Методические рекомендации по английскому языку при обучении говорению

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Судворг Г. Е.,

учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 306

с углубленным изучением английского языка

г. Санкт-Петербург

Методические рекомендации

по английскому языку при обучении говорению


Повседневная реальность последних лет свидетельствует о возросшем статусе иностранного языка в российском обществе. Язык и языковое образование становятся инструментом успешной жизнедеятельности человека и значимым средством, формирующим сознание личности и её способности входить в открытое информационное пространство. Динамика общественной жизни страны и связанные с нею преобразования, межгосударственная интеграция в сфере образования, доступ к информационному богатству, к качественному образованию вызывают общественную потребность в большом количестве граждан, практически владеющих одним или несколькими современными языками.

Говорение на иностранном языке - сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять, вместе с аудированием, устное вербальное общение.

Предметом говорения выступает мысль как отражение в сознании человека связей и отношений реального мира. Следовательно, в деятельность говорения входит выражение мысли. Можно сказать, что владеть иностранным языком значит владеть иными способами и средствами выражения мысли.

Говорение возникает тогда, когда у людей появляется потребность что-то сказать друг другу. При обучении английскому языку уже на начальном этапе у детей есть (а если нет, то её нужно формировать) потребность выразить мысли средствами изучаемого языка.

Примером могут послужить следующие упражнения: («Spotlight 2». Virginia Evans, Nadezhda Bykova / Москва Express Publishing. Просвещение 2006 г., стр. 48)

При говорении на английском языке учащемуся нужно отобрать хранящиеся в памяти слова (анализ) и включить их в речевое целое (синтез) для осуществления замысла или коммуникативного намерения.

Структурное оформление высказывания, его выбор определяется коммуникативной задачей и ситуацией общения.

Говорение может выступать в форме монологического (связного) высказывания и диалогического (беседы). («Spotlight 3». Virginia Evans, Nadezhda Bykova /Москва Express Publishing. Просвещение 2006 г., стр. 44, 126, 139)

Говорение - это самый сложный вид речевой деятельности, овладение которым сопряжено с большими трудностями. Эти трудности обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания, который далеко не просто протекает и на родном языке, поскольку, он связан с формулированием мысли средствами языка.

При обучении говорению на английском языке особую важность приобретают умения учащихся пользоваться опорами разного характера. Это могут быть слуховые и зрительные опоры, опоры вербальные и невербальные, а также опоры по содержанию - о чем говорить и по форме - какие языковые средства для этого использовать.

На начальном этапе изучения английского языка большую роль приобретает овладение приемами выполнения заданий, требующих подстановки, трансформации комбинирования. («Spotlight 5». Virginia Evans, Julia Vaulina / Москва Express Publishing Просвещение 2006 г., стр. 58, 62, 68).

При формировании грамматического навыка говорения контролируется точность правильность выполнения тренировочных заданий.

При использовании говорения как средства обучения обязательно отрабатываете новый языковой материал, будь то звуки, лексика, грамматика, а при обучении говорению как цели в центре внимания само умение вести беседу, что-то сообщить, описать, рассказать на материале, усвоенном предварительно.

Но сразу такое умение не может возникнуть даже на родном языке, а тем более оно не может возникнуть при изучении иностранного языка. Поэтому в процессе обучения говорению различают подготовленную и неподготовленную; репродуктивную и продуктивную речь, которая может выступать в монологической и диалогической формах.

Под подготовленной речью понимается предварительно подготовленные по содержанию и форме высказывания учащегося, направленные на решение коммуникативной задачи с помощью усвоенных ранее речевых единиц и их комбинирования.

Неподготовленная речь - это высказывания учащегося без предварительной подготовки во времени, в которых используется усвоенный языковой материал, как в новых, так и в ранее встречавшихся комбинациях. На начальном этапе преимущественно подготовленная речь должна постепенно уступать место неподготовленной.

В репродуктивной речи учащегося нет его речевого творчества, она характеризуется отсутствием самостоятельности в выборе языкового оформления высказывания (как сказать), в построении логического плана изложения, в определении содержания высказываний (оно задано извне). По сути дела, это заученные сообщения - либо полностью, либо с небольшими сокращениями и изменениями. («Spotlight 6». Virginia Evans, Julia Vaulina/ Москва Express Publishing Просвещение 2006 г., стр. 7, 9, 50, 70).

Продуктивная речь характеризуется речетворчеством и самостоятельностью в выборе языкового оформления высказывания, в построении логического плана изложения и в определении содержания высказывания. («Spotlight 6». Virginia Evans, Julia Vaulina/Москва Express Publishing. Просвещение 2006 г., стр. 77, 99)

Диалогическая форма обучения наиболее характерна для проявления коммуникативной функции языка. На начальном этапе диалогическая форма общения предполагает умение приветствовать собеседника и отвечать на приветствие, как это делают носители английского языка; умение вежливо попрощаться; умение представить кого-то кому-то; выразить согласие и несогласие что-то сделать; умение поздравить с праздником, днем рождения;

выразить сожаление, извинение; выразить радость, восторг, неудовольствие и т.д. («Spotlight 6». Virginia Evans, Julia Vaulina/Москва Express Publishing. Просвещение 2006 г., стр. 56, 49).

Основными целями введения единого государственного экзамена является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, повышения эффективности итогов аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

ЕГЭ по иностранному языку основан на тестовых технологиях. Цель экзаменационного теста - проверить уровень сформированности речевых языковых умений выпускников общеобразовательных учреждений в разделе ЕГЭ по иностранному языку (английский язык).

Тренировки в выполнении подобных заданий удобно проводить по пособию «Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование» - Мальком Манн, Стив Тейлор-Ноулс. Оксфорд, Макмиллан, 2006.

UNIТ1. Чудеса

Говорение - выражение отношения и мнения.

Введение в тему, обработка тематической лексики. Тренинг.

Типы заданий: дискуссия, установление соответствий, интервьюирование, верно / неверно, дописывание предложений.

На примере UNIТ1 1. (стр. 6, 7) понятно, как проходят практические занятия по подготовке к текстовой работе. Отработав задания по говорению по пособию «Макмиллан», можно переходить к самим текстовым заданиям. При этом мы используем пособие «Единый Государственный Экзамен». Тренировочные задания. Английский язык. Афанасьева, Еванс, Копылова. Центрком. Express Publishing. 2004 г. Теst 5, стр. 34

Тренировки в выполнении подобных заданий помогают сформировать у учащихся не только навык работы с текстовыми заданиями, но и соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, повысят эффективность подготовки к ЕГЭ, позволят учащимся мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

Использование данных пособий в образовательном процессе способствует повышению уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, помогает обращать более пристальное внимание на наиболее сложные моменты в подготовке к Единому Государственному Экзамену по английскому языку.






Список использованных источников:

1. («Spotlight 2». Virginia Evans, Nadezhda Bykova / Москва Express Publishing. Просвещение 2006 г.

2. («Spotlight 3». Virginia Evans, Nadezhda Bykova / Москва Express Publishing. Просвещение 2006 г.

3. («Spotlight 5». Virginia Evans, Julia Vaulina / Москва Express Publishing.

Просвещение 2006 г.

4. («Spotlight 6». Virginia Evans, Julia Vaulina / Москва Express Publishing.

Просвещение 2006 г.

5. «Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование» - Мальком Манн, Стив Тейлор-Ноулс. Оксфорд, Макмиллан, 2006.

6. «Единый Государственный Экзамен». Тренировочные задания. Английский язык Афанасьева, Еванс, Копылова. Центрком. Express Publishing. 2004 г.


© 2010-2022