Статья Обучение иностранному языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммуникативно-деятельностный подход в преподавании иностранного языка

Сергеева А.Б., Барыкина Е.В.

В наши дни знание иностранных языков стало для многих людей непременным условием высокого профессионализма и компетенции. Иностранные языки вносят большую лепту в формирование личности. В обществе появился спрос на людей со знание иностранного языка.

Обучать иностранным языкам не возможно без коммуникативно-деятельного подхода. Устная речь является одним из видов общения с иноязычной культурой. Главная задача обучения иностранному языку - обучение общению. В обучении иностранным языкам появилась новая мотивационная направленность - на общение и сотрудничество.

Нам, педагогам, нужно помочь учащимся осознать не только практическое значение иностранного языка как средства общения, но и проникнуться пониманием его как инструмента мышления, познакомиться с элементами его структуры , развить лингвистическое чутье.

Одной из наиболее сложных проблем в преподавании иностранного языка является обучение устному общению.

Общение - это взаимодействие двух и более человек, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и оценочного характера.

В своей работе я стараюсь побуждать учащихся к такой деятельности при помощи мотивации, которая возникает на основе определенных индивидуальных потребностей. На уровке я использую микродиалоги, которые служат введением учащихся в языковую среду и мотивируют к общению.

Для того чтобы общение учащихся на уроках стало мотивированным, оно должно служить удовлетворению речевых потребностей обучающихся, т.е. у учащегося должно возникнуть коммуникативное намерение и должны быть созданы условия для его осуществления, и главное здесь - заменить учебную ситуацию на естественную.

Одним из наиболее популярных приемов сегодня является прием ролевого общения, который я так же использую в своей работе с учащимися. Учащиеся принимают на себя роли персонажей и окружающего их быта, говорят от имени исторических персонажей, знаменитых людей и т.д.

В ролевом общении всегда присутствует проблемность, которая в ряде случаев может стимулировать не ролевое, а дискуссионное общение.

Чтобы обеспечить речевое общение, я не могу дать учащимся команду «Общайтесь», нужен коммуникативный подход, т.е. нужны методы и приемы, которые обеспечат устное общение.

Один из таких приемов - это интервью. Я раздаю учащимся анкеты по определенной теме, ребята фиксируют ответы одноклассников в этой анкете, опрашивая их. Этот прием не имеет возрастных ограничений и является интенсивной речевой тренировкой. Данный прием я использую в работе по учебникам «Hotline Starter", "Hotline Elementary" Tom Hutchinson.

Обучение общению включается в себя такой вид речевой деятельности, как говорение. Здесь я использую упражнения типа «Дайте совет». Ребятам предлагаются ситуации и им нужно посоветовать, что сделать в данной ситуации.

При развитии умений и навыков диалогической речи я использую карточки, схемы, опоры. В карточке-схеме обозначено начало диалога, какой вопрос нужно поставить перед собеседником и завершение диалога.

Большой интерес у учащихся вызывают задания «Продолжи диалог». Учащимся предлагаются вопросы, если ответ «да» на вопрос, то нужно задать собеседнику дополнительный вопрос, чтобы получить информацию.

Так как в настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается под углом обучения общению, то логичным здесь представляется обратиться к чтению на иностранном языке как к одному из важных источников познавательных потребностей учащихся и как средству для обучения общению.

При организации чтения в качестве основы для обучения общению существуют две возможности его использования: одна из них кроется в содержании учебного материала, а другая - в формулировании заданий, мотивирующих общение.

Под заданиями, направленными на развитие умений общения, опосредованного текстами, понимается такая последовательность их выполнения, при которой учащиеся совершают логически последовательный переход от непосредственного понимая содержания текста к его проблемному обсуждению и преломлению этих проблем на личность самого учащегося в процессе коллективного взаимодействия.

В своей работе я использую следующую систему упражнений по учебнику «Matrix Pre-Intermediate»:

  1. Тест на проверку понимания текста;

  2. Найти и отметить ключевые слова;

  3. Найти предложения, которые передают основную идею текста;

  4. Определите положительные и отрицательные черты характера героя;

  5. Скажите, что произвело на вас наиболее глубокое впечатление;

  6. Составьте диалог между главными героями.

В заключении работы над текстом учащимся предлагается исследовать ситуацию и найти самый адекватный выход из нее.

Все описанные приемы и методы обучения и виды работы помогают мне повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языкам интересным для учащихся, расширить их знания в области иноязычной культуры.

Итогом такой работы является то, что учащиеся принимают активное участие во внеклассной работе по иностранному языку и занимают призовые места.

Интеллектуальный марафон среди 7-х классов - I и II места, Брейнринг среди 8-х классов - III место.

Городской интеллектуальный марафон среди 7-х классов - III место.

Учащийся 9 класса Павлов Андрей принял участие в Американском конкурсе и дошел до второго тура.

И, подводя итог, можно сказать, что необходимо уделять обучению устной речь больше внимания, так как этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и жизненно необходим в практической деятельности человека.

При обучении устной речи, общению усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации в потребности высказывания.

В условиях реализации перечисленных выше положений, приемов, методов активизируется мыслительная деятельность учащихся, повышается мотивация говорения, обеспечивается более полное достижение образовательного, воспитательного и развивающего компонентов в обучении иностранным языкам.

© 2010-2022