• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Из опыта применения инновационных образовательных технологий на уроке с целью формирования коммуникативной лингво-страноведческой компетентности учащихся в английском языке

Из опыта применения инновационных образовательных технологий на уроке с целью формирования коммуникативной лингво-страноведческой компетентности учащихся в английском языке

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Из опыта применения инновационных образовательных технологий

на уроке с целью формирования коммуникативной лингво-страноведческой компетентности учащихся в английском языке.





Жилина Алла Владимировна,

учитель английского языка

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Губкинский





В последнее десятилетие произошли глубокие социально-экономические изменения в России, которые привели, в свою очередь, к изменению социального заказа в области образования, призванного обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействовать их общественному самоопределению. Изменился и социальный заказ школы в области обучения иностранному языку. Эти задачи предопределили создание модели выпускника средней школы как социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности. В качестве главной задачи, стоящей перед учителем иностранного языка сегодня, рассматривается подготовка выпускника, способного и готового осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации учебного материала, выбору стратегии обучения.

Я счастлива, что работаю в школе в такое время, когда от личности учителя зависит конечный результат его труда, когда педагогу предоставлены широкие возможности для проявления творчества, инициативы, профессионального мастерства.

Ведь учитель в современных условиях получил право творить, создавать свои обучающие программы, отбирать комплекты учебников и учебные пособия, корректировать содержание обучения в своем образовательном учреждении.

Хотелось бы поделиться накопленным в результате сорокалетней педагогической работы опытом применения современных педагогических технологий в процессе обучения школьников английскому языку.

Исходя из основного назначения обучения иностранному языку в школе, главной целью своей педагогической деятельности считаю создание условий, обеспечивающих формирование разносторонне развитой личности, развитие интеллектуального и творческого потенциала учащегося в результате совместной с учителем деятельности по формированию умений межкультурного иноязычного общения с учетом его личностных интересов и потребностей.

Научно-теоретическую базу моей деятельности составляет совокупность следующих педагогических теорий:

- личностно-ориентированное развивающее обучение.;

- коммуникативное обучение иноязычной культуре.;

-педагогика сотрудничества, элементы которой включены во многие прогрессивные педагогические технологии мира;

-проектная технология.

Все вышеперечисленные теории взаимосвязаны единой идеей обучения иностранному языку через общение и носят ярко выраженный гуманистический характер.

Считаю необходимым остановиться на формах применения некоторых из них подробнее.

Как известно, личностно-ориентированный подход к обучению предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы школьников. В связи с этим хотелось бы поделиться своими размышлениями и опытом по поводу обучения языку в старших классах, а именно, путях и методах поддержания высокой мотивации обучения на старшем этапе. Как правило, к 10 классу старшеклассники уже определяются с выбором будущей профессии. Поэтому с разной степенью усердия изучают тот или иной предмет, исходя из того, насколько он необходим для их будущей профессии.

Вторым немаловажным фактором является то, что учащиеся старшего возраста уже считают себя самостоятельными людьми, и мы можем предоставить им право самим участвовать в планировании и реализации учебного процесса в большей или меньшей мере в зависимости от изучаемой темы, видов деятельности и т.д.

Принимая эти факторы во внимание и стремясь сделать процесс обучения языку одинаково интересным для всех старшеклассников, обычно в начале учебного года провожу анкетирование своих учеников. Как правило, анкеты анонимные, что позволяет школьникам свободнее выражать свои мысли.

Обычно анкета содержит следующие вопросы:

  1. Ты уже выбрал(а) профессию? Какую? Где бы хотел(а) учиться дальше?

(Узнав о том, какую профессию выбрал ученик, стараюсь показать пользу от изучения английского языка, его практического применения в будущей профессии). Обычно, когда учащийся увидит реальную пользу знания английского языка для своего будущего, он работает добросовестнее).

  1. Нравится ли тебе, как проходят уроки английского языка? Мотивируй свой ответ.

  2. Что нравится тебе больше: читать, писать, разговаривать на английском языке, выполнять перевод, пересказывать тексты? Что из перечисленного тебе не нравится? Почему?

  3. Каким представляется тебе интересный урок? Какие темы тебе хотелось бы обсудить на уроках английского языка?

  4. Твои пожелания учителю.

Количество и содержание вопросов могут меняться.

Проанализировав результаты анкет, я определяю, в каких направлениях нужно вести дальнейшую работу, учитывая интересы каждого старшеклассника. Очень серьезно отношусь к тому, что некоторым учащимся не очень нравится предмет. Определяю причины, стараюсь их устранить.

Проанализировав ответы на третий вопрос анкеты, стремлюсь сделать «нелюбимые» виды деятельности более интересными, привлекательными для учащихся. Например, выяснив, что ученик не любит пересказывать тексты, это для него трудно, предлагаю ему пересказ по опорным схемам. Здесь очень важна роль индивидуального подхода. Необходимо в этой связи применять и нетрадиционные формы обучения, что очень помогает в оптимизации учебного процесса.

Очень внимательно изучаю предложения старшеклассников о проведении интересных уроков и внеклассных мероприятий на английском языке. По ответам на этот пункт анкеты определяю интересы детей.

Вот некоторые темы уроков, предложенные учащимися:

  • урок на тему "British and Russian Wedding Traditions"(Британские и русские свадебные традиции);

  • заочная экскурсия по Британскому Парламенту;

  • урок, посвященный альтернативной музыке;

  • дискуссия на тему "Young People - Old Problems?(Молодые люди-старые проблемы?).

Не всегда предлагаемые темы вписываются в рамки программы. Однако я считаю допустимым и целесообразным выделить время и провести в старших классах несколько уроков, интересных для самих учащихся. Как правило, такие уроки бывают очень познавательными для ребят, проходят живо, учащиеся готовятся к ним охотно и с интересом.

И, наконец, ответы на последний вопрос анкеты позволяют учителю взглянуть на себя со стороны глазами детей.

Таким образом, применение личностно-ориентированного подхода и учет личностных интересов школьников способствуют повышению мотивации к изучению иностранного языка и эффективности обучения.

Не вызывает сомнения тот факт, что обучение иностранному языку в новых условиях предполагает овладение учащимися коммуникативной компетентностью, т.е.способностью общения на иностранном языке. Этого достигнуть невозможно без привлечения страноведческого и культуроведческого компонентов.

На уроках иностранного языка учащиеся не только знакомятся с культурой стран изучаемого языка, но и сравнивают ее с особенностями национальной культуры своей страны, знакомятся с общечеловеческими ценностями. Таким образом, изучение страноведческого материала содействует воспитанию школьников в контексте диалога культур. Поэтому, по моему мнению, практически на любом уроке учителю необходимо вводить страноведческий и лингвострановедческий компоненты. Это приобщает учащихся к культуре англоязычных народов, повышает их познавательную мотивацию и формирует способность к общению на изучаемом языке. Без овладения учащимися социокультурными знаниями и умениями невозможно общение в подлинном смысле этого слова. Убеждена, что страноведческая направленность обучения иностранным языкам обеспечивает реализацию не только общеобразовательных и воспитательных целей, но также вполне конкретных практических задач.

Одной из важнейших задач учителя в этой связи является необходимость разработки технологии обучения страноведческому и культуроведческому компонентам в содержании обучения иностранному языку. При этом не следует забывать о родной культуре учащихся, привлекая ее элементы для сравнения, поскольку только в этом случае учащиеся осознают особенности восприятия мира представителями другой культуры.

Исходя из этого, я определяю для себя те области, в которых учащиеся должны получить культуроведческие знания:

- о национальной культуре Великобритании и США (по истории, географии, политико-общественным отношениям, образованию, спорту и др.);

- о социокультурных особенностях народов-носителей языка.

Работа над страноведческим и культуроведческим компонентами направлена на решение следующих задач:

научить учащихся:

- понимать устные и письменные сообщения по темам, предусмотренным программой;

- правильно и самостоятельно выражать свое мнение в устной и письменной форме;

- критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним;

- умело использовать соответствующую справочную литературу и словари;

- отстаивать свою точку зрения;

- выполнять проектные работы и рефераты;

- работать самостоятельно в коллективе.

Работа над страноведческим материалом предполагает дифференцированный подход к процессу обучения, где в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами и интересами. Необходимо также учитывать и возрастные особенности детей, и знания, полученные ими при изучении других предметов.

Очень многое зависит от умения учителя подобрать страноведческий и лингвострановедческий материал. При подготовке к урокам я использую лингвострановедческие словари, а также книги для чтения: «О Великобритании вкратце», «Кратко о США», и т.д. Актуальные и интересные материалы об истории, культуре этих стран, познавательный характер текстов, подробные комментарии делают данные пособия удачным дополнением к любым учебникам английского языка.

Приступая к работе с лингострановедческим материалом, учителю необходимо помнить о том, что содержание текстов должно быть значимым для школьников, иметь определенную новизну при описании реалий стран изучаемого языка.

Помимо работы с текстами лингвострановедческого содержания существует много форм и методов обучения школьников лингвострановедческой компетентности. Охарактеризую некоторые из них.

Очень важным аспектом является работа с географическими картами. Приступая к ней, учителю надо тщательно подбирать такие упражнения, которые были бы направлены на развитие логического, пространственного, аналитического мышления и воображения учащихся.

Интересным видом работы считаю также работу со знаками и символами культуры страны изучаемого языка, способствующую развитию у учащихся способности к сравнению, сопоставлению, к формулированию выводов из прочитанного и услышанного.

Квиз, или опросник, одна из самых универсальных форм при работе со страноведческим материалом. Чаще всего он строится в виде текста, основанного на принципах выбора ответа из ряда предложенных вариантов (multiple choice). Его универсальность в том, что его можно применять как на разных этапах работы над темой отдельного урока, так и при завершении работы над микроциклом учебника. Учитель может самостоятельно составлять различные виды квизов, исходя из уровня обученности класса и целей урока. Квиз доступен для всех ступеней обучения и представляет собой одно из эффективнейших упражнений, стимулирующих самостоятельную работу учащихся и обеспечивающих высокий уровень усвоения национально-специфических реалий.

Наиболее распространенная форма, используемая мной при изучении лингвострановедческого компонента, - это работа с проектами страноведческого характера. Ее можно вводить в практику обучения еще в начальной школе. Привлечение учащихся к работе над проектом дает хорошую основу для повторения и реализации межпредметных связей, а также способствует активному вовлечению учащихся в диалог культур. Кроме общеучебных умений, работа над проектом способствует формированию у школьников умения пользоваться речевыми клише и определенными грамматическими формами. Помимо интеллектуальных и коммуникативных умений, данный вид работы формирует у детей такие творческие умения, как:

- генерировать идеи;

- совместно находить решение проблемы;

- излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию;

- самостоятельно добывать знания из дополнительных источников информации.

Надеюсь, предложенные в данной статье рекомендации окажутся полезными как начинающим педагогам, так и более опытным учителям, стремящимся сделать свои уроки современными, яркими и интересными для учащихся.




© 2010-2022