Статья Возможности использования ИКТ на уроках иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности использования ИКТ на уроках иностранного языка.

Фамилия Имя Отчество автора - Щербакова Раиса Расимовна

Город - село Тегульдет Томской области

Организация - МКОУ « Тегульдетская средняя общеобразовательная школа

Должность - учитель немецкого языка

E-mail - [email protected]

Направление - Возможности IT- технологии для организации учебного процесса

(урочная деятельность)

Изменения в ходе научно-технического прогресса основ современного производства, использование новых машин и технологий приводят к увеличению доли интеллектуального труда, творческой функции рабочего в труде, его профессиональной мобильности и вызывают преобразование системы знаний, умений и навыков, которые должны получить учащиеся в школе, а современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации, который, в свою очередь, является глобальным социальным процессом, особенность которого состоит в том, что преобладающим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на базе разнообразных средств вычислительной техники.

А информационное общество имеет отличительные особенности такие как: увеличение роли информации в жизни общества, создание глобального информационного пространства.

Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Информатизация образования в России в последние десятилетие проходит как комплекс реформ, направленный на построение единой образовательной среды, отвечающий требованиям 21-го века, включению в мировое образовательное сообщество. Важным фактором ускорения этих процессов должны стать меры государственной политики в области информатизации образования, сформулированные в федеральных целевых программах «Электронная Россия», «Компьютеризация сельских школ».

Информатизация образования сделает возможным:

- совершенствование механизмов управления системой образования;

- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения;

- создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность;

- создание и использование компьютерных, тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.

В настоящий момент реформирования всех сфер образования в России актуальной стала проблема внедрения информационно - коммуникационных технологий в процесс обучения, разработка особых моделей и технологий, новых подходов к преподаванию иностранных языков.

Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, то появился термин «новая информационная технология обучения». По мнению некоторых исследователей, говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии, решает задачи, которые прежде не были теоретически и практически решены и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.

Современный преподаватель иностранных языков помимо знаний по предмету, должен обладать знаниями в области применения информационных технологий. Приобщение педагогов к такому необычному образовательному пространству, как всемирная сеть интернет, выведут культуру преподавания на качественно новый уровень, обеспечит развитие и социальную адаптацию обучающегося в условиях глобализации мирового сообщества. Переход от традиционной методики преподавания иностранных языков к обучению с применением ИКТ и ресурсов, являющемуся своего рода переходным этапом к системе открытого образования, сегодня неизбежен.

Важнейшим информационным техническим средством является компьютер. Компьютерные технологии могут использоваться на всех этапах обучения: при предъявлении нового материала, закреплении, повторении, контроля знаний, умений и навыков. Применение компьютера позволяет сделать урок привлекательным, информативным для обучаемых и по-настоящему современным. Это способствует формированию познавательной активности школьников, а также повышению качества знаний. В то же время применение компьютеров в процессе обучения регламентировано требованиями, предъявляемыми к техническим устройствам, и должно соответствовать определённым принципам.

Релевантными считаются следующие принципы:

- обусловленности;

- необходимости;

- информативности;

- надёжности.

Функции компьютера:

- информативная - основным преимуществом компьютера является возможность хранения и переработки больших объемов информации, поэтому компьютер широко используется в процессе обучения языкам в качестве информационной системы;

- тренировочная - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по иностранному языку. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение;

- контролирующе - коррегирующая - применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля.

- коммуникативная - возможно общение на зарубежных чатах;

-организационно-стимулирующая - в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором. Эти преимущества способствовали широкому распространению контролирующих программ и включению модулей контроля в большинство компьютерных программ обучения, которые предусматривают автоматическое выполнение следующих операций: 1) принятие и распознавание ответа обучаемого; 2) анализ и определение правильности ответа; 3) запоминание результата и/или сообщение о нем учащемуся. По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли: преподавателя; эксперта; партнера по деятельности; инструмента деятельности; обучаемого. Учащиеся могут применять компьютер в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах работы и в различных качествах. Благодаря возможностям реализации функций преподавателя, компьютер часто используется в процессе самостоятельной и домашней работы учащихся, в ходе автономного изучения языка, в целях восполнения пробелов в знаниях отстающими учащимися. В этой ситуации используются тренировочные и обучающие компьютерные программы, специально создаваемые в учебных целях. При самостоятельной работе с компьютерными обучающими программами обучаемый может получить учебное задание; запросить дополнительную информацию, необходимую для его выполнения; уяснить способ выполнения задания; ввести ответ; получить анализ и оценку ответа. Можно отметить даже целый ряд преимуществ использования компьютера для самостоятельной проработки учебного материала по сравнению с аудиторными занятиями с преподавателем, неограниченное время работы, определяемое потребностями самого учащегося; свободный режим работы; воздействия субъективных факторов в работе. Многие учащиеся предпочитают применение компьютера в процессе выполнения «больших» заданий (написание сочинения, курсовой работы, реферата), связанных с написанием текстов значительного объема. В этой ситуации компьютер используется в качестве партнера по деятельности и одновременно инструмента информационной и технической поддержки. Применяя компьютерные средства, учащиеся вводят новую текстовую информацию с помощью клавиатуры либо используют уже подготовленные материалы, сканируя их либо вводя их в новые файлы с дискет. Также они получают доступ к обширной информации на родном и иностранном языках, благодаря справочно-информационным системам и сетям, применяя в случае необходимости системы машинного перевода. Учащиеся оформляют, редактируют и совершенствуют письменные работы с помощью программ типа «редактор текста», спеллеров и шаблонов документов, работают с интерактивными программами порождения текстов и системами автоматической переработки текста, систематизируют и дополняют текстовую информацию таблицами, графиками, диаграммами и рисунками. Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом «вписывается» в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и максимально приближает процесс обучения иностранным языкам к реальным условиям

Возможности компьютера выступать в роли обучающего в учебном процессе по иностранному языку оцениваются по-разному: от абсолютного их отрицания до утверждения о том, что компьютеру могут быть переданы все основные и вспомогательные функции обучающего. Большинство специалистов по компьютерной лингводидактике придерживаются мнения, что компьютер, осуществляя ряд функций обучающего, не сможет полностью заменить преподавателя иностранного языка по ряду причин, главными из которых являются следующие: 1) на компьютере не могут быть полностью имитированы те аспекты деятельности преподавателя, которые связаны с его воспитательными функциями; 2) целью обучения при современном коммуникативном подходе к преподаванию языков является, прежде всего, развитие способности иноязычного общения как особой социальной формы межкультурного взаимодействия, воспроизведение которой в полном объеме в рамках человеко-машинного взаимодействия в настоящее время кажется маловероятным. На современном этапе наиболее конструктивным представляется подход, согласно которому компьютер не следует противопоставлять преподавателю, а целесообразно рассматривать его как средство поддержки профессиональной деятельности обучающего.

Список литературы

  1. Андреева О. А. Изучение иностранных языков с использованием компьютерных технологий. Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок». 2006г.

  2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М. : Просвещение, 1994г.

  3. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. СПБ: Союз, 2001 г.

  4. Петрова Л. П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка. М.: Просвещение, 2005. №5



Ключевые слова

  1. Информатизация - это часть информатизации общества, процесса, который принял характер информационного взрыва или революции с середины XX века, что дает основание характеризовать современное общество как информационное. Это значит, что во всех сферах человеческой деятельности возрастает роль информационных процессов, повышается потребность в информации и в средствах для ее производства, обработки, хранения и использования.

  2. Информационные технологии - это все технологии, использующие специальные технические средства.

  3. Компьютеризация - это процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека.

  4. Реформирование - это преобразование, перестраивание, изменение, переустройство, пересоздание, переделывание.

  5. Релевантность - это одно из наиболее близких понятию качества «релевантности» - «адекватность», то есть не только оценка степени соответствия, но и степени практической применимости результата.

© 2010-2022