Воспитательный потенциал современного урока английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательный потенциал современного урока английского языка

Современная парадигма образования выделяет одну из приоритетных задач образовательного процесса в нашей стране: воспитание подрастающего поколения. Это утверждение является аксиомой и в доказательствах не нуждается.

Задача каждого педагога заключается в целенаправленном воздействии на ребёнка с целью формирования у него определённых нравственных качеств, востребованных в современном обществе; являющихся неотъемлемым условием успешной интеграции в социум, достижения профессиональных, личных и творческих задач.

Таким образом, мы можем говорить о воспитательном потенциале современного английского языка. В силу специфики предмета потенциал этот огромен, так как на иностранном языке происходит приобщение ребёнка к образцам мировой и родной культуры, создаются условия для вступления ребёнка в диалог культур. И достигается всё это средствами самого языка.

Так какие же методы и приемы, используемые на уроке английского языка, могут содействовать нравственному воспитанию учащегося? В первую очередь следует выделить групповые формы работы, подразумевающие вступление во взаимодействие, коллективное обсуждение и совместное принятие решений. Действуя сообща, дети учатся находить компромиссные решения, удовлетворяющие всех или большинство участников обсуждения, а так же получают возможность развивать в себе умение слышать не только себя, но и окружающих их людей.

Хотелось бы выделить такую форму работы как решение проблемных педагогических ситуаций.

Она ставит ребёнка перед выбором, подталкивая к поиску не правильного решения, так как такового не существует в действительности, а решения, которое наиболее близко его моральным ценностям и установкам. Иногда сделанный выбор может противоречить тому, что кажется верным на первый взгляд, но для сделавшего его ребёнка - он единственно возможный.

Например, в параллели восьмых классов мы разбирали такую ситуацию:

На итоговой контрольной работе, от которой зависит оценка, полученная за триместр, несколько учащихся замечают, что их одноклассница, которая всегда успешно справляется с заданиями, списывает ответы у соседки по парте. Что делать в этой ситуации?

Первоначально заданы только эти условия. В ходе обсуждения учащиеся выдвигают несколько точек зрения, бурно обсуждают ситуацию, и в итоге одни считают, что списывать нечестно, и готовы рассказать об этом педагогу, другие настаивают на том, что доносить нехорошо, и нужно умолчать об увиденном. Каждый из участников обсуждения делает свой выбор, в соответствии с тем, что ему кажется наиболее важным.

Или такая ситуация:

В магазине вы стали свидетелем того, что мальчик украл шоколадку. Ваши действия?

Здесь тоже возможно множество вариантов. Кто-то сразу хочет рассказать о случившемся кассиру и охраннику, чтобы им не пришлось платить неустойку, кто-то предлагает остановить мальчика, поговорить с ним и убедить вернуть сладость на место, кто-то вообще считает, что это не его дело.

И тут добавляются новые детали, причём самими детьми: один восьмиклассник говорит, что он бы заплатил за эту шоколадку сам и отдал бы её мальчику. Так как у него есть младшая сестрёнка, которая очень голодна, и он вынужден пойти на этот шаг.

Таким образом, участвуя в подобных дискуссиях, учащиеся не только совершенствуют языковые навыки, но и учатся принимать решения, опираясь на собственный опыт и моральные установки.

Используя данную форму работы, мы реализуем основные задачи обучения:

  1. коммуникативные задачи, которые нацелены на формирование у учащихся коммуникативной компетенции;

  2. общеобразовательные задачи, которые призваны заложить основы филологического образования школьников, совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор;

  3. воспитательные задачи, которые состоят в воспитании у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке,

  4. развивающие задачи, которые намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию, в том числе и в иностранном языке.

Реализация перечисленных задач является необходимым условием достижения умения всю жизнь учиться, самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к познаваемому, преодолевать трудности познания, создавать себя и делать свой осознанный выбор.

Используемая литература:

  1. Ромашкина О. Т. «Воспитательный ресурс урока» //Педагогическое обозрение № 1-2, 2012 с. 4-5.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

  3. Шашко Н. В. «Современные интерактивные педагогические технологии обучения на уроках английского языка» // uchportal.ru/publ/23-1-0-4416//





© 2010-2022