- Преподавателю
- Иностранные языки
- Организация работы с одарёнными детьми на уроках английского языка
Организация работы с одарёнными детьми на уроках английского языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Отзеляева Е.Е. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. Не вызывает сомнений то, что одаренные дети требуют специальных условий обучения, а также и то, что их высокие познавательные возможности и потребности часто не реализуются в традиционной школе. Это необходимо учитывать каждому учителю и планировать свою работу с одаренными детьми так, чтобы обучение и воспитание одаренного ребенка стали способами развития гармоничной личности.
Многие одаренные дети, обладая нестандартным мышлением, не принимают консервативных методов и подходов к любому делу, поэтому следует разработать индивидуальную траекторию развития таких детей. Им также необходимы индивидуальные занятия, специальные курсы и программы.
Цели, направленные на работу с одаренными детьми:
Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования.
Задачи, направленные на работу с одаренными детьми:
-
Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
-
Использование на уроке английского языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
-
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
-
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности по предмету;
-
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по английскому языку.
Целесообразным представляется деление всего процесса обучения на следующие учебно-методические этапы:
1 этап - мотивационный. На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей публичной презентацией при прохождении нового языкового материала остальной частью класса (ребенок становится соорганизатором учебного процесса). Обучающиеся привлекаются к участию в классных и в общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке; к разработке и проведению конкурсов, мероприятий в рамках недели иностранного языка; в разнообразные творческие задания (изготовление открыток, приглашений и т.п.).
При проектировании данных видов деятельности необходимо опираться на следующий принцип - обучение будет эффективным в том случае, если учащиеся получают радость от того, что они делают.
2 этап - творческая деятельность. Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Это этап создания ситуаций, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями о культуре, о спорте, об известных людях страны изучаемого языка.
3 этап - формирование основ исследовательской деятельности. На данном этапе происходит групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Развитие на этом этапе осуществляется в рамках обычного учебного процесса, а также с учащимися, посещающими факультативы, кружки, дополнительные занятия.
Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.
Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.
Именно эти положения учитываются, при организации работы с учащимися, проявляющими способности и интерес к изучению английского языка. Используются разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение мотивации к изучению иностранных языков.
Учитывая большую заинтересованность обучающихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Уроки - путешествия, уроки - конкурсы, инсценировка сказок, а также домашние задания повышенного уровня сложности с использованием внепрограммного материала по интересам поддерживают интерес обучающихся к предмету.