- Преподавателю
- Иностранные языки
- Формирование ИКТ-компетенции на уроках английского языка
Формирование ИКТ-компетенции на уроках английского языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Данилова Е.Ю. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Основная задача школы - готовить учащихся к будущей жизни в современном обществе, которое в наши дни становится всё более требовательным к модели современного молодого специалиста и всё более информационным. Поэтому в последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает не только познавательный интерес к предмету и уровень мотивации учащихся, но и авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.
Применение ИКТ в обучении английскому языку должно способствовать достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
-
использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе;
-
сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
-
направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
-
дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.
Современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении.
Применение ИКТ на уроках английского языка является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев детям очень нравится работать в компьютерном классе, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут «блеснуть» своими познаниями в сфере компьютерных технологий.
Работа с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включает в себя:
-
изучение лексики;
-
отработку произношения;
-
обучение диалогической и монологической речи;
-
обучение письму;
-
отработку грамматических явлений.
Использование на уроках компьютера помогает в решении целого ряда дидактических задач: формировать умения чтения, совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся, формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.
ИКT направлены на интенсификацию процесса обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса.
Проектная деятельность, которая сейчас стала неотъемлемой частью обучения английскому языку, немыслима без использования информационных технологий. Проект на основе информационных технологий многогранен и эффективен. Для подготовки проектов используются также возможности Интернета. Использование компьютера на уроках дает радость познания, что ведет к развитию инициативной речи.
В настоящее время существует множество компьютерных программ помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении иностранным языком.
В мультимедийных материалах профессора Хиггинса «Английский без акцента» представлены курсы английской фонетики и грамматики. Им выделены стадии презентации и автоматизации грамматического материала. В презентации учащиеся осознанно осваивают функциональные и формальные особенности того или иного языкового явления. В программе представлены: «Курсы английской фонетики и грамматики» «Справочник», «Образцы», «Продуктивные упражнения», «Проверка»,
Курс английской фонетики представлен в так называемом варианте ВВС, являющемся нормой речи на английском телевидении. Выделение звуковых частей слова - фонем - позволяет увидеть ошибки и исправить их в процессе тренировки. Коммуникативный подход достигается без особого труда, общение со сверстниками является естественным и интересным для ребят. Для повышения эффективности обучения в работу включены обучающе-тренировочные тесты. Они моделируют действия учителя, оказывают корректирующую помощь ученикам, сокращают временные затраты на проверку, предоставляют ученику время на обдумывание ровно столько, сколько ему нужно. Для подготовки к промежуточной и итоговой аттестации учителя имеют возможность использовать различные CD-тренажёры, в которых материалы тренажёра представлены по всем видам речевой деятельности.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.
Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках английского языка и во внеурочное время.
Интернет служит источником для получения информации по страноведческой тематике. Ведь в учебниках этот страноведческий материал часто преподносится не так интересно, красочно и часто без наглядности. Результатом работы со страноведческими сайтами становятся информативно богатые и красочные проекты и презентации к урокам. Использование ресурсов Интернета в процессе урока делает возможным путешествие по разным странам, посещение парков, осмотр памятников и любых других достопримечательностей. Так, например, на сайте City Net можно найти всё о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве на изучаемом языке.
При изучении тем, связанных тем или иным образом с путешествиями, большие возможности открывает перед учителем и учениками использование сайта Metro Link, который позволяет совершить путешествие по крупнейшим городам мира на мегро, изучить их маршруты и узнать, как попасть туда из определенных частей города. Необходимые инструкции предлагаются на английском языке.
Для формирования навыков чтения Интернет - эффективное средство. Чтение при изучении иностранных языков делится на изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое. В реальной жизни человек сталкивается с необходимостью владеть всеми видами чтения. К сожалению, учебники не содержат текстов в нужном количестве для всех указанных видов чтения. С помощью Интернета можно восполнить этот пробел. Изучающее чтение является наиболее трудным видом, так как необходимо знать все слова, содержащиеся в тексте.
Незнакомые слова нужно выписать, перевести, проработать их в наиболее похожих словосочетаниях. Можно использовать данный текст в качестве теста, в котором учащиеся восполняют пропущенную информацию.
Если посетить страничку MEDIA LINK, можно узнать, где и какие существуют газеты в мире, и превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности используется в работе со старшеклассниками, так как он включает в себя объёмное чтение.
Практически все значимые газеты в мире имеют свои Web-страницы. Эти сайты предоставляют возможность не только прочитать статьи, но и прослушать новости, сопровождающие публикации помимо звукового еще и видеосопровождением.
В дополнение к работе над навыками чтения, можно пополнять словарный запас. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях. Овладение коммуникативной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле незаменимо.
На сегодняшний день преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве интернет-ресурсов, которые обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Компьютер постепенно становится инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка. Разнообразие тем и видов деятельности, красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий помогают эффективно развивать различные коммуникативные умения учащихся. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет свои умения и способности.
Новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Поэтому использование информационных технологий в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации.
Использование компьютера позволяет повысить профессиональный уровень преподавателей. Новые ИКТ предлагают возможности для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом, способствуют подъему образования на качественно новый уровень.
ИКТ нацелены на развитие интереса, мотивации, активности субъекта учения, интерактивности, на увеличение самостоятельности школьников, развитие креативности, самореализацию и социализацию учащихся, предотвращение их перегрузки.
Именно информационные технологии способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность.
Результатом работы с использованием ИКТ можно считать то, что дети перестают смотреть на компьютер как на дорогую игрушку, а видят в нем средство, позволяющее решать собственные конкретные задачи, будь то работа с электронным учебником, отбор информации в сети Интернет, создание реферата, модели или проекта. А это значит, что развивается творческая личность, которая не потеряется в современном информационном мире.
Список литературы
-
Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ. 2002. № 3.
-
Нестерова Н. В. Информационные технологии в обучении английскому языку // ИЯШ 2005. №8.
-
Петрова JI. П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени // ИЯШ. 2005. № 5.
-
ПолиловаТ. А. Внедрение компьютерных технологий // ИЯШ, 1997. № 6.
-
Телицина Т. Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка // ИЯШ. 2002. № 2.