Статья Из опыта работы учителя немецкого языка Феттаевой З. Н

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

З. Н. ФЕТТАЕВОЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ГИМНАЗИИ №9 ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ)

После окончания в 1977 году Ташкентского государственного педагогического института иностранных языков я работала учителем немецкого языка в городе Чирчик. Мне посчастливилось вернуться в школу, которую я сама в свое время закончила. Это была специализированная школа по немецкому языку. И свой первый педагогический опыт я приобретала именно в этой школе, где моими коллегами были мои же учителя. Я думаю, никто не будет спорить с тем, что тех теоретических знаний, которые мы получаем в Вузе, недостаточно, чтобы стать настоящим учителем. И только посещая уроки своих коллег, я постепенно приобретала опыт по методике преподавания языка. И я глубоко уверена в том, что особенно молодым учителям, которые только вышли из стен вузов, необходимо ходить на уроки своих коллег. Да и не только молодым учителям. И сейчас, имея уже определенный опыт в работе, я с удовольствием посещаю уроки своих коллег, потому что у каждого есть своя изюминка, свои интересные находки в методике и всегда можно почерпнуть для себя что-то новое. Последние два года я работала на должности завуча по спецклассам и одновременно классным руководителем. В общей сложности я выпустила три класса. В 1992 году я переехала в Крым и в этом же году мне посчастливилось устроиться почасовиком в Таврический институт предпринимательства и права. В 1994 году я была принята в этот институт на постоянную работу и до 2000 года преподавала на кафедре иностранных языков. Затем я работала в частной школе Раевского. С 2004 года по сегодняшний день я работаю учителем немецкого языка в гимназии №9. Таким образом, у меня 33 года непрерывного педагогического стажа.

За время своей педагогической деятельности я исследовала различные проблемы, связанные с методикой преподавания. Хочу остановиться на последних из них. На начальном этапе обучения, а это, я считаю, один из самых сложных этапов, когда мы «закладываем фундамент» знаний, необходимо так преподавать, чтобы дети с первых уроков полюбили немецкий язык, чтобы им было интересно учиться, чтобы они полюбили вас, своего учителя. А так как - это еще младшие школьники, то обойтись здесь без игровых моментов, без физминуток, без песенок и танцев на уроке ну никак нельзя! Поэтому темой своего исследования я выбрала «Эффективность обучения иностранному языку с использованием игровых моментов на уроке», где я приводила примеры из своего опыта работы. В этой работе я показала, что игры можно использовать на самых разных этапах урока. И даже при изучении и закреплении грамматического материала, что для учеников является скучным и не интересным, можно при помощи игр значительно облегчить эту задачу. Я с удовольствием играю с моими учениками на уроках и вижу, насколько быстрее и с легкостью ребята воспринимают материал.

В своей следующей работе я продолжила изучение проблемы обучения грамматике немецкого языка. Ну как же сделать так, чтобы преподнести этот сложный, трудный для учеников материал интересно? Чтобы научить их грамотно излагать свои мысли? Изучая работы многих известных методистов и педагогов, я нашла для себя очень много интересного! И, опять же я хочу подчеркнуть, я вспомнила все, чему я научилась у своих учителей, посещая их уроки. В своей работе «Формирование грамматических навыков на начальном и среднем этапах обучения иностранному языку» я показала то, как я решаю эту задачу на разных этапах обучения немецкому языку. Конечно же, не всегда все получается, но и здесь я «прибегаю» к играм. Например, при изучении темы «Сложноподчиненное предложение», я раздала ребятам карточки с началом предложений и их продолжением и попросила их встать, походить по классу и найти свою пару. Кто быстрее! На одном из таких уроков у меня были наши немецкие гости. Они тоже с удовольствием приняли участие в этой игре! Таким образом, игра позволила сделать урок по закреплению грамматики интересным и запоминающимся.

Перечисленные выше работы, были напечатаны в методических сборниках гимназии №9. Над чем я работаю сейчас? Темой своего исследования я выбрала «Использование современных средств обучения иностранному языку для создания оптимальных условий формирования ключевых компетенций учащихся». Почему я выбрала эту тему? Когда-то, один из наших педагогов, выступая перед нами в институте, сказал, что для того, чтобы показать хороший урок, опытному преподавателю достаточно иметь мел под рукой , доску и знания методики. И я с ним абсолютно согласна и не раз убеждалась в этом, посещая уроки своих коллег. Но дело в том, что время диктует совершенно новый подход к преподаванию иностранного языка. Сейчас, когда технический прогресс шагнул настолько далеко вперед, когда каждый наш ученик на «ты» с компьютером, не можем мы оставаться в стороне и по старинке работать только с карточками, картинками и, выполненными своими руками, наглядными пособиями. Это, в буквальном смысле, прошлый век! Информатизация нашего общества ставит новые цели перед образованием, одной из которых является формирование творческой личности. И, если мы хотим, чтобы урок был действительно интересным, обойтись сегодня без использования на уроках современных технических средств невозможно! Другой вопрос, что, в силу определенных условий, на каждом уроке это, к сожалению, сделать невозможно, но я стараюсь такие уроки проводить. И, конечно же, я вижу, как блестят глазки у моих ребят, с каким удовольствием они выполняют предлагаемые им задания! И, что немаловажно, это экономит массу моего времени на уроке! Не скрою, я не владею компьютером настолько хорошо, чтобы все подготовить к уроку. Но мои ученики всегда отзываются на мои просьбы и оказывают мне большую помощь в подготовке урока, в чем я им очень благодарна. И я считаю, что процесс подготовки к уроку тоже идет им на пользу.

Один из таких уроков я провела в 7 классе на тему «Путешествовать - это здорово!». Кстати, буквально накануне урока у меня возникла идея, как же заинтриговать ребят, чтобы они действительно с интересом выполнили грамматические задания, которые им предлагались на экране. Я попросила свою коллегу позвонить мне вовремя урока на мобильный телефон. Надо было видеть удивленные лица моих учеников, когда я провела по телефону диалог с представителем туристического бюро и сказала о том, что мы хотели бы совершить поездку с нашей группой! Но для того, чтобы такая поездка состоялась, ребята должны были выполнить определенные задания по грамматике. И, конечно же, они, соревнуясь друг с другом, с интересом принялись за работу!

Статья Из опыта работы учителя немецкого языка Феттаевой З.Н.Статья Из опыта работы учителя немецкого языка Феттаевой З.Н.

Статья Из опыта работы учителя немецкого языка Феттаевой З.Н.

Итак, в современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.

Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя- активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Сегодня у молодежи есть возможность участвовать в разнообразных международных программах, учиться за границей, а это предполагает не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении иностранному, презентаций. Специфика предмета обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто мимо их сознания и не остаются в памяти. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение немецкого языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.

Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудирование каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на немецком языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения. Сейчас во всех школах идет раннее обучение учащихся иностранным языкам. Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны - "изображения" движутся, разговаривают по-немецки, задают вопросы и т.д. Некоторые учителя могут спросить: а не превратится ли урок при этом из творческой работы в нечто развлекательное? Нет, так как, чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Он делает все с радостью! Радость познания - вот что дает использование компьютеров на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи. Оптимальным является также создание мультимедийной Power Point презентаций. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики.

При изучении темы «Немецкоговорящие страны» в 11 классе мои ученики получили задание ,подготовить презентации. У каждого ученика была одна страна, о которой он должен был рассказать: о географическом положении, городах, культуре, знаменитых людях страны. Ребята очень творчески подошли к заданию, каждый из них нашел огромное количество интересной информации! И, конечно, такой урок вызвал интерес у учащихся. На этом уроке я провела аудирование, используя видеоматериал о Берлине. Просмотрев фильм, ученики должны были выполнить следующие задания:

1.Ответить на вопросы: - Когда была возведена и разрушена берлинская стена?

- Когда в Германии празднуют День воссоединения?

- Какова высота телебашни в Берлине?

2. Перечислить, какие достопримечательности Берлина были показаны на экране.

Таким образом, использование на уроке компьютера и мультимедийных средств позволило сделать его более интересным для учащихся.

Итак, я думаю, что каждый согласится с тем, что сегодня никак нельзя обойтись без использования современных технических средств. Но я считаю, что, как бы далеко не шагнула наука вперед, какие бы новые технические средства не появились, все-таки, основная роль в преподавании принадлежит учителю. И от того, насколько он любит свою работу, владеет методикой преподавания и идет в ногу со временем и зависит его успех!

Статья Из опыта работы учителя немецкого языка Феттаевой З.Н.Статья Из опыта работы учителя немецкого языка Феттаевой З.Н.

Статья Из опыта работы учителя немецкого языка Феттаевой З.Н.

© 2010-2022