- Преподавателю
- Иностранные языки
- Рабочая программа по ИЗО (6 класс). ФГОС. Б. М. Неменский
Рабочая программа по ИЗО (6 класс). ФГОС. Б. М. Неменский
Раздел | Иностранные языки |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маркина М.А. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Утверждена приказом
МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Директор МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
____________ А.М.Круглов
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Управляющим советом МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Протокол №6 от25.08.2015г.
Председатель управляющего совета _______ Дубовицкая Л.П.______
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»
Никифоровского района Тамбовской области
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 6А, 6Б классов
на 2015-2016 учебный год
Составитель: учитель ИЗО
Маркина Марина Анатольевна
р.п. Дмитриевка
2015г.
Пояснительная записка к программе по изобразительному искусству
для 6 класса
Цельучебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выбранных поколениями.
Задачи программы:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение знаний о видах изобразительного искусства и основах их образного языка: скульптуре, архитектуре, изобразительном, декоративно-прикладном, дизайне;
- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развитие колористического видения; развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации);
- овладение элементарными умениями, навыками, разнообразными способами художественной деятельности;
- формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
- воспитание уважительного отношения к искусству разных стран и народов.
Для реализации данной программы используется комплекс учебников:
УМК 6 класс
-
Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014г.
-
DVD диск с содержанием аудиолекций, видео и интерактивных уроков ИЗО по программе Неменского 2013 года, одобренной Министерством образования и наук и РФ.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству.
Система базовых национальных ценностей.Приоритетной целью программы является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Одной из главных целей преподавания изобразительного искусства является развитие у ребенка интереса к культурному наследию своего народа и народов других стран.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Данная программа способствует развитию ученика средствами приобщения его к художественной культуре.
Мир изобразительного искусства с его разнообразием, ролью в жизни общества, значением в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о роли искусства в жизни человека и общества.
Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» включает в себя четыре раздела:
1 раздел:«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка». (9 ч)
2 раздел: «Мир наших вещей. Натюрморт». (8 ч)
3 раздел: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве». (10ч)
4 раздел: «Человек и пространство в изобразительном искусстве». (8 ч)
1 раздел: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» знакомит детей с видами и жанрами изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве белгородского художника С. Косенкова. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета).
2 раздел: «Мир наших вещей. Натюрморт».Дети подробнее знакомятся с жанром натюрморт, его разновидностями, композиционными приемами и другими выразительными возможностями.На примере великих мастеров кисти разных эпох через восприятие их графических и живописных работ учащиеся учатся видеть, понимать и оценивать красоту окружающих вещей.
3 раздел: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»знакомит учащихся с жанром портрета.Школьники знакомятся с великими мастерами портретной живописи отечественного и зарубежного изобразительного искусства. Учатся анализировать произведения художественного творчества, знакомятся с пропорциями фигуры и лица человека.
4 раздел: «Человек и пространство в изобразительном искусстве». Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир. Данный раздел позволяет учащимся глубже понять и осмыслить произведения живописи и графики, посвященные жанру пейзажа, познакомиться с особенностями глубинно-пространственного изображения.
Образовательный процесс МБОУ «Никифоровская СОШ №1» соответствует современным требованиям обучения и воспитания школьников. Особенностью образовательного процесса является использование в деятельности учреждения инновационных методик и технологий. В основе реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Никифоровская СОШ №1» лежит системно-деятельностный подход.
При составлении рабочей программы учитывались региональные особенностиобразовательного учреждения. На базе ОУ открыта областная экспериментальная площадка по вопросам апробации ФГОС.
Формы организации образовательного процесса:
- фронтальные;
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- практикумы.
Важно использование внеклассных форм работы, которые предполагают организацию текущих и итоговых выставок творческих работ в школе и за ее пределами, экскурсий в краеведческий музей, встречу с народными умельцами. Итоговые занятия можно проводить как театрализованное коллективное действо, включающее в занятие все виды фольклора, а так же творческие работы учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными способами, в том числе и средствами изобразительного творчества. Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры гораздо глубже воспринимает другие виды искусства. Поэтому в основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Программа является целостным интегративным курсом, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов и жанров изобразительного искусства. Рабочая программа направлена на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком изображения. Тематическая цельность и последовательность даёт возможность ученику от урока к уроку постигать изобразительное искусство как необходимой и естественной составляющее его повседневной жизни.
Восприятие произведения искусства происходит через визуальное знакомство и собственное практическое художественное творчество. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поэтапного формирования художественных знаний, умений, навыков. Рабочая программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета. Программа позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие проекты, возможности и интересы учащихся.
В определённой последовательности обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно конкретного вида и жанра изобразительного искусства.Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству в 6 классе.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунка, проект, викторина, тест.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Изобразительное искусство» изучается в 6 классе в объеме 35 часов по 1 часу в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
-
развитие эстетического сознания через знакомство с произведениями различных жанров отечественного и зарубежного изобразительного искусства;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
-
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
-
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
-
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
-
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
-
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
-
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
-
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание программы «Изобразительное искусство в жизни человека»
6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека- 35ч.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание
Кол-вочасов
« Виды изобразительного искусства и основы их образного языка »
9
«Мир наших вещей. Натюрморт»
8
« Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве »
9
«Человек и пространство в изобразительном искусстве».
9
Всего
35
Тема I четверти:
«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)
В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве белгородского художника С. Косенкова. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.
-
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
-
Рисунок - основа изобразительного творчества.
-
Линия и её выразительные возможности
-
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
-
Цвет. Основы цветоведения.
-
Цвет в произведениях живописи.
-
Объемные изображения в скульптуре.
-
Объемные изображения в скульптуре.
-
Основы языка изображения.
Тема II четверти:
«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительныевозможностинатюрморта.
-
Изображениепредметногомира - натюрморт.
-
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
-
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
-
Освещение. Свет и тень.
-
Натюрморт в графике.
-
Цвет в натюрморте.
-
Выразительные возможности натюрморта.
-
Выразительные возможности натюрморта.
Тема III четверти:
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великиепортретисты и ихтворческаяиндивидуальность.
-
Образ человека - главная тема искусства.
-
Конструкция головы человека и ее пропорции.
-
Изображение головы человека в пространстве.
-
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
-
Портрет в скульптуре.
-
Сатирическиеобразычеловека.
-
Образные возможности освещения в портрете.
-
Портрет в живописи.
-
Рольцвета в портрете.
Тема IV четверти:
«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 ч)
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией.
1)Великие портретисты.
2) Жанры в изобразительном искусстве.
3) Изображение пространства.
4) Правила линейной и воздушной перспективы.
5) Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.
6) Пейзаж - настроение.
7) Городской пейзаж.
8) Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
9) Итоговый урок.
Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе
Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»
№ П/П
Темы разделов
Количествочасов
Тема и содержаниеурока
Характеристика основных видов
деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
1.
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
9 ч.
1.1
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
1
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественныематериалы и ихвыразительность в изобразительномискусстве.
Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа
1.2
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
1
Рисунок - основа изобразительного творчества. Виды графики.Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности
Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)
1.3
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
1
Линия и ее выразительные возможности. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейныерисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова
Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры
1.4
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
1
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой
Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики
1.5
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
1
Цвет. Основы цветоведения. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.
Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов
Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов
1.6
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
1
Цвет в произведениях живописи. Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов.
Взаимодействие цветовых
пятен и цветовая композиция. Выразительность
мазка. Фактура живописи.
Выражение в живописи
эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Зрительный
ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цветы и фрукты»; «На берегу
моря»
Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа. Владеть навыками механического смешения цветов; передавать
эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи
1.7
1.8
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
1
Объемные изображения в скульптуре.
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством
и освещением. Художественные материалы в
скульптуре: глина, металл,
дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Вата-гина, В. Серова
Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметьиспользоватьвыразительныевозможностипластическогоматериала в самостоятельнойработе
1.9
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
1
Основы языка изображения. Виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения
Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти.
Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства.
2.
Мир наших вещей. Натюрморт
8ч.
2.1
Мир наших вещей. Натюрморт
1
Художественное познание : реальность и фантазия.Во все времена человек
создавал изображения окружающего его мира.
Изображение как познание окружающего мира и
отношения к нему человека. Реальность и фантазия
в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения
Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве
2.2
Мирнашихвещей. Натюрморт
1
Изображение предметного мира - натюрмот. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков
Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран
даш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,
пятно, композиция)
2.3
Мирнашихвещей. Натюрморт
1
Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм
Иметь представление о многообразии и выразительности форм
2.4
Мирнашихвещей. Натюрморт
1
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости
Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметьприменятьполученныезнания в практическойработе с натуры
2.5
Мирнашихвещей. Натюрморт
1
Освещение. Свет и тень. Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине
Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры
2.6
Мирнашихвещей. Натюрморт
1
Натюрморт в графике.Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. .Творчество А. Дюрера, В. Фаворского
Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики
2.7
Мирнашихвещей. Натюрморт
1
Цвет в натюрморте.Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника
Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра
2.8
Мир наших вещей. Натюрморт
1
Выразительные возможности натюрморта. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна
Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков).
Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра.
3.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве
9ч.
3.1
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве
1
Образ человека - главная тема искусства.Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин
Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра
3.2
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразтельном искусстве
1
Конструкция головы человека и ее пропорции.Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта
Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека
3.3
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразтельном искусстве
1
Изображение головы человека в пространстве. Конструкция головы человека.
Рисунок - произведение искусства.
Привлечение внимания к труду художника. Умение художника всматриваться в человека. Портрет - характер.
Закрепление знаний о пропорциях лица. Характерные черты каждого человека.
Знать выдающихся художников-портретистов
3.4
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразтельном искусстве
1
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова
Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры
3.5
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразтельном искусстве
1
Портрет в скульптуре. Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова
Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека
3.6
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразтельномискусстве
1
Сатирические образы человека. Пропорциии лица. Характерные черты каждого человека. Создание сатирического образа
Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами
3.7
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразтельном искусстве
1
Образные возможности освещения в портрете. Изменение образа человека при различном освещении
Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры
3.8
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразтельном искусстве
1
Портрет в живописи.Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля
Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа
3.9
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразтельном искусстве
1
Роль цвета в портрете. Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура
Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи
4.
Человек и пространство в изобразительном искусстве
9ч.
4.1
Вглядываясь в человека. Портрет
1
Великие портретисты.Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения»
Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра
4.2
Человек и пространство в изобразительном искусстве
1
Жанры в изобразительном искусстве.Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическаякартина: бытовой и историческийжанры
Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметьактивновосприниматьпроизведенияизобразительногоискусства
4.2
Человек и пространство в изобразительном искусстве
1
Изображение пространства.Изображение пространства. Линейная перспектива.
Знать основы изобразительной грамоты иуметь применять приобретенные знания на практике
4.3
Человек и пространство в изобразительном искусстве
1
Правила линейной и воздушной перспективы.Плановость в пейзаже, линейная перспектива. Характер языка тиражной графики, значение линии, пятна.
Знать основы изобразительной грамоты иуметь применять приобретенные знания на практике
4.4
Человек и пространство в изобразительном искусстве
1
Пейзаж - большой мир. Разновидности пейзажного жанра - пейзаж героический, романтический, реалистический
Видеть прекрасное в окружающей природе
4.5
Человек и пространство в изобразительном искусстве
1
Пейзаж - настроение.Изображение настроения в пейзаже (утро, вечер, сумрак, туман, полдень). Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Мо-не, П. Сезанна, И. Грабаря, К. Юона
Видеть прекрасное в окружающей природе, привитие любви к своей малой Родине.
4.6
4.7
Человек и пространство в изобразительном искусстве
2
Городской пейзаж.Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XXвека
Знать основы изобразительной грамоты иуметь применять приобретенные знания на практике
4.8
Человек и пространство в изобразительном искусстве
1
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Природа, как ее понимают художники.
Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров
4.9
Человек и пространство в изобразительном искусстве
1
Итоговый урок. Обобщение материала учебного года.
Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
по предмету «Изобразительное искусство»
6 класс
Нормативные документы:
-
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-8 кл. автор: Б.М. Неменский (Москва «Просвещение» 2014г.)
-
Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Росийской Федерации, реализующих программы общего образования
Учебно-методическое обеспечение:
-Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014
-DVD диск с содержанием аудиолекций, видео и интерактивных уроков ИЗО по программе Неменского 2013 года, одобренной Министерством образования и наук и РФ.
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2012.
2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 2013.
3. Вагьянц. А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
4. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. - М.: Профиздат, 2011.
5. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2012.
6. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2008.
7. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.
8. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 2010.
9. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 2010.
10. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 2010.
11. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 2010.
Технические средства обучения:
-
Компьютер, проектор, экран
Методический фонд:
-
Репродукции картин художников.
-
Муляжи для рисования
-
Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
-
Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
-
Детские работы как примеры выполнения творческих задани
Планируемые результаты
по предмету «Изобразительное искусство в жизни человека»
6 класс
Учащиеся должны знать:
-
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
-
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
-
о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
-
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
-
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
-
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников - пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
-
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
-
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
-
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
-
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
-
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
-
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
-
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Календарно - тематическое планирование
по предмету «Изобразительное искусство»
6класс
№п/п
Темыразделов и уроков
Количествочасов
Датапоплану
Датафакт.
Видконтроля
Планируемыерезультаты
предметные
метапредметные
личностные
1.
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
9ч.
1.1
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
1
Предварительный
Овладение базовымихудожественными знаниями
Формирование познавательнойактивности
Развитие эстетического сознания через знакомство с приемами изобразительной грамоты
1.2
Рисунок - основаизобразительноготворчества.
1
Текущий
Овладение практическими художественными знаниями
Формирование самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности
Развитие эстетического сознания через знакомство с приемами изобразительной грамоты
1.3
Линия и ее выразительные возможности
1
Практикум
Овладение базовымихудожественными знаниями
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
Развитие эстетического сознания через знакомство с приемами изобразительной грамоты
1.4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
1
Текущий
Овладение базовымихудожественными знаниями
Формирование самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности
Развитие эстетического сознания через знакомство с приемами изобразительной грамоты
1.5
Цвет. Основыцветоведения.
1
Текущий
Овладение базовымихудожественными знаниями
Формирование познавательнойактивности
Развитие эстетического сознания через знакомство с приемами изобразительной грамоты
1.6
Цвет в произведенияхживописи
1
Практикум
Овладение базовымихудожественными знаниями
Формирование самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности
Развитие эстетического сознания через знакомство с приемами изобразительной грамоты
1.7
1.8
Объемныеизображения в скульптуре
2
Практикум
Овладение практическими художественными знаниями
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
Развитие эстетического сознания через знакомство с приемами изобразительной грамоты
1.9
Основыязыкаизображения
1
Практикум
Овладение базовыми практическими художественными знаниями
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
Развитие эстетического сознания через знакомство с приемами изобразительной грамоты
2.
Мирнашихвещей. Натюрморт.
8ч.
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
2.1
Художественное познание: реальность и фантазия
1
Практикум
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации
Формирование познавательнойактивности
Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой деятельности
2.2
Изображениепредметногомира - натюрморт
1
Текущий
Овладение базовыми практическими художественными знаниями
Развитие наблюдательности, зрительной памяти, художественного вкуса
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
2.3
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
1
Текущий
Овладение базовыми
художественными знаниями
Формирование познавательнойактивности
Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой деятельности
2.4
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
1
Практикум
Овладение базовыми
художественными знаниями
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
2.5
Освещение. Свет и тень
1
Текущий
Овладение базовыми практическими художественными знаниями
Формирование познавательнойактивности
Развитие эстетического сознания через знакомство с особенностями изобразительной грамоты
2.6
Натюрморт в графике
1
Текущий
Осуществлять поиск и выделение необходимой информаци
Развитие наблюдательности, зрительной памяти, художественного вкуса
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
2.7
Цвет в натюрморте
1
Текущий
Овладение базовыми практическими художественными знаниями
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой деятельности
2.8
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
1
Практикум
Овладение базовыми практическими художественными знаниями
Развитие наблюдательности, зрительной памяти, художественного вкуса
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
3.
Вглядываясь в человека. Портрет
9ч.
3.1
Образ человека - главная тема искусства
1
Текущий
Овладениебазовымихудожественными знаниями
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
Формирование чувства уважения, толерантного отношения к людям, не зависимо от их положения в обществе.
3.2
Конструкция головы человека и ее пропорции
1
Текущий
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации
Формирование познавательной активности во время занятия
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
3.3
Изображение головы человека в пространстве
1
Практикум
Привлечение внимания к труду художника.
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации
Формирование познавательной активности во время занятия
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
3.4
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
1
Практикум
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации
Развитие наблюдательности, зрительной памяти, художественного вкуса
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
3.5
Портрет в скульптуре
1
Текущий
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
3.6
Сатирические образы человека
1
Практикум
Овладение базовыми практическими художественными знаниями
Формирование самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
3.7
Образные возможности освещения в портрете
1
Практикум
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации
Развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира
Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой деятельности
3.8
Портрет в живописи
1
Осуществлять поиск и выделение необходи мой информаци
Развитие наблюдательности, зрительной памяти, художественного вкуса
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
3.9
Рольцвета в портрете
1
Текущий
Овладение базовыми художественными знаниями
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
4.
Человек и пространство в изобразительном искусстве
9ч.
4.1
Великиепортретисты (обобщениетемы)
1
Текущий
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации
Формирование познавательной активности
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
4.2
Жанры в изобразительном искусстве
1
Предварительный
Осуществлять поиск и выделение необходимой информаци
Формирование познаватель ной активности
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
4.3
Изображениепространства
1
Практикум
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
4.4
Правила линейной и воздушной перспективы
1
Практикум
Овладение базовыми художественными знаниями
Развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
4.5
Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства
1
Практикум
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации
Развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира
Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой деятельности
4.6
Пейзаж-настроение.
1
Текущий
Овладение базовыми художественными знаниями
Развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
4.7
4.8
Городской (сельский) пейзаж
2
Текущий
Овладение базовыми художественными знаниями
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности
Формирование ответственного отношения к работе в процессе образовательной, творческой деятельности
4.9
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
1
Итоговый
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации
Формирование творческой активности
Формирование ответственного отношения к учению
Контроль за реализацией рабочих программ.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе ИЗО терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при выполнении рисунка, которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но знает правила изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при выполнении рисунка допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) рисунки выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь рисунков;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет рисунок;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении рисунков допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) рисунки выполняет неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы; б) выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.