Леонидовна Статья Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках немецкого языка

Обучение немецкому языку имеет целью сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, необходимую для коммуникативно-приемлемого общения на немецком языке, а также для работы с немецкоязычными текстами. Основная цель обучения немецкому языку – сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, необходимую для приемлемого общения на немецком языке и для работы над немецкоязычными текстами, развитие у школьников способностей использовать немецкий язык как инструмент общения в диалоге культур...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Леванюк

Елена

Леонидовна

Формирование ключевых компетенций учащихся

на уроках немецкого языка.

Обучение немецкому языку имеет целью сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, необходимую для коммуникативно-приемлемого общения на немецком языке, а также для работы с немецкоязычными текстами.

Весь процесс обучения немецкому языку нацелен на развитие у школьников способностей использовать немецкий язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, то есть на развитие межкультурной компетенции.

В центре обучения немецкому языку находится личность ученика, его интересы и потребности. Именно поэтому при выборе содержания обучения и форм организации учебного материала должны учитываться возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся, их личностные характеристики, жизненный опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития школьника, особенности его памяти, мышления, восприятия. При обучении иностранному языку реализуется личностно-ориентированный подход, который позволяет формировать и развивать языковое и речевое творчество, познавательную активность учащихся

Овладение иностранным языком на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: на развитие ключевых компетенций на уроках иностранного языка. Это и речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо), языковая компетенция (овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами), и социокультурая компетенция (приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, а также умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации) и учебно - познавательная компетенция (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений и ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур с использованием новых информационных технологий.

Основная цель обучения немецкому языку - сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, необходимую для приемлемого общения на немецком языке и для работы над немецкоязычными текстами, развитие у школьников способностей использовать немецкий язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, то есть направленность на развитие межкультурной компетенции.

Общеизвестно, что коммуникативные умения - это основа коммуникативной компетенции. Её развитие носит интегративный характер, то есть формирование и развитие коммуникативных умений тесно связано с развитием социальной и познавательной активности учащихся, их ценностной ориентацией и формированием отношения к процессу овладения немецким языком.

Коммуникативная компетенция состоит из целого ряда компонентов, а именно:

  • Фонетического компонента, то есть умения фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь на немецком языке. Здесь упор делается на формирование, развитие и совершенствование навыков и умений понимания речи на слух. Для прослушивания предлагаются тексты, наговоренные носителями языка, в том числе с некоторыми региональными особенностями произношения. Типы заданий для аудирования связаны с разной глубиной и точностью проникновения в содержание текста (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста. Для этого использую следующие упражнения: упражнения, выполняемые в ходе прослушивания текста на детальное или выборочное понимание; упражнения, направленные на развитие умений и навыков интерпретировать текст и воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте, по плану или по ключевым словам; упражнения, нацеленные на обсуждение проблематики текста без вербальных опор.

  • Морфологического компонента, то есть способности адекватно использовать различные части речи, способы образования новых слов (словосложение, аффиксация, конверсия и т.д.). Здесь упор делается на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков чтения: ознакомительного, изучающего и поискового. При работе с текстами используются задания на прогнозирование содержания текста по заголовку и иллюстрации; ответы на вопросы; поиск и фиксация конкретной информации; интерпретация содержания текста; выражение собственного мнения по проблеме; оценка героев или происходящего; высказывания предположений, как дальше будут развиваться события и т.д.

  • Синтаксического компонента, то есть умения строить корректные предложения

и фразы на немецком языке. Здесь делается упор на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков говорения. Можно выделить несколько моделей обучения говорению:

- между учеником и учителем или между учащимися в парах или группах, имитирующее реальное общение, на уровне предложения, так называемого речевого образца (задания подобного типа носят репродуктивный характер);

- ролевые игры в парах, группах, непосредственно не опирающиеся на образец, а выполняемые по аналогии (задания, носящие репродуктивно-продуктивный характер);

- естественное общение, цель которого - сообщение и получение собственно информации, выражение собственного мнения, беседа по определенной проблеме (задания носят продуктивный характер).

  • Прагматического компонента, то есть способности выполнять определенные речевые действия, например, приветствовать кого-либо, прощаться, извиняться и т.д. Особенно он проявляется в формировании, развитии и совершенствовании умений и навыков письма. Здесь используются следующие формы работы: заполнение таблицы; составление ассоциограммы; написание письма, запроса; заполнение анкеты или вопросника; составление плана; составление вопросов для интервью; написание заметки для школьной газеты и т.д.

  • Межкультурного компонента, а именно способности ориентироваться в феноменах иного образа жизни, владеть принятым в других странах этикетом вербального и невербального поведения и адекватно его использовать.

Чем больше компонентов получают должное развитие в процессе обучения немецкому языку, тем выше становится уровень коммуникативной компетенции учащихся.

Многое уже сделано в формировании у обучающихся ключевых компетенций, а именно в формировании общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности; готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Список литературы


  1. Т.В. Лазарев, Образовательные технологии новых стандартов, Петрозаводск, «Версо», 2012.

  2. И.А Зимняя, Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.

  3. Е.И. Пассов, Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1991.

  4. В.В Сафонова. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. - М.: НИЦ "Еврошкола", 2004.



© 2010-2022