Отчет по одному уроку из серии запланированных последовательных уроков

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ергалиева Майра Ертаргиновна Портфолио В2

Группа №6 3 уровня

Город Костанай 2015 год

Отчет по одному уроку из серии запланированных последовательных уроков.



«Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить».

А. Дистерверг

Одной из центральных проблем в современном образовании является проблема повышения эффективности обучения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль - роль проводника знаний помогающий учащимся ориентироваться в безграничном море информации.

В «Руководстве для учителя» сказано, что знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после завершения ее изучения и не используется в жизненных ситуациях. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое

понимание. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также - осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом.

У меня, как у учителя, было понимание того, что необходимо отходить от традиционных методов преподавания, применять современные методы обучения. Принимались попытки внедрять новые технологии, но т.к. знания о новых подходах в преподавании были поверхностными, не всегда удавалось довести идеи до конца, достичь результативности. Глубже познакомившись на курсах с новыми подходами в преподавании и обучении, я убедилась в том, что необходимо формировать у учеников навык обучения тому, как обучаться. Для этого мне самой необходимо иметь развитое критическое мышление и быть открытым для новых идей.

Познакомившись с семью модулями Программы, я на практике попыталась интегрировать все семь модулей в последовательную серию 4 открытых уроков. При разработке среднесрочного планирования я обратилась за консультированием к своим коллегам. С директором школы были согласованы вопросы использования кабинетов новой модификации, возможность проведения серии открытых уроков, посещение коллег. С учителем высшей категории Ермагамбетовой Б.Е, руководителем школьного методического объединения Никоненко Г.А. я консультировалась по вопросам эффективных методов оценивания, использования активных методов обучения, информационно-коммуникационных технологий. Разработка среднесрочного планирования способствовала учету индивидуальных возможностей учащихся, вовлечению в процесс обучения всех учащихся. При составлении среднесрочного планирования, я определила для себя цели и задачи планируемых уроков, направленных на развитие творческого потенциала моих учеников.

Чётко выстроенный план проведения четырех последовательных уроков позволил продумать методы, формы, виды деятельности, а также внедрение в каждый урок семи модулей Программы.

При составлении поурочного планирования урока я руководствовалась словами А.Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».

Для себя я поставила следующую задачу: организовать учебную деятельность на уроке таким образом, чтобы все ученики были задействованы, чтобы у каждого была возможность высказаться, чтобы ребята сами сделали вывод по уроку и оценили свою работу.

Мною было проведено четыре урока по темам «Мир растений», «Мир животных», «Окружающая среда» и «Я люблю мир" в 5 классе. Проведение рефлексии, анализа и самоанализа после каждого способствовало возможности проводить по необходимости корректировку.

На всех уроках мною применялись активные методы обучения. В отличие от традиционных методик, где учитель дает и требует определенные знания, при использовании активных методов обучения учащиеся сами открывают путь к познанию. Ученик становится главной действующей фигурой. Учитель в данной ситуации - активный помощник. В классе 7 учащихся, из них 6 хорошистов и 1 ученик занимается удовлетворительно, поэтому все мотивированы на обучение. В планировании среднесрочного плана я и рассчитывала работу со всеми детьми. Целью этих уроков было:

  • Интеграция идей семи модулей в серию последовательных уроков с целью создания условий для самостоятельного изучения новых слов по разделу «The Environment» учащимися, осмысление значения этих слов и их применение в устной и письменной речи;

  • Формирование и развитие навыков анализа и синтеза информации о жизнедеятельности человека, с объективным оцениванием его влияния на окружающую среду, для осознания главной идеи раздела - необходимости беречь природу!

  • Активизация познавательной деятельности учащихся через развитие внутренней мотивации, саморегуляции учащихся в соответствии с их возрастными особенностями.

Во все 4 урока я включала идею 7 модулей. Все уроки были организованы с электронными презентациями. Урок выбранный для отчета был третьим по счету. Тема данного урока: «Окружающая среда». Формы работы на уроке были : групповая, индивидуальная, парная. Оборудованием на уроке были проектор,учебник английского языка, дополнительные источники с интернета, раздаточный материал, картинки природы Казахстана.

Цель урока:

- изучить новый лексический материал,

- понимать значение новых слов;

- применять новые слова в устной и письменной речи;

- анализировать влияние человека на окружающую среду.

С учётом личностно-ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников:

а) опыта познавательной деятельности, результат - знаний об окружающей среде;

б) опыта творческой деятельности - в форме умений составления коллажа.

Урок был выдержан в 4 этапах: актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление и проведение рефлексии.

Урок начался с создания коллаборативной среды. С целью поднятия настроения я использовала упражнение-энергизатор «Настроение» Ребятам понравился данный прием, все дети сказали друг другу комплименты, добрые пожелания.

Отчет по одному уроку из серии запланированных последовательных уроков.Отчет по одному уроку из серии запланированных последовательных уроков.

Проверку домашнего задания я провела с использованием парной работы. Учащимся были предложены задания на соответствие.

Отчет по одному уроку из серии запланированных последовательных уроков.

Следующим этапом была актуализация знаний. Учащимся было предложено посмотреть отрывок из клипа песни Майкла Джексона «Earth Song» и назвать тему урока. Дети посмотрели видео и высказали свои идеи о теме занятия и попытались определить цели урока.На данном этапе я задавала наводящие вопросы. Эти вопросы были нарастающими от простого к сложному. Данная работа была проведена на фазе вызова. Ребята сделали предположение, что на уроке мы будем говорить об окружающей среде, определили цели урока.

Следующим этапом было изучение нового материала. Я предложила детям посмотреть презентацию об окружающей среде. Учащиеся внимательно посмотрели презентацию и записали новые слова, представленные в презентации.

Затем при помощи стратегии «Конфеты» учащиеся были поделены на группы.

После этого учашимся была предложена стратегия «Коллаж». Детям были предложены ресурсы «Картинки» и «Слова», им необходимо было самостоятельно изучить новые слова и сопоставить их с картинками, приклеив их на флипчарт, используя стратегию «Коллаж». Под картинками из слов составить вопросительные предложения и написать их, используя ресурс «Present Simple Tense». Каждая группа получила отдельное задание. Группы отлично справились с заданием.

Отчет по одному уроку из серии запланированных последовательных уроков.Отчет по одному уроку из серии запланированных последовательных уроков.

Данная стратегия способствует развитию критического мышления., т.к ребятам необходимо анализировать и отбирать информацию, имеющуюся в их распоряжении. В выполнении данной работы было видно влияние сильных детей на слабых. Все эти приемы критического мышления позволили учащимся проявить творчество в учебной деятельности.В исполнении данной работы у ребят выработался эстетический вкус, креативность идеи, а также была создана атмосфера сотрудничества. Дети определили спикера и он вышел к доске для презентации своей работы. Спикер представил свою тему и задал составленные вопросы кому либо из другой группы. Для оценивания работы групп была проведена взаимооценка через прием «От кулака до 5 пальцев».

Отчет по одному уроку из серии запланированных последовательных уроков.Отчет по одному уроку из серии запланированных последовательных уроков.

Дети старались объективно оценивать работы и дать рекомендации своим одноклассникам. В оценивании в основном, давали рекомендации сильные ребята, так как они видели выход из данных итсуаций. Особенно мне понравилось выступление Артёма, он четко отметил недостатки и выделил качественную работу 2 группы. Она отметил в работе 2 группы эстетичность и креативность.

Для актуализации знаний применялся прием «Snowball». Данная работа была применена с целью закрепления новых слов. Учащиеся повторяли друг за другом новые слова, используя стратегию «Снежный ком». (Учитель называет одно слово, другой ребенок повторяет слово учителя и называет свое, следующий ребенок повторяет слово учителя, слово предыдущего ребенка и называет свое и т.д. Повторяют друг за другом новые слова, используя стратегию «Снежный ком» (Учитель называет одно слово, другой ребенок повторяет слово учителя и называет свое, следующий ребенок повторяет слово учителя, слово предыдущего ребенка и называет свое и т.д. После словарной работы шла работа с текстом. Здесь я применяла стратегию «Инсерт». Данная стратегия дает возможность детям осознать свои знания по предмету. Каждый ученик в индивидуальном порядке работал с текстом. И в своей таблице делал отметки, это был этап критического осмысления прочитанного.Данная работа была проведена на фазе осмысления.

С целью осуществления дифференцированного подхода в обучении учащихся учащимся было предложено составить диалог на тему «Earth pollution» (1 участник диалога - представитель организации по окружающей среде, 2- представитель народа.) (А);

- составить диалог из предложенных вопросов и ответов и презентовать его (В);- прочитать в парах предложенный диалог (С). разноуровневая тестовая диагностическая работа.

Отчет по одному уроку из серии запланированных последовательных уроков.

В конце урока я предложила детям оценить работу своих товарищей за урок, используя стратегию «Голосование точками». На экран выводится доска дартс из трех цветов:

- красный цвет: много ошибок, необходимо повторить тему;

- синий цвет: работал не плохо, но есть ошибки;

- зеленый цвет: работал отлично, можешь оказать помощь другим

детям. Каждый ребенок оценивает того, чье имя вытянет на листочке.

Свое мнение он записывает на стикере и приклеивает на доску

дартс на нужный цвет. Каждый ребенок оценивает того, чье

имя вытянет на листочке. Свое мнение он записывает на стикере

и приклеивает на доску дартс на нужный цвет.

Затем на основе самооценивания и взаимооценивания учащимся была выставлена суммативная оценка. Применение новых подходов позволило избежать необъективности, учащимся не нужно было комментировать оценки, поскольку они сами могли вывести средний балл. Конечно, не все учащиеся были оценены на «хорошо» и «отлично», но у учащихся не возникло подозрений в необъективности.

Отчет по одному уроку из серии запланированных последовательных уроков.

После подведения итогов урока, с целью диагностирования уровня эмоционального состояния на конец урока вновь была проведена рефлексия. Кроме цветовой рефлексии, учащимся было предложено заполнить следующие анкеты.

Анкета состояла из следующих вопросов: комфортно ли чувствовал себя в группе? Интересна ли была для тебя тема? Какую роль выполнял в работе группы? Легко ли находил нужную информацию, помощь? Помогли ли тебе одноклассники, чем? Что понравилось на уроке? Что не понравилось?

Данная рефлексия помогла мне оценить достоинства и недостатки урока, учесть ошибки при дальнейшем планировании.

Поскольку в классе обучаются дети разного уровня мышления, домашнее задание было дифференцированным, что

способствует формированию умения адекватно оценивать собственные учебные возможности:

- выучить стихотворение "What is life".

You ask me what is life, my dear,
It is great happiness and fear,
The falling rain and sunny days.
It is the beauty of our place! (А);

- составить диалог на тему «The Environment» (В);- Составить вопросы на тему « The Environment» (С)

Считаю, что данный урок достиг поставленных целей. В течение всего урока применяла различные виды деятельности, поддерживала внимание учеников разными формами работы, интересным материалом. Учащиеся справились со всеми видами работы. Групповая работа помогла детям найти контакт друг с другом не на бытовом уровне, а в учебной ситуации. Урок прошел интересно, в работу были включены все учащиеся, обладающие разными когнитивными способностями.

Не всегда получалось с распределением времени. Необходимо поработать учащимся над умением самостоятельно выполнять задания, научиться быстро мыслить и вырабатывать стратегию выполнения поставленной задачи. Уроки стали более эффективными, темп уроков повысился. Учебный процесс приобрел творческий характер, прослеживается заинтересованность детей в процесс обучения. В дальнейшей своей педагогической деятельности буду обязательно продолжать использовать ключевые идеи семи модулей, планировать уроки по - новому, активно подключать учащихся в процесс выработки критериев оценивания, создавать благоприятные условия для развития одаренных детей. Несмотря на трудности, связанные с большой предварительной подготовкой к уроку, я буду постоянно использовать новые подходы к обучению, так как это способствует результативности обучения, а результаты своей работы хочет видеть каждый учитель и каждый ученик. За короткий срок практики, судя по отзывам коллег и моим наблюдениям, произошли изменения, как во мне, так и в моих учащихся. Новые подходы позволили мне сделать процесс обучения личностно-ориентированным, интересным, создавать в классе атмосферу сотрудничества, подбирать задания, направленные на развитие критического мышления, умение грамотно анализировать свою деятельность. Я заметила, что дети раскрепостились, научились аргументировать свою точку зрения, анализировать, оценивать, самостоятельно добывать знания. Даже у детей со слабой мотивацией появился интерес к изучаемому материалу, желание работать в сотрудничестве.

Использованная литература:

1. «Руководство для учителя» программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК.

8


© 2010-2022