• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Психолого-педагогические условия формирования положительного восприятие педагога в среде учреждения среднего профессионального образования

Психолого-педагогические условия формирования положительного восприятие педагога в среде учреждения среднего профессионального образования

В статье рассматриваются социально-психологические и педагогические условия и факторы формирования положительного восприятия студентами педагогов учреждений среднего профессионального образования. Рассмотрены критерии классификации степени положительности восприятия студентами педагогов учреждений среднего профессионального образования и определены направлении коррекции положительного восприятия студентами педагогов в среде учреждения среднего профессионального образования.      В заголовке данн...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.В. Мезенина

(учитель английского языка)



Психолого-педагогические условия формирования положительного восприятие педагога в среде учреждения среднего профессионального образования

В статье рассматриваются социально-психологические и педагогические условия и факторы формирования положительного восприятия студентами педагогов учреждений среднего профессионального образования. Рассмотрены критерии классификации степени положительности восприятия студентами педагогов учреждений среднего профессионального образования и определены направлении коррекции положительного восприятия студентами педагогов в среде учреждения среднего профессионального образования.

В заголовке данной статьи указана категория учебных заведений- средние профессиональные. К данной категории относятся колледжи, техникумы, профессионально- технические училища. Почему для нас важно исследовать восприятие педагогов студентами именно учреждений среднего профессионального образования? Во-первых, студенты учреждений среднего профессионального образования- это будущие специалисты среднего звена, высококвалифицированные рабочие- то есть основа для развития экономики России. Среднее профессиональное образование является исторически сложившейся в России системой подготовки кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы, сервисной деятельности.

Среднее профессиональное образование является одним из наиболее значимых социальных институтов общества.

Среднее профессиональное образование располагает громадным педагогическим и материально-техническим потенциалом, основная часть которого сохранилась, несмотря на трудности последних лет. Ни для кого не секрет, что РФ перепроизводство специалистов с высшим образованием. Зачастую, специалисты с высшим образованием работают как специалисты среднего звена, и не всего по профилю полученного образования. В то же время новые условия жизни общества, в частности, формирование рыночной экономики, требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, усиления значимости среднего профессионального образования во всех сферах жизни общества.

Во-вторых, социально-психологические особенности восприятия педагогов студентами учреждений среднего профессионального образования практически не изучено.

И, наконец, учреждения среднего профессионального образования являются важнейшими институтами социализации будущих специалистов среднего звена, влияют на окружающую социально-культурную среду. Особенно это актуально для малых городов и поселков, так как обучение в учреждении среднего профессионального образования является единственной возможностью получения профессионального образования для школьников и найти работу в будущем.

Все ожидания, тревоги, беспокойства, получение специальности, которая пригодиться в будущем, поможет им, школьникам и студентам, найти своем место на рынке труда, связано с восприятием педагога.

Восприятие - это отражение предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств, то есть восприятие, перцепция (от лат. perceptio) - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира[3].

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Восприятие как познавательный психологический процесс, намного сложнее, чем процесс формирования ощущений[6,С.22]. В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как объективные свойства предметов, характеристик личности, конкретных явлений или процессов, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое существующей действительностью, причем даже в том случае, когда воспринимаемый субъект иллюзорен или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный. - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Синтезируя отдельные ощущения в сложные комплексные системы, человек получает целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Восприятие - это процесс познания целостных, сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных в сознании человека в виде образов.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж.Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие[5].

Впервые теоретический подход к восприятию как ощущению, и соответственно, как о части познания, был предложен в V веке до н.э.Платоном[10].

Большинство российских и зарубежных ученых считает не требующим доказательства, что эмпирическое знание зависит или выводится из восприятия. В отечественной литературе часто в качестве синонима перцепции как «восприятия другого человека» употребляется выражение «познание другого человека» [4, С. 5].

К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, целостность и обобщенность (или категориальность).

Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течение жизни человека.

Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

К раскрытию природы категории «восприятия» можно также подойти через рассмотрение основных составляющих этого феномена - субъекта и объекта восприятия и их взаимодействия друг с другом; последнее выражается в построении (формировании) перцептивного образа действительности [1,2]. Данный подход к пониманию восприятия опирается на схему анализа, включающую основные составляющие процесса познания. В данной схеме категории субъекта и объекта рассматриваются как соотносительные, взаимозависимые составляющие процесса познания. Это означает, что без субъекта нет объекта, и наоборот. Данная особенность субъект-объектных отношений отмечалась многими психологами и философами[8,9].

К субъект-объектным отношениям в процессе восприятия относится, прежде всего, восприятие другого человека, например, в период обучения.

Еще задолго до поступления в школу ребенок знает, что его будет учить педагог[11,С.63]. Всей атмосферой окружающей жизни он подготовлен к встрече, к сотрудничеству с педагогом.

В процессе познания в период обучения происходит по­степенный переход от нерасчлененного воспри­ятия к более углубленному, расчлененному, и в это период мы на­блюдаем большую неравномерность, то есть этот переход не делается сразу универсальным во всех случаях.

Переход студентов к более углубленным формам анализа в процессе восприятия связан с общей по­степенной перестройкой их личности.

Поэтому восприятие педагога является ведущим психосоциальным процессом не только в детстве, но и в подростковом возрасте с пролонгацией на последующие этапы как физиологического, так и психосоциального развития личности.

Развитие личности ребенка проходит в различных образовательных средах: в «домашней» образовательной среде; в среде дошкольного образовательного учреждения, в образовательной среде школы, лицея, гимназии, и, наконец, в среде профессионального образовательного учреждения среднего или высшего образования. И если дома, в детском саду и средней школе восприятие педагога ребенком - это, прежде всего, оценка черт физического облика, особенностей оформления внешности педагога, и только потом, оценка поведения педагога и выполняемых им действий.

На восприятие педагога студентами профессионального образовательного учреждения, например, колледжа, влияет, прежде всего, их нахождение в учебно-профессиональной среде. Это связано с тем, что студенты оказываются в новой социальной ситуации развития, связанной с выбором будущей профессии. Все ожидания, постановка целей, планирование и, наконец, тревоги и беспокойства связаны и направлены на будущее и проходят «под лозунгом выбора будущего пути и жизненного самоопределения».

Педагогический процесс, в силу своего содержания образовательной программы, емкости, структуры, требует много усилий и труда со стороны не только педагогов, но и студентов. Учебная деятельность задействует возможности и познавательные особенности психики студентов в различных сферах.

Для эффективного обучения необходимо положительное восприятие студентами своих педагогов, так как доказано, что отрицательное восприятие педагога переносится на предмет, который этот педагог преподает.

На формирование, а иногда и на перекручивание восприятия, влияет целый ряд факторов.

Факторами, влияющими на восприятие педагога являются следующие:

-особенности личности педагога и студента;

- ситуация, в которой происходит восприятие педагога студентами;

-специфика воспринимаемых и оцениваемых качеств личности педагога;

-психологические состояния педагога и студента в данный момент, то есть тогда, когда они воспринимают и оценивают друг друга;

-понимания педагогом и студентом друг друга, а также признаков, по которым можно достоверно судить об особенностях личности педагога.

На формирование положительного восприятия педагога влияет рейтинг учебных заведений в сознании абитуриентов.

В качестве первого фактора положительного восприятия педагога выступает отношение студента к учебно-воспитательному пространству учреждения среднего образования и личностная готовность студента к обучению. Этот фактор эволюционирует на протяжении всей «жизни» студента в учреждении среднего образования.

В качестве второго фактора выступает профессионализм педагога, который является основой процесса профессиональной подготовки студентов. В процессе образования у студентов происходит постепенная переориентация важности личностных качеств педагога на профессиональные качества.

Особенно это относится к педагогам, преподающим специальные дисциплины, например обработка металлов или автоматизированные системы управления в атомной промышленности. От того, насколько профессиональны педагоги, насколько доходчиво они смогут просто объяснить сложное и заинтересовать студентов, зависит качество подготовки будущих специалистов.

Когда студент смотрит на педагога и пытается интерпретировать то, которое видит, его интерпретация в значительной мере обусловливается его личностными характеристиками. К ним относятся: отношения педагога к тому или другому студенту, характер, мотивы, интересы, впечатления и ожидания.

Третьим фактором можно назвать мнение окружающих. Мнение о личностно-профессиональных качествах педагога студенты старших курсов высказывают студентам младших курсов и школьникам- абитуриентам, подготавливая последних к восприятию педагога.

Кроме этого, существенными факторами положительного восприятия педагога оказываются мнение родителей. Это особенно актуально в малых городах и поселках, где все друг друга знают.

Степень сформированности положительного восприятия педагога студентами можно классифицировать следующим образом.

Устойчивое положительное восприятие педагогами студентами: для студентов характерна высокая оценка личностно-профессиональных качеств, высокая посещаемость, высокий средний балл по предмету, адекватное выражение своих эмоций по отношению в педагогу. Устойчивое положительное восприятие педагогами студентами предполагает устойчивое владение базовыми профессиональными знаниями. На устойчивое положительное восприятие педагогами студентами в большей степени оказывают влияние, прежде всего , рейтинг учебного заведения в сознании абитуриентов, отношение студента к учебно-воспитательному пространству учреждения среднего образования и личностная готовность студента к обучению и имидж педагога. В качестве второго фактора выступает профессионализм педагога, который является основой процесса профессиональной подготовки студентов.

Положительное восприятие педагога студентами предполагает интерес к предмету, нормальная посещаемость, средний балл по предмету - 3,5, неопределенное выражение свого мнения о педагоге.

Положительное восприятие педагога студентами формируется на фоне личностной готовности студента к обучению и рейтинга учебного заведения. Далее на положительное восприятие педагога студентами влияет имидж педагога и его профессиональные качества; в меньшей степени мнение других студентов и мнение родителей.

Неустойчиво положительное восприятие студентами педагога характеризуется интересом студентов к личности педагогам, ситуативным интересом профессиональным качествам педагога, ситуативным проявлением интереса к образовательному процессу. Для таких студентов характерно восприятие педагога на основе стереотипов. Неустойчиво положительное восприятие педагога студентами формируется на фоне необходимости обучения в учебном заведении. Далее на неустойчивое положительное восприятие педагога студентами влияет стереотип педагога, сформированный школе, гимназии, лицее, имидж педагога, точнее его внешний вид, профессиональные качества важны для этих студентов как правило, только на старших курсах; для студентов с неустойчивым положительным восприятием важно мнение других студентов своего курса и старших курсов и мнение родителей.

Данные критерии необходимо учитывать, прежде всего, педагогам, с целью создания «благоприятной атмосферы» в педагогическим процессе.

Для коррекции положительного восприятия педагога студентами необходимо в учебно-воспитательном процессе пересмотреть привычных схемы общения, при которой студент рассматривается в качестве объекта учебно-воспитательного процесса и сводящейся исключительно к отдаче поручений и проверке выполнения заданий. В основу учебно-воспитательного процесса должно быть заложено личностно-ориентированное сотрудничество, в процессе которого студент имеет право на самостоятельную постановку и решение задач .

В этом процессе и студенты, и педагоги, вступая в общение, осознают собственную значимость передачи и получения базовых и профессиональных знаний, а также смогут получить положительные эмоции от совместной партнерской деятельности.

Таким образом, основой учебно-воспитательного процесса должен стать диалог « педагог-студент»

При совместном обсуждении и решении общей задачи все участники личностно-ориентированного взаимодействия стараются учитывать идеи и точки зрения всех членов коллектива. Это возможно лишь при личностно-ориентированном взаимодействии, в процессе которого происходит личностное восприятие субъектами друг друга, принятие индивидуальных личностных смыслов партнеров по общению, их неповторимого взгляда на окружающую действительность.

В создание личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и студентов большую роль играет тактика педагога. Именно в его задачу всходит организация учебно-воспитательной деятельности.

В сложных жизненных и учебных ситуациях, особенно в период адаптации студента при поступлении в учреждение среднего профессионального образования возрастает значимость поддержки, оказываемой педагогом. Особенно это важно для учреждений среднего профессионального образования в малых городах и поселках. В этих учреждениях обучаются, как правило, студенты из неполных семей, из семей , отнесенных к категории малоимущих, дети-сироты. Для того чтобы студенты вышли на положительное восприятие педагога ,ему, педагогу, необходимо верить в успех своих студентов, понимать смысл своей педагогической деятельности как организующей успех другого и, что самое важное, - быть членом команды студентов, быть одним из них, быть партнером и больше помощником, советчиком, чем руководителем.

Поддержка относится к иной культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, действительном, а не мнимом демократизме и гуманизме взаимоотношений личностей, но не в ролевых иерархических функциях (студент и педагог), в которых возможно действие. Соблюдение этих требований способствует развитию адекватной самооценки студентов, созданию атмосферы доброжелательности и уважения, без которой невозможно осуществление совместной деятельности. Кроме того, общение студентов и педагога обязательно предполагают особый уровень доверительности между ними. Это выражается в демонстрации дружелюбия, открытости, взаимопонимания, уважения, сочувствия и др.

На формирование положительного восприятия педагога студентами влияет вовлеченность студентов во внеучебную деятельность. Стоя на позициях сотрудничества и партнерства со студентами, педагог, вовлекая студентов в разные виды деятельность, не столько воспитывает их и учит, сколько создает благоприятные условия для самосовершенствования, стимулирует их активность, стремление к самостоятельному творческому поиску, к личностному росту, к раскрытию и развитию своего профессионального и личностного потенциала. И каждый раз в общении со студентом (студентами) педагог стремится установить диалог равных партнеров, т.к. именно диалог является важным способом взаимодействия всех субъектов общения, той среды, в которой легче раскрываются индивидуальные возможности и которая позволяет преподавателю опереться на них с учетом выявленных интересов и склонностей студентов.

Педагог может найти общий язык с проблемными студентами и повысить свой имидж в их глазах при проведении волонтерских мероприятий, вовлечения этих студентов в работу студенческих клубов, клубов по интересам и т.д. И опять таки это особенно важно для малых городов и поселков, где все друг друга знают и колледж или техникум является не только образовательным, но социо-культурным центром города.






Список литературы

1.Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб., 2002.

2.Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. М., 2006а.

3.Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая.- М: Аспект Пресс, из-е 3-е доп. и перераб.-2011.- 475 с. ISBN 5-7567-0236-9

4.Бодалёв, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалёв. - М.: Издательство Московского университета, 1982. - 200 с.

5.Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.

6.Жуколина М.В.Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности человека : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 : Иваново, 2005 184 c. РГБ ОД, 61:05-9/522

7.Захарова А.В. Особенности восприятия учителей учениками начальных классов /Научный реферативный сборник «Педагогическое образование: подготовка и повышение квалификации педагогических кадров. М.,ПИ РАО-вып.6.,2009.12с. Деп. в ОДНИ «Школа и педагогика»С.150-156.

8.Лекторский В.А. Эпистимология классическая и неклассическая. М.: УРСС, 2001.

9.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946.; СПб.-1998г., М., МГУ.-Серия «Классика отечественной психологии».-издание 3-е .-2009.-512с.

10.Рассел Б. История западной философии .-М.-МГУ.-издание шестое.-1997г.,2010г.-320с.

11.Ушинский К. Д.Три элемента школы- М.: Изд-во МГУ Серия «Выдающиеся русские педагоги» 2008( по собранию сочинений в 11 т. М., 1948.)-Т. 2.- С. 63

13

© 2010-2022