- Преподавателю
- Иностранные языки
- Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи
Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горячева Н.Г. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» р.п.Колышлей
Мастер-класс «КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ»
Подготовила: Горячева Наталья Геннадьевна, педагог дополнительного образования
р.п.Колышлей, 2015 |
МАСТЕР-КЛАСС на тему:
«КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ»
НАЗНАЧЕНИЕ: Овладение азами Городецкой росписи
ЦЕЛЬ: Формирование навыка обучающихся (воспитателей, педагогов д/о, учителей, родителей) основным приёмам построения композиций Городецкой росписи, с перспективой на дальнейшее составление композиций самостоятельно.
ЗАДАЧИ:
-
развитие навыков составления схем композиций с цветочными мотивами Городецкой росписи
-
. развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
-
развитие творческого воображения
ОБОРУДОВАНИЕ:
1 Кисти беличьи № 1,2,3
2 Гуашь художественная, + баночка с водой.
3 Листы бумаги
4 Карандаш, ластик.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Хочу познакомить вас с красотой и богатством народных традиций в декоративной росписи по дереву, приобщить к ним через самостоятельное творчество по большей части для души, для учителей: приобщить к ним обучающихся на занятиях изобразительного искусства.
Но для начала и тем, и другим придётся много копировать (повторять).
Копирование - обязательный момент в изучении росписи. Для кого-то оно становиться только этапом, а кто-то останавливается на нём. Почему? Потому что, кому-то не хватает опыта, а кто-то просто не знает азов композиционных построений Городецкой росписи.
Поэтому, тема мастер-класса «Композиционные решения Городецкой росписи» , которая поможет сформировать навыки построения композиций Городецкой росписи и в дальнейшем самостоятельно составлять авторские композиции.
Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии. Композиция (от лат. compositio - расположение, составление, соединение) - построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое. И Городецкая роспись тоже не исключение.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
-
цветочная композиция;
-
цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»;
-
сюжетная композиция.
Доска «Павлин», Горячева Н.Г., 2014 Доска «Свидание», работа обучающейся, 2010
Несмотря на то, Городецкая роспись имеет ограниченное число мотивов, она все -таки может быть разнообразна как за счет цветового решения, так и за счет построения композиций. Но если с цветовым решением все более и менее понятно, то с построением композиций нужно серьезно разбираться.
Мы остановимся на самом распространенном виде - «Цветочная композиция» и рассмотрим его подробно.
Эскиз для панно, Горячева Н.Г., 2005
Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте изображают полосу или букет из цветочного орнамента.
В цветочной композиции можно выделить наиболее распространенные типы орнамента:
1.«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок, невысоких солонок.
Композиция может состоять из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо та же композиция, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру.
Композиция в полосе
Композиция в полосе
«Цветочная полоса» - это самый простой тип городецкого орнамента, поэтому с детьми лучше начинать изучение схем построения композиции именно с нее.
Схемы цветочных полос
2.«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, прямоугольник. Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, шкатулок, декоративных тарелок.
Эскиз для панно, Горячева Н.Г., 2005
Работа обучающейся, 2012
Схемы орнамента «Гирлянда» помогут детально разобраться в написании этого типа и на основе предложенных составить свои.
Схема «Гирлянда» Схема «Угловая гирлянда»
3.«Венок» - напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.
Тарелка «Полевые цветы»
Работа обучающейся, 2013
Схема композиции «Венок»
4.«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба. Эта цветочная композиция чаще всего изображается на разделочных досках прямоугольной формы, на шкатулках крупной формы.
Схемы орнамента «Ромб»
5.«Букет» - обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
Эскиз для панно, Горячева Н.Г., 2008
Композиции «Букет»
Предлагаю выполнить задания для закрепления темы
Карточка-задание №1
Используя предложенные варианты расположения цветочных мотивов, допишите недостающие, по вашему мнению, мотивы. Определите какой вид композиции у Вас получился.
Композиция 1 Композиция 2
Карточка-задание №2
По предложенным схемам придумайте и пропишите орнаментальные полосы с цветочными мотивами
Карточка-задание №3
Самостоятельно придумайте и пропишите композиции с цветочными мотивами.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Не отчаивайтесь, если что-то не удалось сразу. Это как раз естественно. Вы должны помнить правило, что количество переходит в качество и что один из секретов ремесленного труда в том и состоит, что рука «умнее» головы. Человек имеет механическую память. Но чтобы это произошло, чтобы кисточка стала «продолжением» вашего пальца, нужно бесстрашно, по-детски, и без ложных комплексов старательно упражняться. Тогда обязательно наступит счастливый момент постижения мастерства!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов.- М., Владос, 2002
-
Наглядно-дидактическое пособие. Городецкая роспись по дереву. - М., Мозаика-Синтез, 2005
-
Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Истоки, мастера, школа. - Культура и традиции, 2006
-
Величко Н.К. Роспись. Техники. Приемы. Издания. - М., Аст-Пресс, 1999
-
Интернет-ресурсы