- Преподавателю
- Иностранные языки
- Программа по экологическому воспитанию школьников «Земля – мой дом родной»
Программа по экологическому воспитанию школьников «Земля – мой дом родной»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Няминова С.В. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Программа
по экологическому воспитанию школьников
« Земля - мой дом родной ».
Введение.
« Любовь к природе, впрочем , как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства».
И. Соколов-Микитов.
Любовь, бережное отношение к природе, ко всему живому нужно воспитывать у детей с самого раннего детства. Этим должны заниматься и родители, и педагоги.
В настоящее время проблема окружающей среды и пути их решения особенно актуальна.
Школьники получают знания на уроках, из учебников, научно- популярной литературы, по радио и телевидению.
Достаточно ли одних этих знаний современному школьнику, чтобы научиться понимать природу, ценить ее богатство и красоту, уметь в будущем по-хозяйски использовать полезные ископаемые, землю, воду, охранять и восстанавливать леса, украшать в зеленый наряд города, заботиться о братьях наших меньших?
Конечно, недостаточно. Нужны практические умения и навыки, а они приобретаются в процессе трудовой деятельности учащихся.
Практические действия каждого человека в защиту природы необходимы еще и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд. Сила патриотизма, как выразился Леонид Леонов в романе « Русский лес», всегда пропорциональна количеству вложенного личного труда в природу.
Школьная молодежь в большинстве своем остро реагирует на бездушное отношение к природе и готова ринуться в бой на ее защиту.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАМЫ.
1.Создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
2.Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.
3.Формировать убеждения о необходимости сохранения чистоты и красоты природного мира.
4. Воспитывать чувство гармонии с окружающим миром.
5. Помочь учащимся осмыслить свое место в мире, расширить понятие «дом» на весь мир, осознать себя частью природы.
ЗАДАЧИ ПРОГРАМЫ.
1. Формировать чувство любви к Родине, природе, умение бережно относиться к ней.
2. Учить различать добро и зло, быть в состоянии верить и совершать добрые дела. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях учащихся.
3. Ориентировать семью на помощь в экологическом воспитании учащихся.
4. Сплотить коллектив учащихся.
5. Воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.
6. Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся.
7. Развитие таланта и способностей как особой ценности.
8. Формирование здорового образа жизни учащихся.
НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ.
Программа экологического воспитания включает следующие направления воспитательной деятельности:
1. Экология природы
2. Экология здоровья
3. Экология души.
Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Результат экологического воспитания - воплощение модели выпускника КООУ Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат, обладающего экологической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Направление «Экология природы».
Цель:
Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.
Задачи:
-
Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
-
Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде.
-
Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Общешкольные творческие дела:
Акции:«Птичья столовая», «Чистый двор»; конкурс экологических сказок.
Формы работы с классом:
-
Общение с природой: наблюдение за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы.
-
Экологические игры: загадки природы, «Осторожно, их мало!» (Красная книга), почемучкина поляна.
-
Экологические проекты: разведка прекрасного и удивительного, зеленый класс/спальня, выпуск «Жалобной книги природы».
-
Классные часы: «Природа родного края», «Звери, птицы, степь и я - вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода - прекрасна вся моя Земля»,конкурс стихов о природе родного края.
Досуговая деятельность:
Кружок «Юный цветовод» .
Заповеди:
-
Вылечи каждое раненое дерево.
-
Будь настоящим другом природы.
-
Ухаживай за природой, преумножай её богатства.
-
Посади и вырасти дерево, цветок, растение.
-
Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы.
-
Будь готов встать на защиту братьев своих меньших.
Направление «Экология здоровья»
Цель:
-
Сохранение и укрепление здоровья учащихся,
-
формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
-
Формировать потребности в ЗОЖ
-
формировать валеологическую культуру школьника.
Общешкольные творческие дела:
-
День здоровья.
-
Организация дежурств в классе и в школе,
-
трудовые десанты, работа по благоустройству школы и её территории.
Формы работы с классом:
-
Активные игры на свежем воздухе. Подвижные игры на переменах.
-
Кл.часы: «Как стать нехворайкой», « В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки», « Что дает человеку спорт»,
Досуговая деятельность:
Спортивные секции, туризм.
Заповеди:
-
Просыпайся утром с улыбкой.
-
Научись всегда быть жизнерадостным.
-
Занимайся спортом.
Направление «Экология души»
Цель:
-
Формирование нравственно здоровой, духовно богатой личности школьника.
Задачи:
-
Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира,
-
осознавать собственную значимость в окружающем мире,
-
ориентировать на «постоянный труд души».
Общешкольные творческие дела:
-
Педметные олимпиады, интеллектуальный марафон.
Формы работы с классом:
-
Кл. часы: «Люблю тебя, мой край родной», «Зачем учиться в школе?»
-
встречи с интересными людьми
Досуговая деятельность:
-
Кружки художественно-эстетического и познавательно-практического направления.
Заповеди:
-
Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее.
-
Сохраняй традиции, культуру своего народа.
-
Каждое дело творчески, иначе - зачем!
МОНИТОРИНГ.
С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется методика Н.П. Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.