Статья по теме: Роль учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся

В данной работе, посвященной проблемам модернизации языкового образования в средней школе, рассматривается роль современного учителя иностранного языка в раскрытии творческого потенциала учащихся посредством формирования нового типа педагогического общения и  использования оптимальных методических приемов, относящихся к группе активных способов обучения.  Способность учителя организовать педагогическое общение с учащимися во многом определяет не только эффективность  учебного процесса по иностра...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся

Н.В.Черноскутова, учитель английского языка, МАОУ СОШ № 7 с. Патруши

В данной работе, посвященной проблемам модернизации языкового образования в средней школе, рассматривается роль современного учителя иностранного языка в раскрытии творческого потенциала учащихся посредством формирования нового типа педагогического общения и использования оптимальных методических приемов, относящихся к группе активных способов обучения.

Современная методика обучения иностранному языку уделяет большое внимание вопросу роли учителя в современном процессе обучения. Способность учителя организовать педагогическое общение с учащимися во многом определяет не только эффективность учебного процесса по иностранному языку, но и возможность раскрыть творческий потенциал учащегося и его личностные особенности. Исходя из данного положения, личностно-ориентированный характер обучения иностранному языку диктует необходимость переосмыслить обучающую деятельность учителя и его роль в современном процессе обучения.

Из чего складываются профессионально значимые качества и умения учителя, иными словами его педагогическое мастерство? Прежде всего, из отношений, которые создаются между учителем и учащимися в учебном процессе. Правильно сформированные отношения могут оказать благоприятное воздействие на качество обучения и раскрытие творческого потенциала учащихся. Однако, не секрет, что не редко стиль педагогического общения сводится к «общению-устрашению», когда учитель стремится захватить инициативу на уроке, занять доминирующее положение, навязать свою волю ученикам. В этих целях используется приказ, порицание, наставление. Девизом деятельности становятся слова «Строго следуй инструкции!» Основные функции учителя сводятся к указаниям последовательности выполнения устных и письменных упражнений. Свою основную задачу учитель усматривает лишь в том, чтобы любыми способами добиться усвоения программного материала. Таким образом, авторитарно ориентированный учитель создает напряженность во взаимоотношениях, а значит, создает одностороннюю модель общения, где обучение рассматривается не более как «усвоение знаний, умений и навыков».

На мой взгляд, лишь общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью способно сформировать отношения взаимопонимания и партнерства. Данный тип педагогического общения позволяет увидеть ребенка с другой стороны, раскрыть его внутренние ресурсы, понять его интересы, увлечь его новизной изучаемого материала. Конечно, в этом случае роль учителя существенно меняется. На место «учителя-авторитета» приходит «учитель-партнер, консультант, помощник». В качестве своего основного «орудия» на уроке такой учитель использует не приказ и порицание, а просьбы, советы, одобрения и похвалу. Меняется и функциональная нагрузка учителя, а именно, на первый план выходит стремление учителя сосредоточиться на содержательном аспекте деятельности на уроке: «Какова цель выполнения заданий? Что нового мы узнаем, выполняя данное упражнение? Какие варианты решения данного задания вы можете предложить?» Меняется форма учебной деятельности: не простое слушание, чтение или говорение на иностранном языке, а живое общение учителя с учащимися, совместная увлеченность учебной деятельностью. Такая совместная работа должна проходить под девизом «Учимся вместе!» Роль учителя на уроке меняется: он становится для учеников старшим товарищем, речевым партнером, консультантом и главным помощником. Только в результате общение на основе дружеского расположения и создания благоприятных межличностных отношений ученик перестает испытывать страх сделать лексическую или грамматическую ошибку, быть непонятым, начинает чувствовать себя свободным и раскованным в группе. Уровень мотивации ученика к посещению уроков и изучению иностранного языка значительно повышается. Таким образом, организация совместной творческой деятельности на уроках и создание благоприятных межличностных отношений позволяют учителю создать новую многостороннюю модель общения, где свободное раскрытие личности ребенка позволит раскрыть способности ученика и реализовать его творческий потенциал. Творчески работающий учитель, строящий учебный процесс как процесс раскрытия потенциальных способностей учащихся начинает акцентировать внимание на соотнесение содержательных аспектов обучения с физическими и интеллектуальными возможностями своих учеников и их личностными особенностями. Ориентирование учителя не на функции обучаемого как ученика (выучи, прочитай, выполни), а на его личность и перспективы ее развития, выявление его творческих способностей позволяет учителю выходить за рамки учебного общения. Различные виды деятельности, которые подталкивают ученика изучать иностранный язык и практически его применять предполагают использовать учителю различные внеурочные формы работы: совместное обсуждение и оформление газет, коллажей, работ для выставок, создание мультимедийных презентаций, видеоклипов с использованием иностранного языка, проектов и т.д.

Как мы видим, только изменение или корректировка роли учителя в современном процессе обучения дает массу положительных возможностей для раскрытия творческих способностей учащихся в изучении иностранного языка:

  • доброжелательная атмосфера общения учителя и ученика подталкивает последнего испытывать потребность практического использования иностранного языка;

  • на первый план выходит личность ученика с его эмоциями, чувствами и ощущениями, что стимулирует его речевые, когнитивные и творческие способности;

  • повышается мотивация ученика в процессе обучения, так как он - ученик, а не учитель становится главным действующим лицом и центральной фигурой;

  • возможность использовать различные формы работы как в классе (индивидуальную, групповую, коллективную), так и во внеклассной деятельности, что позволяет в полной мере проявить активность обучаемых, их самостоятельность и творческие способности.

Говоря о роли современного учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся, хотелось затронуть вопрос о выборе и использовании наиболее оптимальных методических приемов, которые бы относились к группе активных способов обучения иностранному языку. На мой взгляд, использование игровой методики и применение дидактических игр на уроках иностранного языка позволяет современному учителю реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и сделать шаг к раскрытию творческого потенциала учащихся.

Вы спросите: учитель и игра, разве можно это совместить? Я думаю, что да. Необходимость использования дидактических игр на уроках иностранного языка повышается по ряду причин. Во-первых, рациональные методы преподавания не принимают во внимание природную эмоциональность детей. Игра же по своей природе синтетична: она соединяет эмоциональный и рациональный виды деятельности. Во-вторых, игра дает возможность развить ребенку творческую инициативу, что является мощным стимулом в обучении. В игре ученик может себя проявить в разных ролях: ведущий, активный участник, судья и т.д. То есть игра - это мощная мотивация в учении. И, наконец, нельзя забывать что игра - это вид практической деятельности, где процент усвоения материала учащимися достигает 80 - 90 %.

Современный учитель иностранного языка должен умело использовать все имеющиеся классификационные модели дидактических игр (на основе структурных элементов урока, по сущностной игровой основе, по количеству участников, по источнику познания) не только потому, что это позволит ему грамотно ориентироваться в представленном многообразии игровой методики, но и использовать психолого-педагогические возможности применения дидактических игр.

Как учитель посредством применения игровой методики может заинтересовать ученика, выявить его скрытые способности, увлечь изучением иностранного языка?

  • Применяя дидактическую игру, учитель активизирует психические процессы ученика: внимание, мышление, восприятие;

  • учитель частично решает проблемы подросткового возраста, а именно, снимает психологические трудности в овладении иностранным языком: застенчивость, боязнь сделать ошибку, быть смешным, наличие ограниченных коммуникативных умений;

  • учитель использует прием стимулирования эмоциональной реакции ученика в ходе изучения иностранного языка: стремление поспорить, посоревноваться в знаниях и умениях, развитие интереса к перевоплощению и импровизации;

  • учитель проводит огромную воспитательную работу: создаются условия для сплочения сверстников и обретения интереса и уважения друг к другу.

Таким образом, роль современного учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся велика. Учитель, который творчески относится к своей профессии, совершенствует свои профессиональные знания и умения, а также стремится преломить свой педагогический опыт в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, несомненно, добьется успеха.

Библиография

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.

М.: АРКТИ, 2004, 189 с.

  1. Колкова М.К. Методики обучения иностранным языкам в средней школе.

С-Пб., 2004, 221 с.

  1. Конышева А.В. Современные методы обучения. Минск: ТетраСистемс, 2007. - С.38-59.

  2. Пукина Т.В. Портфель кафедры иностранных языков. Волгоград: Изд-во Учитель, 2008. - 143 с.







© 2010-2022