ГИА-2016 Требования к результатам обучения И. Я

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «ЛСОШ№4 имени З.Э. Джамбинова»

ГИА учащихся, требования

к результатам обучения иностранному языку

ГИА-2016 Требования к результатам обучения И.Я.

Подготовила: Намруева Ц.К.,

учитель английского и немецкого языков

г. Лагань 2015 г.

ГИА учащихся, требования к результатам обучения иностранному языку

Под государственной итоговой аттестацией (ГИА-9) понимают проведение обязательных выпускных экзаменов в 9-х классах общеобразовательных школ. ГИА в режиме эксперимента проводился в ряде регионов РФ с 2002 года. Особенность этой формы аттестации состоит в использовании стандартизированных тестов для выявления уровня подготовленности учащихся. Как считают создатели ГИА, эта форма оценивания успешности обучения является более объективной, благодаря: более широкой градации оценок; исключению человеческого фактора; отсутствию предвзятости и других субъективных факторов. Итоговую аттестацию считают ключевым вопросом в системе школьного образования. Адекватность и объективность проведения аттестации определяет многое: возможность продолжения обучения на старшей ступени среднего образования; уровень компетентности педагогов; качество образовательных услуг. Правила сдачи ГИА претерпевают некоторые изменения практически ежегодно. Так, до 2014 года, учащиеся должны были сдавать 4 экзамена. В том числе, экзамены по русскому языку и математике являются обязательными для всех и сдаются в форме ГИА. Два других предмета учащиеся выбирают самостоятельно. При этом разрешается сдавать по ним экзамены как по обычным билетам, так и в форме ГИА. Региональным управлениям образованием предоставлялось право введения одного дополнительного испытания.

Начиная с 2014 года, для того чтобы получить аттестат, девятиклассникам достаточно сдать экзамены только по двум обязательным предметам. Кроме того, организация и проведение ГИА допускается в двух вариантах: основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Проведение ГИА в форме ОГЭ осуществляется с помощью контрольных измерительных материалов (КИМ). ГВЭ проводится в виде письменного или устного экзамена. При этом в качестве средств контроля результатов обучения, будут использованы тексты, темы, задания и билеты. Лица, имеющие ограничения по здоровью, а также выпускники спецучреждений закрытого типа будут проходить итоговую аттестацию в форме ГВЭ. Все остальные категории учащихся, включая тех, кто осваивал программы основной школы путем самообразования или семейного образования, должны сдавать ГИА в виде ОГЭ. Что касается ГИА 2016 года, то здесь ожидаются большие перемены. Количество обязательных экзаменов увеличится до 4-х (русский, математика и два предмета по выбору учащихся). В 2016 году они еще не будут влиять на итоговые оценки аттестата за 9-й класс. Но с 2017 года оценки за те же четыре обязательных экзамена пойдут в аттестат. В 2018 году к ним добавится еще один обязательный экзамен по выбору, а в 2019-м - четвертый, доведя общее количество обязательных ГИА до шести. Кроме того, выпускникам будет предоставлена возможность неоднократного прохождения ГИА. Как стало известно из информированных источников, учащиеся получать право трехкратной пересдачи госэкзамена. По мнению руководителей министерства образования РФ, это изменение должно обеспечить повышение объективности оценки и эффективности проведения аттестации. Уход от жестких рамок, по мнению чиновников, приведет к снижению нагрузок как на учеников, так и на проверяющих. Соответствующий приказ, возможно, будет подписан в ближайшее время. Введение этой нормы планируется уже с этого года.... Подробнее: 2016-god.com/obyazatelnye-predmety-i-izmeneniya-v-gia-2016-goda/


Особенности проведения ГИА в 2016 году

Государственная итоговая аттестация (ГИА) - эффективный способ для проверки знаний учеников девятых классов. С 2002 по 2009 годы ГИА являлась экспериментальным тестированием - фактически, аналогом ЕГЭ, который сдают выпускники в 11 классе. Аттестация девятиклассников показала свою абсолютную целесообразность, после чего было было принято решение с 2010 года сделать ГИА обязательным тестированием.

После сдачи ГИА ученики получают специальный аттестат про неполное среднее образование, с которым каждый ученик может поступить в профильный 10 класс. Также балы в аттестате ГИА учитываются при последующем поступлении в профтехучилища и колледжи. Градация оценок ГИА более широкая по сравнению с обычными школьными экзаменами, а значит, оценка знаний будет максимально достоверная и справедливая.

Баллы за ГИА важны при поступлении в профтехучилища и колледжи

Кроме того, проверка экзаменационных работ осуществляется работниками аттестационной комиссии, что исключает человеческий фактор в виде предвзятого отношения к ученикам, поскольку представители комиссии не знакомы с учениками. Итак, к чему ученикам девятых классов стоит готовиться в новом 2016 году?

Особенности сдачи ГИА в 2016 году

Учитывая все ошибки и недоработки прошлых лет, Министерство Образования и Науки Российской Федерации пришло к выводу, что необходимо скорректировать программу ГИА и список обязательных предметов. Чтобы понимать отличия ГИА-2016 от предыдущих лет, нужно отметить разницу в подходах к аттестации в разные годы. Например, до 2014 г. государственная аттестация предполагала четыре обязательных предмета.

В их число входила математика и русский язык, а еще два предмета ученик выбирал самостоятельно, исходя из личных предпочтений. При этом ученик также мог выбрать форму сдачи аттестации - в виде ГИА или как обычный экзамен. В то же время, региональные образовательные управления могли в любой момент на свое усмотрение добавить еще один обязательный экзамен.

О получении аттестата после двух экзаменов в 2016 г. можно забыть!

Но уже с начала 2014 года каждый девятиклассник мог получить аттестат после успешной сдачи экзаменов лишь по двум дисциплинам. Также ГИА можно было сдать в виде государственного выпускного экзамена (ГВЭ) или основного государственного экзамена (ОГЭ). Принципиальная разница в том, что ГВЭ является письменной или устной проверкой знаний, а ОВЭ представляет собой темы, билеты и тексты - т.е. средства для контроля за результатами процесса обучения.

Усложнение гос-аттестации в 2016 году

С 2016 года планируется значительно ужесточить правила сдачи и контроля за ГИА. После того, как в 2014 году школьникам было разрешено сдавать всего два обязательных экзамена, лишь единицы изъявили желание сдать дополнительные два экзамена. По сути, это значительно ограничило кругозор будущих специалистов и дало понять, что дети не проявляют инициативу в изучении дополнительных дисциплин.

В связи с этим министерство Образования и Науки РФ анонсировало увеличение количества обязательных предметов государственной аттестации. Во-первых, в 2016 году планируется увеличить количество обязательных экзаменов итоговой аттестации с двух до четырех. При этом одним из предполагаемых четырех обязательных экзаменов будет иностранный язык. Но это решение не является окончательным.4 обязательных предмета сильно увеличат нагрузку на учеников

На сегодняшний день ведутся активные дискуссии на тему психоэмоционального состояния девятиклассников. Детям придется в два раза увеличить свою успеваемость и общий уровень подготовки по школьной программе. По мнению экспертов, расширение списка предметов, подлежащих тестированию, может ухудшить общий уровень знаний, а также снизить уровень мотивации учеников.

Впрочем, сторонников углубленной модели образования, при которой школьники должны получить максимальный багаж знаний, все-таки больше, чем противников. Поэтому ученикам придется сдавать ГИА как минимум по трём предметам. Также Министерство Образования решает вопрос о поэтапном увеличении количества сдаваемых экзаменов. Если в 2016 году их будет три или четыре, то уже в 2017 году - пять, а в 2020 - шесть.

Данный план вызывает серьезное волнение как среди школьников, так и среди родителей. Правда, эксперты предлагают нововведение - систему регулярных федеральных контрольных работ, которые постепенно готовили бы учеников к итоговой аттестации, чтобы в процессе государственных экзаменов избежать чрезмерного стресса. Насколько эффективными и оправданными будут такие меры - покажет время.

Плюсы гос-аттестации в 2016 году

Что касается приятных изменений в проведении ГИА, то учеников наверняка обрадует возможность трёхразовой пересдачи. Безусловно, это поможет многим ученикам исправить свои ошибки и лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации. Причем нововведение коснулось не только ГИА, но и ЕГЭ. При этом ученик может сам принимать решение, необходима ему пересдача определенного предмета или нет.

В 2016 г. можно будет пересдать даже оценку «удовлетворительно»!

Но и это еще не всё. Возможность улучшить свои показатели предоставляется ученикам с оценкой «удовлетворительно», которые претендуют на «хорошо». Правило применимо ко всем дисциплинам - ученик сам вправе выбрать предмет, который он желает пересдать. Для примера, в настоящее время пересдача оценки «неудовлетворительно» разрешена только в следующем учебном периоде, из-за чего школьник теряет много времени.

Процесс сдачи ГИА

Что касается процесса сдачи, он не отличается от предыдущих лет. Первый этап - допуск к сдаче экзаменов, который состоит из написания сочинения по русской литературе. От оценки за сочинение зависит, будет ли допущен ученик к последующим экзаменам. Положительная оценка за сочинение также будет учитываться при сдаче ЕГЭ. При неудовлетворительной оценке школьник должен обязательно переписать сочинение.

Хотя подробное расписание ГИА будет известно лишь в начале следующего года, уже сейчас имеются приблизительные данные о времени проведения аттестации. Так, первые досрочные экзамены начнутся в феврале 2016 года. В этот период ученики будут сдавать обязательный экзамен по русскому языку, а также дополнительный - по географии. С апреля начнется предварительная оценка знаний.

Она коснется таких дисциплин, как биология, история, физика, иностранные языки и математика. А начиная с мая 2016 года ученики будут сдавать итоговые экзамены по другим предметам. Предварительно ГИА ждет школьников в период с мая по июнь - в 2016 году составить график проведения аттестаций планируется чуть пораньше, чтобы ученики имели достаточно времени для подготовки. Результаты ГИА являются действительными три года.

Досрочные экзамены начнутся уже в феврале 2016 года

Еще одним приятным моментом станет то, что в 2016 году принципиальных изменений в ГИА вноситься не будет, а это значит, что результаты итоговой государственной аттестации по-прежнему не будут учитываться в общем аттестате полного среднего образования. Решение данного вопроса перенесли на 2017 год.

Также будет сохранена возможность индивидуально устанавливать необходимый проходной минимум баллов в регионах. Опять-таки, в 2017 году данное правило будет вынесено на обсуждение с целью создания единой федеральной шкалы проходных баллов. Это будет сделано для повышения объективности образовательного процесса Российской Федерации.

В целом, сдача ГИА со временем всё больше будет походить на ЕГЭ, и уже к 2016 году ГИА планируется перевести на федеральный уровень вместо регионального. Но окончательные решения будут приняты лишь после оценки эффективности ГИА 2015 года, с учётом всех пожеланий и замечаний педагогов и методистов.



О требованиях к результатам обучения иностранному языку

Как показывает практика, ни отдельно взятый индивид, ни общество в целом, не способны существовать без общения, которое является одним из двигателей развития социума. Общаясь, люди обмениваются мыслями, идеями, то есть - информацией. Существует множество способов передачи и получения информации, причем как вербальных, так и невербальных. Однако постепенно источники информации, как и роль иностранных языков в нашей жизни меняется. Ни для кого не секрет, что сегодня большинство людей узнают новости о событиях в их стране или в мире из газет или же статей в интернете. Читая научные публикации, энциклопедии или учебники, человек получает новую информацию, повышая уровень своего интеллекта и тем самым уровень общей компетентности. Развитие средств электронной передачи данных, а также сети Интернет, равно как увеличение как академической, так и профессиональной мобильности, повышает роль практического владения иностранными языками как средства успешной социализации и профессиональной и личностной самореализации человека. Активные процессы глобализации и интернационализации, происходящие сегодня в мире, неизбежно приводят к тесным межкультурным контактам, и, как следствие, особую значимость приобретает межкультурная коммуникация. В виду происходящих процессов, в современном обществе значительно изменилась роль иностранных языков.

Повышение значимости языков, неизбежно влечет за собой изменения не только в методике их преподавания, но и в отборе содержания, а также в требованиях к результатам обучения иностранным языкам. Так, согласно примерной образовательной программе, основное назначение изучения иностранного языка состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции (далее ИКК), т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Одним из компонентов ИКК является речевая компетенция, то есть коммуникативные умения в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.

Требования к уровню владения иностранным языком, также как и требования к обучению в школе в целом, содержатся в таком нормативном документе, как Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Для средней общеобразовательной школы (СОШ) стандарты разработаны с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей - ФГОС начального общего образования (1-4 классы), ФГОС основного общего образования (5-9 классы) и ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 классы). Остановимся на вопросе о том, что же такое ФГОС и каковы основные причины его введения. ФГОС - это «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [1].

Долгие годы в российской образовательной системе наблюдались несоответствия в требованиях, предъявляемых на новом этапе обучения, уровню знаний, полученных на предыдущей ступени. Так, зачастую выпускники школ сталкивались с подобной проблемой при поступлении в высшие учебные заведения, поскольку требования к вступительным экзаменам не соответствовали содержанию школьного образования. С целью решения обозначенной проблемы, а также модернизации образования, Министерство образования РФ разработало ФГОС, введение которого должно обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность образовательных программ всех этапов образования.

ФГОС второго поколения содержат следующие требования:

- к результатам освоения основной образовательной программы;

- к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям [1].

ФГОС предусматривает формирование трех основных групп результатов обучения в школе: личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты касаются формирования личности школьника и предусматривают, что современный школьник должен быть, прежде всего, личностью с явно выраженной гражданской позицией и ответственностью, способной к постоянному самообразованию, подготовленный к профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики [2]. Метапредметные результаты касаются формирования универсальных учебных действий, то есть действий, которые помогут школьнику практически реализовать собственную готовность к самообразованию. Метапредметные результаты включают в себя формирование ученика способности к реализации следующего образовательного алгоритма: 1) определить и сформулировать цель обучения (например, применительно к иностранному языку: «Хочу научиться писать письма на французском языке, потому что хочу переписываться с девочкой, с которой познакомился этим летом в Париже»); 2) определить путь достижения поставленной цели («Я должен научиться писать слова и правильно «собрать» их в предложения, значит, мне нужно найти электронный словарь кого-то, кто сможет объяснить мне как правильно «складывать» слова в предложения»), определить, какой отрезок пути он может пройти сам, а где потребуется помощь (электронным словарем можно пользоваться самостоятельно, нужно только суметь его найти, а вот, чтобы понять структуру предложения и базовую грамматику, возможно, потребуется помощь «извне»); 3) сохранять мотивацию на протяжении всего обучения (не «забросить» обучение после того, как понял, как много среди самых распространенных французских глаголов - глаголов 3 группы, т. е. тех, которые спрягаются как хотят, без соблюдения базовых правил); 4) способность оценивать достигнутые результаты и анализировать причины неудач («Написать-то я написал, но вот ответы получил на совсем другие вопросы. Почему? М.б. электронный словарь что-то напутал или я где-то ошибся?»); 5) активно использовать интернет-технологии в обучении («Попробую сменить словарь»…). Таким образом можно сказать, что ФГОС предусматривает формирование совершенно нового уровня способности к самообразованию у учеников. Уровня, на котором они будут способны не только ставить цель, разрабатывать алгоритм ее достижения, но и критически оценивать свои собственные действия.

Что касается предметных результатов обучения иностранному языку, то их формулировки приведены в сводной таблице 1.

Таблица 1

Результаты обучения предмету «Иностранный язык» в СОШ

на ступени начального, среднего и общего (полного) образования

Начальное общее образование

Среднее общее образование

Общее (полное) образование

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [2].

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания;

2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; […] расширение лингвистического кругозора и лексического запаса;

3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком [3].

1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, как инструмента межкультурного общения в современном мире;

2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике;

3) достижение порогового уровня владения иностранным языком;

4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации [4].

Вышеприведенная таблица позволяет наглядно продемонстрировать насколько сместился акцент в обучении в СОШ, особенно в плане обучения иностранным языкам. Основные задачи учителя ИЯ - формирование у ученика способности к: а) коммуникации; б) поиску информации на ИЯ; в) самостоятельному углублению знаний; г) формирование способности к восприятию чужой культуры, толерантному и уважительному отношению к ней. Соответственно и критериями владения ИЯ должны быть: а) способность ученика к решению конкретной коммуникативной задачи; б) умение работать с иноязычной литературой; в) способность к самостоятельному поиску и усвоению знаний - то есть способности, имеющие весьма конкретное практическое применение и выражение. Иностранный язык постепенно из средства «тренировки разума» постепенно приобретает все более выраженную роль средства успешной социализации, самореализации и саморазвития ребенка. Владение ИЯ постепенно становится важным условием профессиональной компетентности будущего специалиста. Сформировать вышеперечисленные способности (компетенции) у учащихся можно только на основе системно-деятельностного подхода, который, в соответствии с ФГОС должен лежать в основе обучения в школе, а на практике может реализоваться только благодаря способности учителя ИЯ создавать и развивать условно-коммуникативные ситуации, использовать любой элемент урока, любой учебный материал для формирования коммуникативной компетенции учеников, для обучения их общению [5].

На основе требований к результатам образования, представленных в ФГОС второго поколения, составляются примерные программы по учебным предметам и, в частности, по иностранному языку. Примерная программа является своего рода образцом для составления рабочих программ по предметам и, определяя инвариантную часть учебного курса, оставляет свободу авторам учебников и рабочих программ в выборе содержания материала, его структурировании, определении последовательности его изучения.

Составляя программу обучения иностранному языку, автор обязательно должен соблюдать три основные содержательные линии:

- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности;

- языковые средства и навыки оперирования ими;

- социокультурные знания и умения.

Несмотря на то, что первостепенными являются коммуникативные умения, все же все три содержательные линии настолько взаимосвязаны, что отсутствие хотя бы одной из них неизбежно ведет к нарушению единства учебного предмета «Иностранный язык».

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в современной школе, по крайней мере на уровне нормативных документов, происходят существенные изменения требований, предъявляемых не только к результатам обучения иностранным языкам в СОШ, но и к содержанию и организации всего учебно-воспитательного процесса. В современном обществе иностранный язык является не только и не столько учебным предметом, сколько - одним из средств социализации личности. В сложившихся обстоятельствах результатом обучения иностранному языку должно стать формирование базы иноязычной коммуникативной компетенции, а также способности к самостоятельному углублению и развитию данной компетенции.

В настоящее время в мире происходят стремительные изменения, затрагивающие все наиболее важные сферы общественной жизни. И школьное образование, являясь одной из важнейших сторон общественной жизни, не могло остаться в стороне. Начавшийся процесс модернизации поставил перед педагогами новые цели и задачи, от успешного решения которых зависит успех проводимой реформы.

Очевидно, что предъявление новых требований к уровню образования и развития личности, изменения, происходящие в обществе, обусловливают появление новых концепций, технологий и методов обучения, главная цель которых состоит в повышении качества школьного образования.

Успешное достижение данной цели невозможно без четкого представления о том, на каких принципах базируется ее реализация, какие методы должны быть использованы в данном процессе, каковы новые требования, предъявляемые к уровню подготовки современного учителя. Важность перечисленных выше составляющих процесса модернизации свидетельствует об актуальности рассматриваемых в настоящей статье вопросов.

Мировая интеграция России выводит на первый план не только ценности мировой культуры, но культуры каждой отдельно взятой нации. А это значит, что изменился социальный заказ общества на личность: в настоящее время важнейшей ценностью становится развитие у человека способности продуктивно общаться с представителями других культур. В то же время, современная национально-культурная ситуация в современной России накладывает свой отпечаток на развитие культуры и языка каждого этноса, придавая ему большое значение.

В современных условиях на первый план выдвигаются такие качества личности, как готовность к диалогу и взаимодействию, умение работать в команде, умение находить общий язык с людьми разных культур, способность понимать особенности их менталитета, наконец, открытость и толерантность. Все перечисленные качества воспитываются совокупностью составляющих современной школьной системы, и «иностранный язык» как важная составляющая этой системы обретает все большее значение.

Специфика культурной и национальной составляющих современного российского общества выдвигают требования к концепции изучения иностранных языков как одной из ценностей национальной культуры как единого целого, способствующего формированию ценностного отношения и к собственной, и к чужой национальной культуре.

Именно поэтому в настоящее время исключительно важно осознать необходимость новой концепции обучения иностранным языкам, представляющим собой важнейшую ценность любой национальной культуры.

Реализация новой концепции призвана способствовать:

- формированию личностного самосознания;

- национальному и жизненному самоопределению учащихся;

- усвоению учащимися культурных ценностей;

- адаптации личности учащегося в современной социально-культурной среде;

- развитию ценностного отношения к родным традициям и культуре;

- формированию и развитию у учащихся навыков межкультурной коммуникации.

Важно помнить, что в настоящий момент происходит гуманизация всей системы образования и ее переориентация на ценностно-личностный подход, направленный на развитие личности и обеспечение ее социально-экономических и культурных отношений с окружающими.

Действительно, чтобы научиться понимать чужой язык, недостаточно выучить необходимые для этого слова. Необходимо разобраться в культурной картине мира носителей изучаемого языка, понять их способ мышления, что вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Однако овладение понятиями чужой культуры необходимо не только для того, чтобы иметь возможность общаться с людьми за пределами собственного государства, но и для того, чтобы учащиеся понимали, что их культура не является единственно возможной, что существуют другие представления о жизни, другие картины мира.

Очевидно, что важнейшими особенностями современного лингвистического школьного образования являются:

- культурологическое содержание;

- получение навыков межнационального, межкультурного общения;

- ориентация учащихся на ценностное отношение;

- использование в обучении иностранному языку коммуникативного подхода.

Учитывая перспективы развития социальной сферы и экономики, выпускникам школы необходимо обладать новыми личностными и профессиональными качествами, такими как творческое, системное мышление, владение языковыми и коммуникативными компетенциями, развитыми способностями к анализу собственной деятельности, способностями к самостоятельным действиям в различных условиях. Развитие этих необходимых качеств обеспечивается при применении коммуникативного подхода, целью которого является приобретение умения свободно ориентироваться в условиях иноязычной среды, адекватно реагировать на возникающие в процессе общения с иностранцами ситуациях.

Использование коммуникативного метода обучения иностранным языкам позволяет развить у учащихся «чувство языка», что соответствует стоящим перед выпускниками задачам - научиться языку в целях общения.

Модернизация российской школы через внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является ключевым элементом данного процесса.

Приоритетными целями изучения иностранного языка в соответствии с данными стандартами становятся:

- формирование так называемой коммуникативной концепции, ориентированной на вхождение выпускников школы в различные сферы трудовой деятельности;

- овладение необходимыми во всевозможных жизненных ситуациях навыками и умениями;

- всестороннее развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, их познавательных интересов;

- воспитание позитивного отношения учащихся к людям и обществу в целом;

- получение навыков использования полученных в школьных стенах знаний и умений в повседневной жизни.

Используя новые информационные технологии, возможности глобальных сетей, учащиеся должны приобретать умение адекватно реагировать на происходящие в мире изменения, что является объективной необходимостью в свете нового подхода к политике образования.

Модернизация школьного образования подразумевает начало обучения иностранными языкам cо 2-го класса, что является признанием объективно существующей необходимости в удовлетворении социального интереса к изучению данного предмета, а также признанием его важности для решения задач всестороннего развития личности учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего начального образования второго поколения ориентированы на развитие личности школьника, поддержание у него интереса к обучению, формирование стойкого желания и умения учиться, получать новые знания, воспитание его нравственных и эстетических чувств, а также охрану и обеспечение психического и физического здоровья детей.

Реализуемые российской образовательной школьной системой программы обозначили следующие основные направления воспитания в процессе обучения:

- социальная адаптация учащихся;

- формирование у учащихся прочных нравственных принципов;

- формирование у учащихся гражданской ответственности, основанной на общепринятых духовных ценностях;

- передача в процессе обучения духовных богатств мировой и отечественной культуры.

Концептуальные принципы коммуникативного подхода к изучению иностранного языка таковы:

- обучение иностранным языкам должно вестись на основе деятельностного подхода;

- должно происходить непрерывное формирование у школьников коммуникативной компетенции;

- коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам должно происходить только в условиях аутентичного процесса социализации учеников.

Формирование коммуникативной компетенции происходит при всех видах речевой деятельности: чтении, письме, говорении, слушании и т. д.

Стандарты нового поколения предусматривают повышение коммуникативной мотивации учащихся через такие факторы, как доброжелательная обстановка на уроке, создание положительного эмоционального климата в детском коллективе, установление доверительных отношений между учащимися и учителем, а также и между самими учащимися.

Изменение целей обучения иностранным языкам на современном этапе не могло не отразиться и на требованиях, предъявляемых к подготовке современного учителя, выдвигая в качестве основных средств повышения качества образования непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, развитие педагогических компетенций, постоянное повышение квалификации, проведение самоанализа, обобщения накопленного опыта, обмен наиболее удачными находками с коллегами.

Необходимость реализации основных направлений модернизации школьного образования, и обучения иностранным языкам в частности, позволяет выделить следующие требования, предъявляемые к личности современного учителя иностранного языка:

- постоянное целенаправленное повышение уровня профессионализма, соответствующее приоритетам государственной образовательной политики;

- регулярное обновление собственных знаний о содержании нормативных документов, определяющих цели и задачи обучения;

- использование передовых методик и технологий обучения;

- регулярное пополнение знаний о психологических и физиологических особенностях учеников и применение полученных знаний при организации учебного процесса в школе;

- целенаправленное овладение современными подходами к оценке достигнутых учащимися в результатов, подразумевающее не только стандартизированные способы оценивания, но и обеспечение прозрачности и открытости системы оценивания, ее объективности и соответствия международным стандартам;

- постоянное использование в учебном процессе научных методов, вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность;

- развитие умений применять современные информационно-коммуникативные технологии, широко использовать интерактивные формы обучения, применять сетевые технологии.

Таким образом, анализ современных аспектов образовательной политики России, реализуемой в настоящее время, позволяет сделать вывод о том, что работа учителя иностранного языка должна строиться на концептуальных принципах коммуникативного подхода к изучению иностранного языка и планироваться исходя их стоящих перед системой школьного образования задач обеспечения высокого качества школьного образования при сохранении его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности школьника.

























Литература:


1. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» [электронный ресурс] -rg.ru/2007/12/05/obrazovanie-stansart-dok.html, дата обращения 01.02.2013. 2016-god.com/obyazatelnye-predmety-i-izmeneniya-v-gia-2016-goda/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден Приказом Минобра РФ от 23.10.2009 № 373 [электронный ресурс] - school.edu.ru/dok_edu.asp, дата обращения 01.02.2013

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден Приказом Минобра РФ от 17.12.2010 № 1897 [электронный ресурс] - school.edu.ru/dok_edu.asp, дата обращения 01.02.2013

4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (полного) образования, утвержден Приказом Минобра РФ от 17.05.2012 № 413 [электронный ресурс] - school.edu.ru/dok_edu.asp, дата обращения 01.02.2013

5. Ломакина Г. Р. Метакоммуникативный компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка/Г. Р. Ломакина//Человек и образование. - 2012, № 2. - С.83-86.



© 2010-2022