Из опыта работы об использовании современных обучающих технологий

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы об использовании современных обучающих технологий учителя английского языка

Пискуновой Татьяны Григорьевны

Высшая квалификационная категория

Гимназия № 15 г. Сочи

Возрастающая потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обязывает учителя иностранного языка выбирать технологии, которые будут способствовать созданию доброжелательной, комфортной атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения и позволит раскрыть учащимся свою индивидуальность, способности и проявить активность. Совершенно очевидно что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно поэтому должны быть созданы условия, способные вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс. На мой взгляд, необходимо гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием современных образовательных технологий.

В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями такими как: технология сотрудничества, развитие критического мышления через чтение и письмо, но я расскажу только о тех, при помощи которых достигаются наилучшие результаты, это, на мой взгляд проектные и информационно-коммуникационные технологии.

Проектные технологии я использую как при изучении обязательной учебной программы, так и во внеурочной и воспитательной работе. Главное в этой деятельности - создание конкретным ребёнком полезного продукта. Проектный метод позволяет учителю вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. Современный проект обучающегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Проект - это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований с последующим оформлением, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями и т.д. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать со справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль. Проектом являются сценарии школьных вечеров и праздников, разработанных и проведённых мною.

Работу над проектом я провожу поэтапно:

1.Подготовительный этап - определение тем проектов и формулировка проблемы. Задача учителя - раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к её решению, чтобы наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые необходимо осветить в проекте.

2.Основной этап - ознакомление учащихся с методикой работы над проектом, знакомство с программной лексикой и грамматикой, с аутентичным материалом; выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах; формирование групп и распределение заданий в группах. Здесь же происходит контроль с моей стороны, внесение дополнений и исправлений. Работа ведётся как на отдельных уроках, так и дома, самостоятельно.

3.Завершающий этап - оформление проекта в виде коллажа, плаката, путеводителя; презентация и защита проектов; обсуждение результатов, подведение итогов работы и практическое использование проектов.

Я работаю по учебникам SPOTLIGHT программа, которого предусматривает выполнение проектов, начиная уже с 2 класса. Конечно, сначала это небольшие по объёму работы, но от класса к классу они усложняются. Это так называемые программные проекты. Среди самых удачных я хочу назвать такие: The person I admire (7 кл.) Famous рeople ( 6-7 кл.) Sochi (7кл.) Animals in danger (8 кл.) My family (4 кл.) My day (4 кл) Themе parks (7 кл.) English-speaking countries (8-11кл), Customs and traditions (9-11 кл.), Film/ Book reviews(8-11кл.)

На протяжении 10 лет я использую проектную технологию. Результатом использования этой технологии явилось высокое качество знаний выпускников, только «хорошие» и « отличные» знания на краевых контрольных работах и экзаменах в 9-х и 11-х классах.

Ниже я привожу описание содержания и организации одного из проектов по теме «Экология». Нет необходимости говорить о том, на сколько актуальна экологическая проблема во всем мире. Этим проектом я старалась заинтересовать учащихся темой защиты окружающей среды, привить любовь и уважительное отношение к природе и животным.

В начале работы я организовала обсуждение темы проекта. Я объяснила, что выполнение проекта предполагает групповую работу. Все учащиеся были поделены на группы по 4-5 человек: первая группа была ответственна за организацию ролевой игры, вторая - за организацию обсуждения проблемы, третья- работала над постерами по теме « Экология», а четвертая - работала над проектом « Красная книга»

Содержательная сторона проекта включала в себя следующие вопросы:

Загрязнение воздуха и воды. Уничтожение лесов.

Защита окружающей среды и выработка мер по защите окружающей среды.

« Красная книга» Животные, занесенные в « Красную книгу».

Кавказский заповедник.

Учащиеся использовали очень интересные и действенные формы и приемы реализации проекта:

- подбор песен, стихов, кроссвордов, вопросов к викторине, посвященных животным.

- изготовление карты « Исчезающие животные»

- постеры и рисунки на экологическую тему.

Очень порадовали меня интерес, творчество, вдохновение детей. Даже не очень «сильные» ученики активно участвовали в работе, в оформлении проекта.

Во время подготовки проекта я выступала в качестве консультанта и помощника в подборе материала, исправлении ошибок, давала советы.

Итогом работы было проведение «круглого стола» с ролевой игрой, защитой проектов, викториной и уборкой школьного двора т.е создание материального проекта. Все это заняло 2 часа.

Работа над проектом дала возможность всем учащимся по-новому раскрыть себя независимо от уровня владения АЯ, научила их приемам сотрудничества и взаимодействия в работе, позволила реализовать свои умения и знание АЯ как средства получения новой информации. Работа над проектом помогла сформировать у учащихся понимание, что такое экология, формированию у них чувства ответственности. Реальным продуктом, полученным в ходе выполнения проекта, стал школьный двор, очищенный от мусора.

В настоящее время все больше и больше учащихся при защите своих проектов отдают предпочтение презентациям в Microsoft Power Point.Они очень удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, анимацию, графики, таблицы, музыкальное сопровождение.

Очень интересным было проведение открытого внеклассного мероприятия с использованием ИКТ «Круиз по Черному морю». Это мероприятие было разработано как обобщающее мероприятие по темам «Путешествие», «Защита окружающей среды» с учетом межпредметных связей (география, Кубановедение, информатика, иностранные языки), что позволило представить целостную картину изучаемого явления. В ходе мероприятия использовались современные образовательные технологии: проектная, информационно-коммуникационная. Актуальность мероприятия заключалось в том, что оно формировало у учащихся толерантность через знакомство с культурами стран Причерноморья.

В рамках участия в профессиональном городском конкурсе «Современные образовательные технологии в учебной и воспитательной работе» разработка этого мероприятия заняла II место.

У меня имеется большая коллекция презентаций, выполненные учащимися с 4 по 11 класс, которые имеют познавательную и практическую значимость.

Мои учащиеся активно принимают участие в предметных неделях, конкурсах и научно-практических конференциях, на которых они защищают свои проекты. Результатом использования современных технологий являются призовые места учащихся в региональной научно-практической конференции «Возрождение».

Готовясь к олимпиадам, экзаменам, научно-практическим конференциям, школьники активно используют информационные ресурсы - справочную, научную литературу, разнообразные печатные издания, просматривают видеофильмы, используют ресурсы Интернета для подготовки докладов, оформления исследовательских работ. Сеть Интернета позволяет нам быстро получать недостающую информацию как для урочной, так и для внеурочной и внеклассной деятельности. Считаю, что использование этих средств делает процесс обучения ещё более интересным и современным.

Имея аудио и видеотеку практически ко всем темам курса, по возможности стараюсь их использовать на уроках и проводимых вечерах. Кассеты и диски к учебникам Spotlight (2-8 класс), Link( 8 класс) и Enterprise (10-11 классы ) дают возможность слушать настоящую английскую речь, что делает процесс обучения более интересным. Благодаря видеофильмам о стране изучаемого языка, приобретённым в результате поездки в Англию дети узнают о всех сторонах жизни англичан: о праздниках и обычаях, об образовании и отдыхе, о спорте, музыке и о многом другом

В последнее время, когда у меня появилась интерактивная доска, я использую компьютерные обучающие программы, как вспомогательное средство при обучении произношению, устной речи, чтению, письму и при отработке и проверке грамматического материала.

Многие дети дома имеют компьютеры с выходом в Интернет. Это хорошая возможность для индивидуализации обучения, для интенсификации самостоятельной работы учащихся, для повышения познавательной активности и мотивации. Учащиеся пользуются компьютером при выполнении проектных работ, а Интернет им нужен для получения дополнительной информации. Что касается лично меня, то я часто прибегаю к помощи Интернета, чтобы добытый материал включить в содержание урока и для своего саморазвития. На уроке мы с учениками обсуждаем дополнительный материал, используем его для монологических или диалогических высказываний, участвуем в написании сочинений и рефератов, знакомимся с новыми культуроведческими знаниями.

Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися. Любая схема, грамматическая таблица, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным. Например, мною был проведен урок в 5 -м классе по теме: TV families c использованием

образовательных технологий: развитие критического мышления (мозговой штурм, синквейн, рефлексия), выполнение проектов. Учащиеся защищали презентации о своей семье. Мною был подготовлен материал о знаменитой семье Симсонов. В качестве домашнего задания был дан текст и задания к нему о другой знаменитой семье Флинстонов. Этот материал был взят из Интернета. Урок получился ярким и запоминающимся.

Мои материалы по использованию информационно - коммуникативных технологий размещены на сайтах фестиваля педагогических идей «Открытый урок» festival.1september.ru, pedsovet.su, гимназии gs15 и персональном сайте piskunova.my1.ru; опубликованы в сборнике тезисов фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и в сборнике тезисов по материалам краевой конференции «Актуальные проблемы преподавания ИЯ в школе».

Я провела опрос среди учащихся моих групп. Меня интересовали мнения ребят по следующим вопросам.

1. Важно ли применение ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности и для самостоятельной работы? Все ребята дали положительный ответ.

2. Что дает применение ИКТ?

Самыми распространенными были ответы:

Способствует запоминанию

Дает дополнительную информацию

Делает урок более интересным

Привлекает внимание

Реализует возможности и развивает творчество.

Из этих ответов следует насколько важно и необходимо использование информационных технологий для обучения, развития и воспитания современного ученика.

В заключении хочется подчеркнуть, что современность предъявляет все более высокие требования к обучению и практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Однако внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение и контроль. Но использование компьютера позволяет не только повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.


© 2010-2022