- Преподавателю
- Иностранные языки
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ТРУДА Общепрофессиональный цикл Основной профессиональной образовательной программы по специальности 240100. 02 Лаборант-эколог
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ТРУДА Общепрофессиональный цикл Основной профессиональной образовательной программы по специальности 240100. 02 Лаборант-эколог
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Леонтьев К.А. |
Дата | 13.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. СЫЗРАНи»
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-производственной работе
Руководитель технического профиля
__________________ В.В. Колосов
« ______» ________________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины
охрана труда
Общепрофессиональный цикл
Основной профессиональной образовательной программы по специальности
240100.02 Лаборант-эколог
Сызрань, 2012 г.
ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией
Переработка нефти и газа. Экология
Председатель ___________ В.В. Мокеева
Протокол № ____ от «_____» __________ 2012 г.
Составитель: Леонтьев Константин Александрович, преподаватель охрана труда
________ категории технического профиля ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: ___________ Баробанова Л.Н., методист технического профиля ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Содержательная экспертиза:_____________ Копылкова Л.П. , заведующий отделом по учебной работе технического профиля ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Внешняя экспертиза:
Содержательная экспертиза: ________________ Ф.И.О., должность, наименование организации, предприятия и т.д.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, по профессиям начального профессионального образования (НПО) 240100.02 Лаборант-эколог, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от «_30__» __09_____ 20__09__ года № __364____.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утверждёнными И. М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы по профессии 240100.02 Лаборант-эколог,
разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов
стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4-7
2. Структура и содержание учебной дисциплины
8-25
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
26-27
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
28
5. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу
29
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Название дисциплины
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Охрана труда является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани» по профессии НПО 240100.02 Лаборант-эколог, разработанной в соответствии с ФГОС третьего поколения.
Рабочая программа Охрана труда может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в составе программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки по профессиям
240101.01 Аппаратчик-оператор нефтехимического производства; 240101.03 Оператор нефтепереработки.
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цыкл
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;
- Применять безопасные приемы труда на территории предприятия и в производственных помещениях;
- Использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
- Определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Виды и правила проведения инструктажей по охране труда;
- Возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
- Действие токсических веществ на организм человека;
- Меры предотвращения пожаров и взрывов;
- Нормативные документы по охране туда и здоровья, основы профгигиены, профсакнитарии и пожаробезопасности;
- Общие требования безопасности на территории предприятия и производственных помещениях;
- Основные причины возникновения пожаров и взрывов;
- Правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижение вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
- Права и обязанности работников в области охраны труда;
- Принципы прогнозирования развития событий и оцени последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.
Вариативная часть:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Пользоваться приборами для измерения уровня воздействия вредных веществ;
- Снимать показания приборов для измерения уровня воздействия вредных веществ;
- Действовать в стандартных и нестандартных ситуациях;
- Оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;
-Выявлять воздействие вредных и опасных производственных факторов на человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Ответственность за нарушение безопасных условий труда;
- Методы анализа травмобезопасности;
- Характер воздействия на человека вредных веществ;
- Гигиеническое нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны;
- Методы и средства защиты воздушной среды;
- Методы и средства защиты водной среды.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по профессии 240100.02 Лаборант-эколог и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1- Пользоваться лабораторной посудой различного назначения, мыть и сушить посуду в соответствии с требованиями химического анализа.
ПК 1.2 -Выбирать приборы и оборудование для проведения анализов.
ПК 1.3- Подготавливать для анализа приборы и оборудование.
ПК 2.1- Готовить растворы точной и приблизительной концентрации.
ПК 2.2- Определять концентрацию растворов различными способами.
ПК 2.3- Отбирать и готовить пробы к проведению анализов.
ПК 3.1-Подбирать соответствующие средства и методы анализов в соответствии с типом веществ.
ПК 3.2- Проводить качественный и количественный анализ веществ.
ПК 3.3 -Осуществлять дозиметрический и радиометрический контроль внешней среды.
ПК 3.5- Осуществлять контроль безопасности отходов производства.
ПК 3.6- Контролировать работу очистных, газоочистных и пылеулавливающих установок.
ПК 4.1- Снимать показания приборов.
ПК 4.3- Участвовать в мониторинге загрязнения окружающей среды.;
ПК 5.1- Владеть приемами техники безопасности при проведении химических анализов.
ПК 5.2- Пользоваться первичными средствами пожаротушения.
ПК 5.3- Оказывать первую помощь пострадавшему.
В процессе освоения дисциплины у обучающиеся должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 1-Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2- Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3- Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4- Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития.
ОК 5- Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6- Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
-
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 48 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной деятельности
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
144
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
96
в том числе:
лабораторные занятия
4
практические занятия
28
контрольные работы
2
самостоятельная работа студента (всего)
48
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
не предусмотрено
- Составление структурно-логических схем
3
- Составление опорного конспекта
6
- Составление опорного конспекта
2
- работа с литературой
31
- Написание рефератов
6
Итоговая аттестация в форме (указать)
экзамен
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Охрана труда
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1 Правовые основы охраны труда в РФ
2
Тема 1.1.
Правовые основы охраны труда в РФ
Содержание учебного материала
2
2
-
. Охрана труда и ее задачи.
-
Правила и нормы по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной защите и их назначение.
-
Режим труда и отдыха.
-
Ограничения сверхурочных работ, порядок получения разрешения.
-
Система льгот и компенсаций для работающих во вредных и тяжелых условиях предприятий отрасли.
-
Охрана труда женщин и подростков.
-
Правила внутреннего трудового распорядка.
-
Ответственность за нарушения законодательства по охране труда.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником.
Составить опорный конспект по теме «Служба охраны труда, надзор и контроль за охраной труда»
2
Раздел 2
Организация работ по охране труда и технике безопасности на предприятии.
12
Тема 2.1. Служба охраны труда, надзор и контроль за охраной труда.
Содержание учебного материала
2
2
-
Система организации работы по охране труда на предприятиях отрасли.
-
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
-
Ответственность за состояние ТБ руководителей производства.
-
Виды ответственности за нарушение требований охраны труда.
-
Служба ТБ. Требования к организации рабочего места.
-
Система стандартов безопасности
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником.
Составить структурно-логическую схему по темам «Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства»;
*
*
*
2
Тема 2.2.
Обучение инструктаж и проверка знаний по охране труда.
Содержание учебного материала
2
3
-
Общезаводские инструкции и инструкции на рабочее место.
-
Виды инструктажа и обучение работающих безопасным приемам работы.
-
Виды проверки знаний по охране труда.
-
Назначение инструкций по охране труда.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия.
«Обучение по охране труда», «Проверка знаний требований охраны труда»,
2
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником.
1
Тема 2.3.
Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов.
Содержание учебного материала
2
2
-
Требования предъявляемые для аттестации рабочих мест.
-
Этапы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
-
Применение результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
-
Категории сертификата безопасности
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником.
Работа с дополнительной литературой.
2
Тема 2.4.
Производственный травматизм, ответственность за нарушение требований безопасности труда.
Содержание учебного материала
2
3
-
Порядок расследования несчасных случаев.
-
Понятие о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях.
-
Производственные факторы и причины несчастных случаев на производстве.
-
Порядок расследования , регистрации , учета.
-
Оформление акта о несчастном случае.
-
Основные статистические показатели травматизма .
-
Методы анализа травматизма.
-
Аварийные случаи в спец.производствах отрасли.
-
Причины и характер аварийных случаев.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия. «Составление акта о несчастном случае по форме Н-1»
2
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником.
Составить структурно-логическую схему по теме «Льготы и компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда»
Реферат «Современное управление безопасностью труда»
3
Раздел 3.Источники и характеристики негативных факторов, их действие на человека.
28
Тема 3.1.
Классификация, источники и характеристики негативных факторов.
Содержание учебного материала
2
2
-
Основные стадии идентификации негативных производственных факторов.
-
Виды опасных и вредных производственных факторов.
-
Опасные работы на предприятиях.
-
Содержание учебного материала
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником.
1
Тема 3.2.
Опасные механические факторы.
Содержание учебного материала
2
3
-
Основные источники получения механических травм.
-
Виды движения и действия технологического оборудования и инструмента.
-
Основные причины получения травм.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия.
Определение и приведение примеров опасных и вредных производственных негативных факторов.
2
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником.
Составить кроссворд по теме «Опасные механические факторы»
2
Тема 3.3.
Физические негативные факторы.
3.3.1. Виброакустические колебания.
Содержание учебного материала
2
3
-
Понятия вибрации, шума и их основные источники на производстве.
-
Классификация вибраций.
-
Форы, симптомы и стадии виброболезни.
-
Классификация производственного шума.
-
Воздействие шума на человека.
Лабораторная работа.
Замер и расчет параметров характеризующих акустические колебания.
2
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником.
Составить опорный конспект по теме Электромагнитные поля и излучения.
2
3.3.2.Электромагнитные поля и излучения
Содержание учебного материала
2
-
Классификация электромагнитных волн.
-
Источники электромагнитных волн.
-
Воздействие на человека электромагнитных полей.
-
Основные виды изучений.
.
Лабораторная работа.
Замер и анализ параметров электромагнитного поля.
2
3
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником.
Реферат «Электромагнитные поля и излучения.»
2
3.3.3.
Ионизирующее излучения. Электрический ток.
Содержание учебного материала
-
Основные виды ионизирующего излучения.
-
Радиация ее источники и виды измерений.
-
Действие электрического тока на организм человека.
-
Виды поражений. Условия , повышающие опасность поражения током.
-
Основные мероприятия по предупреждению электротравматизма.
-
Основные правила безопасности при эксплуатации электрооборудования.
-
Отражение требований электробезопасности в стандартах ССБТ.
-
Классификация помещений по ПУЭ.
-
Первая помощь при поражениях электрическим током.
2
3
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия.
Измерение уровня естественного фона ионизирующего излучения.
2
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником.
1
Тема3.4. Химические негативные факторы.
3.4.1. Классификация и воздействие вредных веществ на человека.
Содержание учебного материала
2
2
-
Классификацию химических веществ.
-
Определения Токсикологии и Токсичности.
-
Характер воздействия на человека вредных веществ
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия.
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником.
1
3.4.2.
Гигиеническое нормирование системы вредных веществ в воздухе рабочей
зоны.
Содержание учебного материала
2
2
-
Гигиеническое нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
-
Определение ПДК.
-
Растет ПДК.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником.
Составить опорный конспект по теме Пожаровзрывоопасность.
2
Тема3.5.
Опасные факторы комплексного характера.
3.5.1.
Пожаровзрывоопасность.
Содержание учебного материала
2
2
-
Основные сведения о пожаре и взрыве.
-
Опасные факторы пожара.
-
Категорирование помещений и зданий по степени взрывопожарной опасности.
-
Принципы обеспечения пожаро и взрывобезопасности технологических процессов.
-
Производственные источники зажигания и меры их предотвращения.
-
Классификация производственных зон помещений по взрывной и пожарной опасности.
-
Категорирование взрывоопасных смесей для выбора взрывозащищенного оборудования.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником.
1
3.5.2.
Герметичные системы. Статическое электричество.
Содержание учебного материала.
2
2
-
Общие требования к безопасности оборудования , прочность и надежность оборудования ., коррозионная стойкость оборудования., герметичность.
-
Классификацию герметичных систем.
-
Меры защиты от статического электричества .
-
Предотвращение накопления зарядов на оборудовании.
-
Воздействие статического электричества на человека и меры профилактики.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические заняти
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником
1
Раздел 4.Защита человека от опасных и вредных производственных факторов.
26
Тема4.1. Защита от вибрации, шума, инфра- и ультра звука
Содержание учебного материала
2
2
-
Основные методы защита от вибрации и шума.
-
Особенности динамического виброгашения.
-
Сущность вибро изоляции.
-
Сущность процесса и материалы звукоизоляции.
-
Сущность процесса экранирования звука.
-
Особенности защиты от инфра- и ультразвука.
-
Методы снижения инфра- и ультразвука.
-
Средства индивидуальной защиты.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником
Составить структурно-логическую схему по теме Защита от вибрации, шума, инфра- и ультра звука.
2
Тема4.2. Защита от переменного и постоянного электромагнитного поля и излучения.
Содержание учебного материала
2
2
-
Общие методы и средства защиты от электромагнитных полей и излучений.
-
Растет допустимого времени пребывания в электромагнитном поле.
-
Экранирование электромагнитных полей и излучений.
-
Средства индивидуальной защиты.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником
1
Тема4.3. Защита от лазерного инфракрасного и ультра фиолетового излучения
.
Содержание учебного материала
2
2
-
Классификация лазерного излучения по степени опасности.
-
Общие методы и средства защиты от лазерного, инфракрасного и ультрафиолетового излучения.
-
Сущность процесса экранирования теплового излучения.
-
Классификация средств коллективной защиты то теплового излучения.
-
Средства индивидуальной защиты.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником
1
Тема4.4. Защита от ионизирующих излучений.
Содержание учебного материала
2
2
-
Общие методы и средства защиты от ионизирующего излучения.
-
Материалы применяющиеся для защиты от ионизирующего излучения.
-
Средства индивидуальной защиты от ионизирующего излучения.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником
Составить кроссворд по теме «Защита от ионизирующих излучений»
2
Тема4.5. Методы и средства обеспечения электробезопасности.
Содержание учебного материала
2
2
-
Меры защиты от поражения электрическим током.
-
Электрозащитные инструменты.
-
Защитное отключение и принцип действия.
-
Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником
Реферат «Современные Методы и средства обеспечения электробезопасности»
2
Тема 4.6.Защита от загрязнений воздушной среды.
Содержание учебного материала
4
3
-
Токсичные вещества и их действие на человека.
-
Виды отравлений , пути поступления ядовитых веществ в организм человека.
-
Классификация вредных производственных факторов по характеру воздействия на организм.
-
Вентиляция.
-
Классы ПДК . Вредность производственной пыли.
-
Методы контроля воздуха производственных помещений.
-
Основные направления предотвращения профессиональных отравлений, первая помощь при отравлениях и воздействии агрессивных веществ.
-
Средства индивидуальной защиты работающих.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Практическая работа.
Измерение уровня вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником.
Работа с дополнительной литературой.
2
Тема4.7.Защита от загрязнений водной среды.
Содержание учебного материала
2
2
-
Методы и средства применяемые для очистки воды.
-
Очистка воды от вредных растворимых примесей.
-
Реагентный метод очистки воды.
-
Ионообменный метод.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником
Реферат Новейшие методы очистки питьевой воды.
2
Тема4.8.Методы и средства защиты технологического оборудования и инструмента.
Содержание учебного материала
2
3
-
Требования к защитным устройствам.
-
Основные устройства применяемые для защиты от механического травмирования.
-
Обеспечения безопасности при выполнении работ с ручным инструментом.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практическая работа
Организация рабочего места по профессии: Лаборант-эколог.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником
1
Контрольная работа «за 1 полугодье»
2
Тема 4.9. Пожарная защита на производственных объектах.
Содержание учебного материала
2
2
-
Физико - химические основы процессов горения и взрыва.
-
Показатели пожаро и взрывоопасности веществ.
-
Особенности горения веществ.
-
Классификация помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.
-
Противопожарные требования к устройству зданий.
-
Принципы тушения горящих веществ, тушение водой, пеной, инертными газами.
-
Твердые огнетушащие вещества.
-
Первичные средства тушения пожаров.
-
Пожарная связь и сигнализация.
-
Обязанности работающих при возникновении и тушении пожара.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником
1
Тема.4.10. Защита от статического электричества. Молниезащита зданий и сооружении.
Содержание учебного материала
2
2
-
Основные методы защиты от статического электричества.
-
Молниезащита зданий и сооружений.
-
Средства индивидуальной защиты.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа:
Работа с учебником.
Составить опорный конспект по теме Микроклимат и воздействие на здоровье человека.
2
Раздел 5. Производственная санитария.
6
Тема 5.1 Микроклимат и воздействие на здоровье человека.
.
Содержание учебного материала
2
3
-
Санитарные требования к генеральному плану предприятия , требования к устройству производственных и бытовых помещений , метеорологические условия производственной среды.
-
Требования безопасности при проведении ремонтных работ. Вентиляция и отопление производственных помещений.
Лабораторная работа.
Определение параметров микроклимата на рабочем месте.
2
Практическая работа.
Решение задач на растет уровня общеобменной вентиляции.
2
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа:
Работа с учебником.
Составить опорный конспект по теме Виды освещения и его нормирование.
2
Тема 5.2.Виды освещения и его нормирование.
Содержание учебного материала
2
3
-
Естественное освещение.
-
Искусственное освещение.
-
Аварийное освещение.
-
Светильники для производств класса В-I , В-I а, В-II, В-IIа..
Лабораторная работа.
Исследование искусственного освещения.
2
Практическая работа.
Замер уровня освещенности с помощью люксметра.
2
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа:
Работа с учебником.
Реферат Освещение производственных помещений.
2
Раздел 6.Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда.
2
Тема 6.1.Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда.
Содержание учебного материала
2
2
-
Психические процессы, свойства и состояния влияющие на безопасность труда. Виды и условия трудовой деятельности.
-
Основные психические причины травматизма.
-
Требования к организации рабочего места при выполнении ремонта, работе на высоте, в колодце.
-
Организация рабочего места оператора с точки зрения эргономических требований.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа:
Работа с учебником.
1
Раздел 7.
Первая помощь пострадавшим.
14
Тема 7.1.Общие принципы оказания первая помощь пострадавшим.
Содержание учебного материала
2
3
-
Защита людей от поражения электрическим током.
-
Химические ожоги и их предупреждение.
-
Доврачебная помощь и основные принципы лечения профессиональных отравлений.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практическая работа.
Выявление причин тяжелого состояния пострадавшего, характера повреждения, признаков жизни и смерти.
2
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа:
Работа с учебником.
Составить опорный конспект по теме: Приемы оказания первой помощи.
2
Тема 7.2. Приемы оказания первой помощи.
Содержание учебного материала
4
3
-
Искусственное дыхание.
-
Массаж сердца.
-
Кровотечения.
-
Ушибы, растяжения, вывихи.
-
Переломы, раны.
-
Термические и химические ожоги.
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практическая работа 1.
Выполнение искусственного дыхания сопровождающийся массажем сердца.
2
Практическая работа 2.
Оказание первой помощи при переломах и кровотечения.
2
Практическая работа 3.
Оказание первой помощи при термических и химических ожогах.
2
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа:
Работа с учебником.
Составить вопросы и дать ответы по теме: Приемы оказания первой помощи.
2
Примерная тематика курсовой работы (проекта)
непредусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)
непредусмотрено
Всего:
96
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
-
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета - указывается наименование; лабораторий (указываются при наличии, в случае отсутствия пишется - «не предусмотрено»).
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест по количеству обучающихся;
- стулья;
- доска классная;
- стеллаж для моделей и макетов;
- рабочее место преподавателя;
Приборы и устройства:
- люксметры;
- анализаторы АКС 1292;
- шумомеры;
- дозимерты ИД 02;
- респираторы
- огнетушители;
- медицинские средства защиты;
Комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине:
а) комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине:
- оказание первой помощи;
- индивидуальные средства защиты;
- действия населения при авариях и катастрофах;
- действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- экран проекционный;
- видеофильмы (оказание первой помощи; пожарная безопасность электробезопасность; охрана окружающей среды; стихийные бедствия; населению о гражданской обороне)
- компьютерные интерактивные обучающие и проверочные модули по темам (трудовое законодательство; оказание первой помощи при поражении электрическим током; воздействие на организм вредных и опасных факторов и защита от них; организация рабочего места; требования безопасности к инструменту и оборудованию)
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).
Основные источники:
Для преподавателей
-
С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф.Козьяков и др.; Под общей редакцией С.В.Белова Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.: Высшая школа,2002.-357с.
-
В.А. Девисилов Безопасность труда (охрана труда): Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М. Форум ИНФРА - М, 2002.-420 с.
-
П.П.Кукин,В.Л.Лапин,Н.Л. Пономарев и др.безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.:Высш.шк.,2001.-431с.:ил.
-
Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность
-
Издательство «Экзамен» -М, 2007
-
Ефремова О.С. Обучение и инструктирование работников по охране труда. - М.: Альфа - Пресс, 2009
-
Медведев В.С. Охрана труда и противопожарная защита в химической промышленности. - М.: Недра, 2004
-
Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность. - М.: Экзамен, 2007
-
Роздин И.А., Е.И.Хабарова, О.Н. Вареник Безопасность производства и труда на химических предприятиях. -М : Химия, Колос С, 2006
Для студентов
-
С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф.Козьяков и др.; Под общей редакцией С.В.Белова Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.: Высшая школа,2002.-357с.
-
В.А. Девисилов Безопасность труда (охрана труда): Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М. Форум ИНФРА - М, 2002.-420 с.
-
П.П.Кукин,В.Л.Лапин,Н.Л. Пономарев и др.безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений.- М.:Высш.шк.,2001.-431с.:ил.
-
Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность
Дополнительные источники:
Для преподавателей
-
Черникова Л.П. Охрана труда и здоровья с основами санитарии и гигиены, - М.: МарТ, 2005
-
Шалагина М.А. Инструкции по охране труда, - М.: Экзамен, 2008
-
Медведева В.С. , Попов Б.Г. Лабораторные работы по курсу Охрана труда, Химия- М, 1972
-
Титова Г.Н. Сборник производственных ситуаций и деловых игр по курсу Охрана труда. Химия- Л, Ленинградское отделение 1988
Для студентов
-
Арустамов Э.А. Охрана труда. - М.: Дашков и К, 2007
-
Князевский Б.А., Марусова Т.П. Охрана труда в электроустановках. - М.: Энергоиздат, 1990
-
Подобед М.А. Охрана труда. М.: А-Приор, 2009
-
Попов Ю.П. Охрана труда. - М.: КноРус, 2009
Основные законодательные и нормативные правовые акты
по безопасности труда:
1.Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. № 279
2.Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 г. № 12.
3.Трудовой Кодекс Российской Федерации. 2002.
4.Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации». 1999.
Интернет-ресурсы:
1. fcior.edu.ru/
2. youtube.com/watch?v=TsTyWqeMvfw&NR=1
3. yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
Пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты.
практическое занятие
Применять безопасные приемы труда на территории предприятия и в производственных помещениях.
практическое занятие
Использовать экобиозащитную и противопожарную технику.
практическое занятие
Определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности.
практическое занятие, презентация, лабораторная работа
Знать:
Виды и правила проведения инструктажей по охране труда.
практическое занятие, контрольная работа
Возможные опасные и вредные факторы и средства защиты.
практическое занятие, презентация
Действие токсичных веществ на организм человека.
практическое занятие, контрольная работа
Меры предупреждения пожаров и взрывов.
практическое занятие, контрольная работа
Нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, промсанитарии и пожаробезопасности.
практическое занятие
Общие требования безопасности на территории предприятия и производственных помещениях.
практическое занятие, контрольная работа
Основные причины возникновения пожаров и взрывов.
практическое занятие,
Правовые и организационные основы охраны труда на предприятии.
практическое занятие, контрольная работа
Систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду.
практическое занятие, презентация
Профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии.
практическое занятие, контрольная работа
Права и обязанности работников в области охраны труда.
практическое занятие
Правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;
практическое занятие, контрольная работа
Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях.
практическое занятие, презентация
Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.
практическое занятие
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;
БЫЛО
СТАЛО
Основание:
Подпись лица, внёсшего изменения
II. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
При оформлении рабочей программы необходимо соблюдать следующие требования:
- рабочая программа печатается на одной стороне листа;
- текст рабочей программы рекомендуется набирать в текстовом редакторе Word;
- шрифт Times New Roman, кегль 12, полуторный интервал; размеры полей - 15 мм;
- шрифт в таблицах - Times New Roman, кегль 12, одинарный интервал;
- для нумерации страницы использовать положение внизу страницы посередине;
- нумерацию текста начинать от титульного листа, не проставляя номер на первой странице;
- для выравнивания правого края страницы текст следует разверстать по ширине печатного поля;
- страницы текста рабочей программы должны соответствовать формату А4 (210 х 297 мм);
- заголовки пишутся заглавными буквами, жирным шрифтом.
При заполнении программы все подстрочные комментарии заменяются на конкретную информацию, после чего комментарии удаляются.
Приложение 2
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК
Технологии формирования ОК
(на учебных занятиях)
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Написание реферата на тему «Охрана окружающей среды-Моя будущая профессия»
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
-
Организация рабочего места при проведении
-
Организация самостоятельной деятельности в соответствии с предложенной инструкцией
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за результаты своей работы.
Принятие правильных решений в стандартных и нестандартных ситуациях при выполнении практических и лабораторных работ.
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личного развития.
Написание рефератов, составление кроссвордов, работа с учебником и дополнительной литературой.
ОК5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
-
Ознакомление с образовательными ресурсами Интернет
-
Организация поиска информации в печатных изданиях (книги, журналы, газеты)
ОК6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Работа в микрогруппах
1