Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас с красотой и богатством народных традиций в декоративной росписи по дереву, приобщить к ним через самостоятельное творчество по большей части для души, для учителей: приобщить к ним обучающихся на занятиях изобразительного искусства.   Но для начала и тем, и другим придётся много копировать (повторять). Копирование – обязательный момент в изучении росписи. Для кого-то оно становиться только этапом, а кто-то останавливается на нём. Почему? По...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» р.п.Колышлей





Мастер-класс

«КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ»































Подготовила:

Горячева Наталья Геннадьевна,

педагог дополнительного образования



























р.п.Колышлей, 2015

МАСТЕР-КЛАСС на тему:

«КОМПОЗИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ»

НАЗНАЧЕНИЕ: Овладение азами Городецкой росписи

ЦЕЛЬ: Формирование навыка обучающихся (воспитателей, педагогов д/о, учителей, родителей) основным приёмам построения композиций Городецкой росписи, с перспективой на дальнейшее составление композиций самостоятельно.

ЗАДАЧИ:

  • развитие навыков составления схем композиций с цветочными мотивами Городецкой росписи

  • . развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;

  • развитие творческого воображения

ОБОРУДОВАНИЕ:
1 Кисти беличьи № 1,2,3
2 Гуашь художественная, + баночка с водой.
3 Листы бумаги
4 Карандаш, ластик.


ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Хочу познакомить вас с красотой и богатством народных традиций в декоративной росписи по дереву, приобщить к ним через самостоятельное творчество по большей части для души, для учителей: приобщить к ним обучающихся на занятиях изобразительного искусства.

Но для начала и тем, и другим придётся много копировать (повторять).
Копирование - обязательный момент в изучении росписи. Для кого-то оно становиться только этапом, а кто-то останавливается на нём. Почему? Потому что, кому-то не хватает опыта, а кто-то просто не знает азов композиционных построений Городецкой росписи.
Поэтому, тема мастер-класса «Композиционные решения Городецкой росписи» , которая поможет сформировать навыки построения композиций Городецкой росписи и в дальнейшем самостоятельно составлять авторские композиции.

Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии. Композиция (от лат. compositio - расположение, составление, соединение) - построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое. И Городецкая роспись тоже не исключение.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

  • цветочная композиция;

  • цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»;

  • сюжетная композиция.



Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи

Доска «Павлин», Горячева Н.Г., 2014 Доска «Свидание», работа обучающейся, 2010

Несмотря на то, Городецкая роспись имеет ограниченное число мотивов, она все -таки может быть разнообразна как за счет цветового решения, так и за счет построения композиций. Но если с цветовым решением все более и менее понятно, то с построением композиций нужно серьезно разбираться.

Мы остановимся на самом распространенном виде - «Цветочная композиция» и рассмотрим его подробно.

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи

Эскиз для панно, Горячева Н.Г., 2005


Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте изображают полосу или букет из цветочного орнамента.

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи



В цветочной композиции можно выделить наиболее распространенные типы орнамента:


1.«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок, невысоких солонок.

Композиция может состоять из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо та же композиция, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру.

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи

Композиция в полосе

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи

Композиция в полосе

«Цветочная полоса» - это самый простой тип городецкого орнамента, поэтому с детьми лучше начинать изучение схем построения композиции именно с нее.

Схемы цветочных полос

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписиМастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи

2.«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, прямоугольник. Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, шкатулок, декоративных тарелок.

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи

Эскиз для панно, Горячева Н.Г., 2005

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи

Работа обучающейся, 2012

Схемы орнамента «Гирлянда» помогут детально разобраться в написании этого типа и на основе предложенных составить свои.

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписиМастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи



Схема «Гирлянда» Схема «Угловая гирлянда»

3.«Венок» - напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи



Тарелка «Полевые цветы»

Работа обучающейся, 2013







Схема композиции «Венок»

4.«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба. Эта цветочная композиция чаще всего изображается на разделочных досках прямоугольной формы, на шкатулках крупной формы.

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи





Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи





Схемы орнамента «Ромб»

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписиМастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи



5.«Букет» - обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписиМастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи

Эскиз для панно, Горячева Н.Г., 2008

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписиМастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи





Композиции «Букет»

Предлагаю выполнить задания для закрепления темы

Карточка-задание №1

Используя предложенные варианты расположения цветочных мотивов, допишите недостающие, по вашему мнению, мотивы. Определите какой вид композиции у Вас получился.

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписиМастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи



Композиция 1 Композиция 2

Карточка-задание №2

По предложенным схемам придумайте и пропишите орнаментальные полосы с цветочными мотивами

Мастер-классКомпозиционные решения в Городецкой росписи

Карточка-задание №3

Самостоятельно придумайте и пропишите композиции с цветочными мотивами.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Не отчаивайтесь, если что-то не удалось сразу. Это как раз естественно. Вы должны помнить правило, что количество переходит в качество и что один из секретов ремесленного труда в том и состоит, что рука «умнее» головы. Человек имеет механическую память. Но чтобы это произошло, чтобы кисточка стала «продолжением» вашего пальца, нужно бесстрашно, по-детски, и без ложных комплексов старательно упражняться. Тогда обязательно наступит счастливый момент постижения мастерства!



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов.- М., Владос, 2002

  2. Наглядно-дидактическое пособие. Городецкая роспись по дереву. - М., Мозаика-Синтез, 2005

  3. Супрун Л.Я. Городецкая роспись. Истоки, мастера, школа. - Культура и традиции, 2006

  4. Величко Н.К. Роспись. Техники. Приемы. Издания. - М., Аст-Пресс, 1999

  5. Интернет-ресурсы





© 2010-2022