Приёмы активации деятельности на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приёмы активации деятельности на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Дряницына Е.А., учитель английского языка, МАОУ СОШ № 54



В настоящее время вопрос о применении инновационных технологий в средней школе является одним из наиболее актуальных как приёмы активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка.

Под активными приёмами обучения понимаются виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и создают оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся: игры (лексические, грамматические, ролевые), различные виды дискуссий, творческие проекты, работа с источниками. Опыт включения в занятия по иностранному языку таких технологий обучения как проектирование, организация ролевого общения и подготовка презентаций доказывает их эффективность, они побуждают учеников к творческой переработке усвоенного материала при личностной и деятельностной ориентации процесса обучения. Используемые приёмы способствуют развитию личности обучаемого, раскрытию его творческих способностей, самостоятельности мышления.

На мой взгляд, использование новых технологий на уроке иностранного языка имеет следующие особенности: происходит активизация процесса обучения, реализовываются идеи развивающего и проблемного обучения, повышается темп и практическая составляющая урока, увеличивается объём самостоятельной работы учащихся и формируется метапредметность. Неудивительно, что метод проектных технологий набирает обороты и нашёл своё широкое применение.

Если говорить о применении метода проектов в обучении иностранному языку, то важно отметить, что метод проектов можно использовать в тесном контакте с ИКТ технологией практически по любой теме.

Осуществление проектной деятельности в рамках внедрения ФГОС обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, другими словами - имеет внутренний и внешний результат, а это - важные составляющие личностно- ориентированного обучения и показатели сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных.

Мы, учителя иностранного языка, давно знакомы с проектной методикой и ИКТ, т. к. почти все учебные комплекты отечественных и зарубежных издательств предлагают данные виды учебной деятельности. Но, именно в последнее время, когда осуществляется переход на новые образовательные стандарты, в полной мере видны все их преимущества. Причём, я считаю, что их надо рассматривать совместно, в связке проектная деятельность - ИКТ, где именно метод проектов является первичным и главным, а использование ИКТ - способ его сопровождения и демонстрации.

Использование ИКТ технологии помогает мне применять в своей работе нестандартные методы обучения:

  • творческие учебные задания (виртуальные путешествия, экскурсии), включающие упражнения на развитие навыков говорения, чтения, аудирования и письма;

  • тестовые задания, помогающие осуществить контроль овладения умениями и навыками;

  • проектную деятельность, которая вовлекает учащихся в работу над проектами вне урока;

  • тематические презентации, позволяющие развивать самостоятельную поисковую деятельность школьников, в приготовлении которых учащиеся широко используют Интернет.

Одним из приёмов активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка хотелось бы отметить такой элемент как портфолио ученика, который успешно осуществляет проектную деятельность, учащиеся складывают свои творческие достижения и проекты. С учениками 5 класса мы выполнили проекты по следующим темам: «Животные в России», «Моя комната», «Мой дом», «Моё расписание», «Открытка другу» и т.д.

К современным приёмам активизации деятельности на уроках иностранного языка мы также можем отнести и технологию сотрудничества - создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. На уроках дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание и при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Одним из эффективных путей воспитания у учащихся интереса к предмету является организация игровой деятельности. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

На уроках используются лексические игры: «Снежный ком» (Ученики называют существительные по определённой тематике. Первый ученик называет одно слово, второй учащийся повторяет его слово и добавляет свое, следующий ученик называет уже два слова и добавляет ещё одно слово и т. д.), «Найди пару» (учащимся предлагаются разорванные выражения, а они должны соединить слова так, чтобы получились правильные лексические единицы), «Что пропало» (На доске вывешиваются карточки со словами по предложенной тематике, и ученики читают хором слова. Затем учащиеся закрывают глаза, и учитель убирает одну из карточек. Дети открывают глаза и называют исчезнувшее слово. Учитель может видоизменить игру и попросить учащихся запомнить не только слова, но и их последовательность. В этом случае педагог не убирает карточки, а меняет их местами. Часто используются грамматические игры: игра «Составь предложение из слов», «Найди правильные и неправильные глаголы прошедшего времени», «разгадай кроссворд» и др.

На уроках также используются и ролевые игры, когда учащимся предлагаются ситуации по определенной тематике, распределяются роли. Задача детей - обыграть ситуацию в парах, группах, используя изученный лексико-грамматический материал в речи.

Итак, в заключении важно подчеркнуть, что использование инновационных технологий помогает учителю реализовать планируемые результаты ФГОС нового поколения, системно формировать у учащихся универсальные учебные действия, на практике использовать межпредметные связи, выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащихся на каждом этапе освоения темы, тем самым осуществлять личностно- ориентированный и системно- деятельностный подходы в обучении.



© 2010-2022