовленный.
Форма бланков ответов учащихся:
Дата----------- Школа------------- Класс------------
Ф.И.-----------------------------------------
I
II
III
IV
V
VI
1
6
11
16
21
26
2
7
12
17
22
27
3
8
13
18
23
28
4
9
14
19
24
29
5
10
15
20
25
30
Кроме объяснения выполнения задания, на доске были четко написаны варианты ответов:
Уверенно «да» 5
Скорее «да», чем «нет» 4
Не знаю 3
Скорее «нет», чем «да» 2
Уверенно «нет» 1
После ответов учащихся бланки были собраны и подведены итоги.
Анализ отношения учащихся к изучению английского языка предполагает оценку и сравнение степени сформированности следующих параметров:
-
Состав мотивации;
-
Осознание учениками своего отношения к предмету;
-
Сила отношения;
IV. Действительность отношения;
V. Качество знаний;
VI. Творческий характер умственной деятельности.
Максимальный средний балл равен - 5, а минимальный средний балл равен -1.
Результаты ответов учащихся (2007/08 учебный год):
8 класс
I.
2.3
II.
3.0
III.
2.8
IV.
3.0
V.
2.4
VI.
2.9
Анализируя таблицу можно сделать вывод, что в целом уровень мотивации в 8-ом классе является средним.
Теперь сравним с результатами повторного тестирования учащихся.
Результаты ответов учащихся (2008/09 учебный год):
9 класс
I.
2.9
II.
3.2
III.
3.8
IV.
3.9
V.
3.7
VI.
3.8
Как видно по результатам таблицы, все параметры в 9-ом классе повысились, что свидетельствует о том, что использование краеведческих материалов на уроках английского языка способствует росту положительной мотивации, способствует увеличению познавательной активности учащихся, повышению качества знаний и повышению интереса к предмету в целом .
Трудоемкость опыта обучения иностранному языку с помощью краеведческого материала.
Трудоемкость опыта заключается в том, что следует переосмыслить организацию учебного процесса, в который необходимо внести изучение краеведческих материалов. На этом пути существуют следующие трудности: недостаток материалов по краеведению на английском языке, недостаток методических материалов и рекомендаций по организации системы упражнений по данной тематике. Большую работу по подбору и систематизации материала приходится вести самостоятельно.
Заключение
Использование в обучении иностранному языку краеведческого материала стимулирует не только интерес учащихся к изучению иностранного языка, н самостоятельность, активность каждого ученика, но и прививает любовь к родному краю, своей семье, семейным традициям, воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности. Между тем в стратегии модернизации в качестве главного результата рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и всего общества.
Исходя из этих выводов, мы с полной уверенностью можем утверждать, что социокультурный компонент на уроках иностранного языка действительно способствует улучшению усвоения знаний, помогает восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяет кругозор, а также воспитывает эстетический вкус у учащихся. Также использование краеведческого материала на уроке иностранного языка позволило определить условия повышения эффективности обучения иностранному языку: формирование положительной мотивации в изучении нового языка, доброжелательного и заинтересованного отношения к стране изучаемого языка, ее культуре и народу; формирование умения учащихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения; учет возрастных особенностей и интересов учащихся; развитие их творческих способностей в процессе активной познавательной деятельности.
Список используемой литературы.
-
Барменкова О.И. Эффективные приемы обучения английскому языку. - Пенза, 1997.
-
Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам // ИЯШ № 7, 2006
-
Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // ИЯШ, № 3, 1991.
-
Корниенко П.А. Краеведческий материал как средство обучения иностранному языку в средней школе //ИЯШ, № 6, 2004
-
Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - М., 1995.