• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Статья: «Использование метода коммуникативных заданий на уроках английского языка. A MOVING-UP ACTIVITY Мотивирующее коммуникативное задание вначале урока»

Статья: «Использование метода коммуникативных заданий на уроках английского языка. A MOVING-UP ACTIVITY Мотивирующее коммуникативное задание вначале урока»

"Описание материала:В данную работу включены основные этапы метода коммуникативных заданий и особенности данного метода.Для более точного раскрытия данной темы приведены примеры применения элементов метода коммуникативных заданий на уроках английского языка.В данной статье мной приводится определение речевой зарядки вместе с сформулированными задачами речевой зарядки и рассматривается несколько правил для определения содержания и выбора форм речевой зарядки. В качестве обобщения приведены приемы...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Использование метода коммуникативных заданий на уроках английского языка.


A MOVING-UP ACTIVITY

Мотивирующее коммуникативное задание

вначале урока.








Учитель английского языка

Андреева Н.Н.









2014г.

На современном этапе образование требует, чтобы обучение иностранным языкам соответствовало запросам общества. В рамках ФГОС основным требованием, которое предъявляется уровню владения иностранным языком, является умение решать жизненные и профессиональные проблемы с его помощью. Таким образом, иностранный язык перестал быть самоцелью. В современных условиях он стал рассматриваться как способ познания окружающего мира, самопознания и саморазвития. Процесс формирования и развития социокультурных навыков, а также их реализация происходит лишь в процессе коммуникации, где в основу положен деятельностный подход.
А.А. Леонтьев отмечал: «Процесс учения - есть процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом. Обучать деятельности- значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства для достижения».
Особенности деятельного подхода в обучении тесно связаны со спецификой такой учебной дисциплины как иностранные языки. Необходимо отметить, что главным в изучении иностранного языка является не получение новых сведений об окружающей действительности, а формирование представления о культуре других стран через язык. Изучая иноязычную лексику, учащиеся овладеют средствами восприятия и выражения мыслей об уже известных им предметах и явлениях.
Чтобы обеспечить коммуникативно-деятельностную направленность процесса обучения языку, учитель должен осознать, что его основной задачей является научить школьников общаться на иностранных языках, а не выполнять набор упражнений.
Одним из методов, стимулирующих активную мыслительную деятельность и побуждающих учащихся к высказыванию мыслей на английском языке, является коммуникативное задание.
Метод коммуникативных заданий представляет собой решение целого ряда коммуникативных задач, предлагаемых учителем. Решая эти задачи, учащиеся выполняют речевые действия, пытаясь найти правильные пути решения поставленной коммуникативной задачи. Благодаря этому происходит погружение в языковую среду и учащиеся начинают общаться на иностранном языке с практической целью.
Основными этапами метода коммуникативных заданий являются:
1.Подготовительный этап
2.Этап выполнения задания
3.Работа над заданием
4.Подготовка сообщения о результатах работы
5.Сообщение о результатах работы или презентация задания
6.Этап языковой работы и необходимой «работы над ошибками»
7.Анализ использованных (или неиспользованных) языковых средств
Особенностью данного метода является организация обучающего общения. В процессе общения учащиеся решают практические задачи, с которыми они могут встретиться в реальной жизни. Таким образом, иностранный язык выступает средством достижения поставленной цели. В рамках образовательной программы по английскому языку метод коммуникативных заданий наиболее целесообразно использовать на уроках закрепления и актуализации лексико-грамматического материала. Данный метод особенно продуктивен при организации группового обучения, где весь лексико-грамматический материал используется в ситуативных диалогах и полилогах. Также необходимо давать для обсуждения учащимися наиболее интересные для них темы. Так как для метода коммуникативных заданий характерно то, что учитель стремится проводить занятия только на изучаемом языке, данный метод может применяться с уровня "Elementary".
В своей статье я хочу привести несколько примеров применения элементов метода коммуникативных заданий на уроках английского языка.
Activity1 "Making plans"- «Составляем планы»
Цель: научить составлять планы, используя свой календарь
Языковой материал: Future Simple Tense, структура to be going to, Present Simple Tense
Структуры: Do you want to…? Are you free on…? I am going to…Would you like to…?
Accepting /Rejecting: Sure! Sounds good! Sorry, I can't. Sorry, I am busy. I'm afraid I can't.
Раздаточный материал: календарь на неделю. Слева указать временные промежутки. (9am,11am,1pm…)
Ход работы:Учащимся предлагается написать в пустых клетках все то, что они собираются делать в течение следующих 7 дней. Некоторые клетки должны остаться пустыми. Важно, чтобы учащиеся написали правдивую информацию.
Затем учащихся необходимо разделить на группы по 3 человека или пары. Учащиеся должны договориться, чтобы найти время для общего мероприятия. Для каждой группы учитель предлагает свое мероприятие. Например: пойти в кино, сходить по магазинам, навестить больного друга и т.д. Учащиеся должны вести диалог, используя структуры и лексику по данной теме.
Как только группы (пары) договорились, они меняются партнерами и получают новое задание. Таким образом, с каждым разом становится труднее найти свободное место в расписании.
Можно усложнить задание, ограничив пары во времени. После завершения задания можно попросить учащихся рассказать о самом занятом дне.
Activity 2 "Explaining the way"- « Объясняем дорогу»
Цель: научить давать подробные указания, используя карту города
Языковой материал: повелительное наклонение
Connectors: First, second, third, next, then
Turn left/right, go straight, cross the street, go as far as…
Раздаточный материал: карта города
Ход работы: Учащихся необходимо разделить на группы или пары. На карте для каждой группы отметьте пять конечных точек (пунктов назначения). За отправную точку можно взять школу, либо хорошо известное в городе место.
Группы должны написать указания, как дойти до каждой из 5-ти точек на карте, используя лексический и грамматический материал урока. Направления для каждого места пишутся на отдельном листе бумаги. Самое главное - не писать пункта назначения.
Затем группы меняются листочками, и теперь на своей карте учащиеся должны найти место по указаниям. Учителю необходимо проверить правильность написанных указаний.
Задание можно усложнить, предложив учащимся выполнить его устно. В этом случае учащиеся работают только в своей паре, при этом у каждого из них карта с различными пунктами назначения.
Метод коммуникативных заданий позволяет всецело сконцентрироваться на специфических языковых потребностях каждой учебной группы и каждого отдельного ученика, предлагая на языковом этапе целенаправленную лексико-грамматическую работу, обеспечивая возможность индивидуального подхода и дифференциации при обучении иностранным языкам. Коммуникативные задания помогают учащимся приобрести беглость речи и чувствовать более уверенными при речевом высказывании.
Данный метод также позволяет создавать атмосферу, в которой учащийся чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы учащегося, развивать у него желание практически пользоваться иностранным языком, тем самым закладывая понимание реальности достижения успеха в сознание учащегося; соотносить поставленные задачи с реальными потребностями учащихся, стимулировать их речевые, когнитивные и творческие способности; активизировать учащегося, делая его главным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса.

Урок - это цельное творческое произведение длительностью 40-45 минут. У него есть начало, центральная часть и завершение. Каждая из названных частей выполняет присущую ей функцию, отражающую специфику предмета.

Начало урока (ENTRY) - это обязательный этап, он длится не более 3-5 минут, и с него, собственно, начинается детальное планирование урока. Этот этап включает два момента:

1. мотивирующее коммуникативное задание;
2. ознакомление учащихся с тематикой и задачами урока.

В практике средней школы начало урока сегодня проводится либо традиционным (формальным) способом, либо «естественным». Приверженцы традиционного способа до сих пор начинают урок с доклада дежурного ученика о готовности класса к уроку, об отсутствующих, о погоде… Высказывания учащихся заучены и повторяются из урока в урок. Может быть, и стоит иногда практиковать формальное начало, но важно помнить, что важнейшей задачей подготовительного этапа урока является мотивация на иноязычную речевую деятельность. В начале урока обычно отмечается иноязычно-речевая скованность учащихся. А учителю важно постараться настроить учащихся на общение, создать рабочий контакт c как можно большим числом учащихся, то есть осуществить речевую подготовку естественным путём. Такая речевая подготовка носит традиционное название «речевая зарядка» (warmer or warming-up or warming-up activity or lead-in or ice-breaker).

Речевые зарядки - это такой вид деятельности в начале урока (обычно не более 5 минут), который преследует две цели: первая - помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок английского языка; вторая - ввести учащихся в тему урока.

Можно дать следующее определение речевой зарядке: это умело организованное начало урока, которое способно ввести учащихся в иноязычную атмосферу и стимулировать их дальнейшую работу, направленную на решение задач урока.

Сформулируем задачи речевой зарядки:
вызвать у учащихся желание говорить по-английски; настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык; актуализировать в речи изученный на предыдущих уроках языковой материал; активизировать речевую деятельность с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций; развивать спонтанную речь учащихся.

Рассмотрим теперь несколько правил для определения содержания и выбора форм речевой зарядки.

Правило 1. Разработать такое начало урока, которое вызывает у учащихся желание говорить по-английски.
Правило 2. Связать речевую зарядку с задачами урока.
Правило 3. Связать речевую зарядку со всеми другими этапами урока. Помнить, что речевая зарядка, не подкреплённая последующим ходом урока, теряет смысл. Необходимо сделать так, чтобы речевая зарядка не была «инородным телом», а стала введением в урок.
Правило 4. Подготовить (желательно, но не обязательно) несколько вариантов речевой зарядки. Выбрать нужный вариант в зависимости от конкретной ситуации, атмосферы, с которой вы столкнётесь, войдя в класс. Ученики могут быть усталыми, пассивными или, наоборот, излишне возбуждёнными.

Итак, содержание и форма речевой зарядки всегда зависят от:
цели урока;
ступени обучения;
уровня знаний учащихся;
учебного материала урока;
значимых для учащихся событий и новостей в мире, стране, школе;
особенностей физического и эмоционального состояния учащихся.

Никакой учебник английского языка не может отражать актуальные события. Так что новости последних дней, местные и внутришкольные темы являются прекрасным материалом для речевой зарядки. Подобные темы мотивируют учеников к активной речевой деятельности, самостоятельным высказываниям, которые, в зависимости от этапа обучения, могут включать в себя не только мнения и суждения учащихся, но и отражать их нравственные ценностные ориентиры. Важно при этом помочь выстроить разговор с использованием уже изученных лексических единиц и грамматических структур.

Второй момент начала урока - ознакомление учащихся с тематикой и задачами занятия. При современной концепции «учить учащихся учиться» необходимо разъяснить задачи урока, чтобы они были поняты и приняты.

Здесь уместно объяснить, что понимается под целью и задачей урока.

Маргарет Хей-Кембелл пишет: «Единственный способ выявить разницу - это рассматривать «цель» как исходящую от преподавателя, «задачу» - от учащихся». Например, вот цель урока: организовать развитие навыков использования конструкции "to be going" в отношении к планам на будущее. Учитель предполагает, что учащиеся будут отрабатывать конструкцию в различных ситуациях. А задача может быть следующей: к концу урока учащиеся должны уметь описывать свои планы на будущее, правильно используя данную конструкцию. Акцент делается на конечном результате, которого смогут добиться учащиеся. Необходимо проверить качество сформированных навыков, в данном случае навыков использования в речи конструкции "to be going" для выражения намерений. Попросите учащихся описать свои планы на будущее и проверьте, насколько они овладели новым материалом.

Статья: «Использование метода коммуникативных заданий на уроках английского языка. A MOVING-UP ACTIVITY Мотивирующее коммуникативное задание вначале урока»

Мы вычленили в первом этапе урока два момента: речевую зарядку и ознакомление учащихся с задачами урока - и нарушили традицию обязательного включения фонетической зарядки в этот этап. Поясним, по каким причинам это было сделано.

Конечно, фонетическая зарядка тяготеет к началу урока, в этом случае она нейтрализует влияние звуковой среды родного языка, способствует созданию атмосферы иноязычного общения и в значительной мере предупреждает появление фонетических ошибок в ходе урока. Но во время урока фонетическая зарядка решает и более важные задачи: развивает речевой аппарат и может снимать напряжение аудитории.

Отечественные и зарубежные методисты полагают, что работа над фонетикой более результативна в сочетании с другими видами деятельности. Фонетическая зарядка - это не только тренировка произношения, упражнение, предупреждающее деавтоматизацию произносительного навыка, это вид учебной деятельности, который даёт учителю возможность развивать у учащихся и лексические, и грамматические навыки. Именно поэтому место фонетической зарядки не может быть постоянным, оно варьируется в зависимости от актуальной задачи конкретного урока.

Вот ряд задач, которые расширяют цели фонетической зарядки:

1. работа с лексическим материалом - лексическая фонетическая зарядка;
2. работа над грамматическим материалом - грамматическая фонетическая зарядка;
3. аудирование
4. говорение
5. чтение
6. письмо
7. снятие напряжения и усталости - релаксационная фонетическая зарядка;
8. общее развитие - общеобразовательная фонетическая зарядка.

Рассмотрим эти задачи подробнее.

Целью лексической фонетической зарядки является отработка произношения при ознакомлении с новым лексическим материалом. Разновидностью такого вида фонетической зарядки можно считать тематические фонетические зарядки, когда отрабатываемые слова объединены одной темой.

Целью грамматической фонетической зарядки является отработка произношения и интонации при изучении грамматического материала, повторении типовых конструкций.

Обратите внимание: любая группа слов либо грамматическая конструкция могут стать материалом для совершенствования произносительных навыков.

В аудировании фонетическая зарядка также может быть дополнительным видом деятельности. «Сопутствующее аудирование» наращивает фонетическую базу учащихся, иноязычный текст используется и для повторения вслед за диктором, и для чтения. В этом случае фонетическая зарядка закрепляет и корректирует и фонетические, и интонационные навыки.

Проведение фонетической зарядки перед устными упражнениями или чтением обращает внимание учеников на произношение трудных слов, которые затем будут использованы в уроке. Работа над чтением вслух теснейшим образом связана с развитием фонетических навыков. И здесь «попутчица», фонетическая зарядка, предоставляет массу возможностей для работы над произношением и его совершенствованием.

При работе над развитием навыков письма любой орфографический диктант может послужить базой для фонетической зарядки. Учащимся предлагаются задания на различение звуков на слух и соотнесение их с графическим образом слов.

Релаксационная фонетическая зарядка, или динамическая пауза, способствует снятию накопившегося напряжения и усталости учащихся. Она часто просто необходима учителю в работе с младшими школьниками, которым свойственны неустойчивость внимания и повышенная утомляемость. С точки зрения здоровьесберегающих технологий одно из главных требований к уроку - соблюдение рационального соотношения статических и динамических компонентов. Именно в этом плане незаменимы и релаксационные фонетические зарядки, и физкультминутки, и инсценировки, различного рода игры, сопровождаемые движением. Такие виды учебной деятельности не только предотвращают утомляемость, но и активизируют умственную активность учащихся на следующем этапе урока.

В общеобразовательной фонетической зарядке отрабатываем слова, обозначающие реалии стран изучаемого языка, например трудные в произношении географические названия, имена выдающихся деятелей искусства, науки и культуры стран изучаемого языка, другие имена собственные.

Каждый учитель стремится не просто грамотно провести урок. Необходимы оценка и анализ эффективности проведённого урока. В современной психологии употребляется термин «думающий учитель» - такой учитель, который способен активно осмыслить свою деятельность - в нашем случае коммуникативный процесс на уроке.

Осмыслить и попытаться понять, какие собственные действия и речевые коммуникации помогли в решении поставленных задач урока, на что направить усилия, чтобы исправить ошибки группы в будущем. Рефлексивный учитель - это учитель гибкий, способный задать себе вопрос, как поступить, чтобы сделать учебный процесс полноценнее. Какого результата я планировал достичь? Что помешало?

Рефлексия «сама по себе» состояться не может. Творческому и думающему учителю важен оперативный самоконтроль, который поможет ему совершенствовать своё профессиональное мастерство.

В дальнейшем мы рассмотрим центральную часть урока и дадим рекомендации по её планированию.

A MOVING-UP ACTIVITY

Мотивирующее коммуникативное задание вначале урока.

Цель: привлечь внимание учащихся к иноязычному общению, побудить их интерес и послужить «мостиком» к теме, материалу или деятельности в основной части урока.

Приемы moving-up activity.

1. Игры на угадывание (Guessing game)

a) Guess the theme

b) Unscramble the word

c) Guess the key word doing the crossword

2. Проблемные ситуации (Problem situations)

a) Give me your advice

b) Whathappened (учащиеся высказывают предположения о случившемся по иллюстрации)

с) Finish the story

3. Приемы драматизации

4. Исполнение учащимися песни по теме (Singingasong)

5. Чтение стихотворения по теме (Reading/recitingapoem)

6. Просмотр видео

7. Беседа по иллюстрациям (приемы сравнения, описания, выражения чувств и эмоций, антиципатии, предвосхищения событий)


© 2010-2022