Доклад «От качества преподавания иностранного языка в школе – к конкурентоспособной личности в обществе»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему «От качества преподавания иностранного языка в школе - к конкурентоспособной личности в обществе»

Учитель английского языка МБОУ «Бондаревской СОШ»

Кузьмичева Н.А.

Согласно «Концепции модернизации Российского образования»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения... прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью... способны к сотрудничеству... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». Таким образом, образование должно стать важнейшим, конкурентоспособным институтом социализации подрастающего поколения, ориентиром в достижении средствами образования идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния, стабильности и процветания России.

Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет выпускникам системы образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В. В. Путина: «Свободный человек в свободной стране».

Следует также отметить то, что сегодня актуальной является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают принципиально иные требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколения стандартов.

Стандарты современного школьного образования ориентируют на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Сегодня знание иностранного языка имеет огромную общественную значимость. Развитие международного общения, а также научно-технический прогресс выдвигает свои требования к определению культурности человека, и одно из этих требований - знание иностранного языка. Владение иностранным языком - это дополнительное окно в мир, доступ к иным национальным культурам.

Развивая иноязычную коммуникативную компетенцию, учителя иностранного языка изменяют подходы к выбору педагогических технологий, мониторингу качества образования по предмету, составлению заданий для контроля усвоения изученного материала, формам оценивания достижений учащихся. Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Необходимо не только раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни, но и сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, так как согласно классической педагогике прошлого - «смертельный грех учителя - быть скучным».

Это возможно сделать, используя новые педагогические подходы и технологии в современной общеобразовательной школе.

В частности, такие современные педагогические технологии, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Таким образом, качество преподавания иностранного языка в школе играет важнейшую роль в становлении конкурентоспособной личности в обществе. Сегодня в повышении качества обучения иностранному языку преобладают способы, основанные на творческом подходе к усвоению иностранного языка. Примеры творческих упражнений:

1) упражнение «Собираем ребенка в школу». Учащиеся разбиваются на две группы: мама и ребенок. И в игровой форме воспроизводят лексику по теме «Учеба». Например, перечисляют школьные принадлежности, говорят о том, как вести себя в школе.

2) упражнение «Ждем гостей». Лексика, употребляемая с приходом гостей: просят накрыть стол, подать посуду, проверить наличие еды, одеться в праздничную одежду и т.д.

3) упражнение «Дискуссии». Например, по темам: как интереснее путешествовать, где лучше знакомиться и т. д.

4) упражнение с применением семантических полей. Выбираются предметы по теме и не по теме. Сначала в быстром темпе читаются слова на русском языке, затем - на английском языке. Ученики определяют, какие слова не по теме.

5) упражнение «Языковая практика с носителем языка». Прослушивание диалога, понимание его, для этого преподаватель дает перевод новых слов, которые ученик запоминает за счет повтора.

Следующим способом повышения качества обучения является использование опор:

· изобразительно-смысловые опоры: диафильмы, кинофильмы (ставится задача); серия рисунков (не более 3-4), объединенных по теме;

· словесно-смысловые опоры: логико-синтаксические схемы. Например, я хотел бы..., но, к сожалению,…, дело в том, что… ;

· опоры на уровне формирования умения. Например, ты неправ…, потому что…, в прочем, все зависит от… .

Другой способ - реализация принципа индивидуализации:

· варьирование форм работы;

· на обобщающих уроках рекомендовать домашнее задание по выбору;

· разрешать материалы для чтения по интересу;

· регулирование учебной нагрузки учеников.

Таким образом, необходимыми условиями для повышения качества обучения иностранному языку являются:

- совокупность педагогических условий, воздействующих на обеспечение качества образования учащихся;

- создание положительной мотивации на всех видах и типах учебных занятий;

- обеспечение развивающей, психологически комфортной интеллектуально-информационной среды;

- создание на учебных и внеклассных занятиях условий, способствующих проявлению потребности в саморазвитии и самореализации учащихся в деятельности, напрямую связанной с применением на практике знаний и умений.

Метод проектов

При изучении иностранных языков значимые результаты даёт метод проектов. Метод проектов - это технология, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса.

Популярность метода проектов в том, что проектное задание связывает процесс овладения знаниями с реальным использованием этого знания. Комплексный характер проектной работы дает возможность выстраивать единую картину мира, при этом ориентация на создание проекта становится значимым. Обучение при этом становится процессом самостоятельного овладения системой учебно-познавательной деятельности. Идея данной технологии - это взаимодействие учащихся в группе в ходе учебного процесса, взаимное обучение (co-operative Pearling), при котором они берут на себя ответственность за решение заданий, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого.

При фронтальном или индивидуальном обучении учащийся отвечает только за себя. Проектная технология создает условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик-учитель-группа» как актуализации коллективного субъекта учебной деятельности. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее, происходит и интеллектуальное, и нравственное развитие. У учащегося вырабатывается потребность отвечать за себя и за всю группу, Создаются условия для развития деловой активности ученика.

В самой работе по изучению английского языка метод проектов используется на различных уровнях обучения, дополняя другие технологии и методы. По характеру конечного продукта проектной деятельности выделяются следующие виды проектов области изучения английского языка:

1. Конструктивно-практические проекты- Construction and Practical Projects, например, коллапс, дневник наблюдений, придумывание игры и её описание.

2. Игровые - ролевые проекты- Role and Games Projects, например, разыгрывание игры, драматизация и сочинение собственной пьесы.

3. Информационные и исследовательские проекты- Information and Research Projects, например, «Английский язык и его использование как языка международного общения».

4. Проекты конкретного социологического исследования - Survey Projects, например, «Влияние американской и британской культуры на образ жизни в моей стране», «Отношение иностранцев к моей стране».

5. Издательские проекты - Production Projects,например, «Портрет моего класса», «Школьная стенная газета».

6. Сценарные проекты- Performance and Organizational Projects, например, «Организация клуба встреч, «Ток- шоу».

7. Творческие работы- Creative work, например, свободное литературное сочинение, литературный перевод рассказа на родной язык.

Проектная работа по иностранному языку основана на взаимодействии, сотрудничестве, взаимопомощи, а не на соревновании учеников. В процессе проектной деятельности. Преподаватель становится членом проектной группы, он может быть источником идей, информации, советчика, рефери.

Результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии следующие:

- прочное и глубокое усвоение знаний;

- высокий уровень самостоятельной работы учащихся;

- высокий уровень научности в знаниях у учащихся;

- умение работать в группе, вести групповое обсуждение;

- сплочение детского коллектива;

- мотивация коллективных достижений.

Проблемы, которые можно решить, используя метод проектов:

- низкий уровень активной, самостоятельной работы учащихся;

- перегрузка учителей и учащихся.

Нельзя не отметить и тот факт, что на современном этапе, как один из способов повышения качества обучения иностранному языку, широко используются новые информационные технологии.

Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Проведение уроков с использованием презентаций Microsoft Power Point помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Сегодня новые методики с использованием презентаций Microsoft Power Point противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя и применения ее на уроках в нашей школе. Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на уроках иностранного языка включают:

- изучение лексики;

- обучение диалогической и монологической речи;

- отработку грамматических явлений.

Презентации Microsoft Power Point имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.

Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

Тем не менее, компьютер все еще не воспринимается как инструмент обучения наряду с аудио и видеоустройствами, что связано с непониманием новых возможностей, предоставляемых ИКТ. В связи с этим, представляется необходимым конкретизировать способы использования ИКТ в процессе обучения английскому языку. Рассмотрим пять основных направлений использования ИКТ на уроках (по классификации Войтко С.А.)

1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.

3. Создание собственных мультимедийных презентаций.

4. Использование ИКТ во внеклассной работе.

5. Использование ресурсов сети Интернет.

Эффективность применения компьютеров и других ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им компьютерных обучаемых программ. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач.

Информационную поддержку процесса обучения оказывают различные программы типа баз данных (БД) и информационные ресурсы системы Интернет, с помощью которых и преподаватели и обучаемые могут получить актуальную и исчерпывающую информацию по всем интересующим их проблемам. Реализация функции компьютера как инструмента общения обучаемого стала возможной благодаря специальным устройствам связи, позволяющим передавать и получать информацию на базе компьютера (электронная почта E-mail, осуществляемая с помощью факс-модема).

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий материал, зарубежную литературу т.д.

На уроках английского языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет - технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Использование электронный словаря соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений.

Все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.

Чаще всего мы используем следующие словари:

1. Промпт (осуществляет перевод предложений с русского на английский и с английского на русский)

2. Словарь Мюллера (новая редакция англо-русского словаря, содержит около 160 000 слов)

3. Alternative English Dictionary (постоянно обновляющийся словарь английского сленга)

4. New Words in English (словарь неологизмов английского языка).

Для перевода с помощью какого-либо из перечисленных словарей необходимо ввести переводимое слово (фразу, предложение и т.п.) в диалоговое окно выбранного словаря и следовать дальнейшим инструкциям данного электронного словаря. Использование электронных on-line словарей представляется особенно удобным при необходимости перевода не одной словарной единицы, а сразу некоторого их количества, например при работе с «ключевыми словами» текста, диалога и т.д., при выполнении упражнений по обучению чтению на пред текстовом этапе. И конечно, возможность использования практически любого словаря через Интернет экономит время и силы, способствует творческой работе учащегося.

Компьютерные технологии, а именно - Интернет оказался сегодня как нельзя более кстати при изучении гуманитарных предметов. На уроке иностранного языка учащиеся проходят и географию, и животный мир, и население, и политику. Здесь есть возможность сравнить, как решаются глобальные проблемы человечества в разных странах мира, в нашей стране. Например, при изучении темы «Путешествие по Англии» можно учащимся дать информацию из сети Интернет о национальных парках Англии, а можно и углубить эту тему, добавив материал о национальных парках России. При этом учащиеся не только получат обширный страноведческий материал, но и познакомятся с проблемами природоохранительного характера и путями их решения. Для более высокой восприимчивости материала здесь уместно применение компьютерных технологий (показ слайдов, заранее приготовленная компьютерная презентация урока).

По самой своей сути Интернет предоставляет огромные практические возможности для учителей иностранного языка. Ведь обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. Существуют три области, в которых Интернет выводит обучение иностранным языкам на новый уровень. Это (1) коммуникация, (2) информация, (3) публикация. Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты, огромные пласты информации заключены во всемирной паутине (Word Wide Web), публикация может осуществляться путем создания собственной страницы в Интернете.

Одной из форм творческой работы школьников на уроке и во внеурочное время является подготовка тематических докладов, рефератов, кроссвордов, ребусов, устных журналов. Здесь опять на помощь приходит Интернет.

Самое простое применение Интернета - это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Материалы могут потом распечатываться в нужном объеме и количестве. Конечно, в этом случае используется только часть возможностей Интернета. Но даже при этом применении мы получаем прямой доступ к аутентичной и актуальной информации. Так, например, в работе можно использовать материалы сайта inopressa.ru. На этом сайте представлены переводы наиболее интересных статей о России из иностранных газет. Непосредственно с этого сайта можно выйти на оригинал этих статей и получить параллельные тексты на русском и иностранном языках. Это повышает интерес обучающихся, усиливает их мотивацию к изучению языка.

Наиболее полно возможности Интернета раскрываются при использовании его непосредственно в школьной аудитории. Идеальными условиями для такой работы является наличие компьютерного класса с подключением к Интернету.

Использование Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Нет большого смысла в применении Интернета на самом начальном этапе обучения языку. В этот период велика роль тренировочных упражнений. Сегодня много игровых дисков «Для самых маленьких» или «Для начинающих», которые содержат красочные игры для закрепления грамматики и лексики, для обучения письму. Это те же самые упражнения, что и в учебниках. Разница лишь в том, что учащиеся их видят не на листочке, а в мониторе компьютера или на интерактивной доске. Тем не менее, в определенных дозах эти игры имеют положительный результат, конечно, предполагается присутствие учителя.

Участие в Интернет - проектах эффективно при работе со старшеклассниками. Конечно, проекты могут проводиться и без Интернета. Однако Интернет придает проекту больший динамизм, меняет его временные рамки. В ходе работы над проектами учащиеся применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную страноведческую информацию.

Существуют два вида проектов, планирование, проведение и результаты которых отличаются друг от друга: WWW- проекты и Е- mail- проекты. Они могут пересекаться и дополнять друг друга.

WWW- проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого необходимо найти информацию в Интернете и представить затем результаты своего поиска.

Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой от учебника, но она должна быть интересной для учащихся и соответствовать школьной программе. Результат своей работы учащиеся предъявляют скорее своим одноклассникам, чем учителю. Работа над проектом может строиться по следующему плану:

1. Предъявление темы проекта и основного вопроса, на который должны ответить ученики в ходе выполнения своей работы.

2. Создание творческих групп (если необходимо), распределение заданий.

3. Самостоятельная исследовательская и творческая работа учащихся с обязательной консультацией учителя.

4. Оформление проекта.

5. Защита проекта.

Презентация результатов происходит в устной форме. Каждая группа рассказывает о своем выборе, предъявляет фотографии.

Письменная коммуникация для лучшего овладения иностранным языком известна давно. Интернет и здесь предоставляет новые возможности. Существует два вида письменной коммуникации в Интернете: синхронная (Chat) и асинхронная (E-mail). Синхронная коммуникация представляет собой нечто среднее между устной и письменной. Ее участники обмениваются письменными сообщениями, но делают это в режиме реального времени и пользуются при этом языком, характерным для устного общения. Мне кажется, что этот вариант больше подходит для индивидуального обучения иностранному языку, а в школьной аудитории его трудно организовать, тем более, что он требует довольно высокой планки владения языком уже на начальном этапе.

Асинхронная письменная коммуникация позволяет работать над текстом более тщательно, чем при спонтанной коммуникации. Возможность продумать, исправить, переписать свой текст особенно важна для начинающих.

В заключение хотелось бы отметить то, что Интернет играет поистине революционную роль в изменении самого процесса обучения иностранному языку. Работая на уроке с Интернетом, приходится менять структуру урока, его концепцию. Школьник становится субъектом обучения (а не его объектом), учитель - консультантом и советчиком (а не «тренером»). Но на начальном этапе роль консультанта добавляется к традиционной роли учителя как источника знаний. Интернет здесь не только не заменит учителя, но даже мало чем может ему помочь.

Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели образования - улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

7


© 2010-2022