Статья: «Разнообразие форм применения ИКТ на уроках английского языка»

Урок иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от учащихся концентрации внимания и значительного напряжения сил.Компьютер – это склад информации, который позволяет избавиться от массы бумаг, ведь все таблицы, схемы, правила и тесты можно хранить на компьютере и использовать именно ту информацию, которая необходима на конкретном уроке. Учащемуся, который готовит выступление на уроке, можно предложить самостоятельно подобрать сопровождающий материал к выступлению из базы данны...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разнообразие форм применения ИКТ на уроках иностранного языка



Современная научно-техническая революция характеризуется развитием информационных технологий и интенсивной информатизацией общества. С развитием ЭВМ, микроэлектроники, информатики возникает понятие инфоно-сферы как глобальной инфраструктуры электронных средств получения, обработки, передачи и хранения информации. Средства представления, хранения, распространения информации всегда сопровождали и формировали человеческую цивилизацию. Люди, в области развития информационных технологий, прошли долгий путь от книг и почты через радио, телеграф, телефон и дошли до компьютера, соединяющего в себе все возможности работы с информацией в виде текста, графики, звука, видео и телевизионного изображения. Человек становится субъектом информационного общества и должен уметь оперировать в пространстве различными видами информации. А это значит, что человек включается в мировое информационное пространство и должен оперировать информационными ресурсами, представленными в различных видах, уметь использовать мультимедийные средства представления информации для самовыражения. А этому нужно учиться.

Использование мультимедиа как методического средства обучения несет ряд негативных аспектов. В имеющихся на сегодняшний день исследованиях по использованию мультимедиа можно выделить следующие проблемы:

1. Реальная индивидуализация обучения на основе использования мультимедиа происходит лишь при условии совпадения познавательного стиля автора мультимедиа-программ со стилем пользователя;

2. Не учитываются коммуникативные или социально-познавательные аспекты обучения. Введение графики, видеоизображений и аудиоинформации не решает проблем обеспечения эффективной коммуникации, оказывающей существенное эмоциональное (а, следовательно, и мотивационное) воздействие на обучаемого;

3. Введение различных типов медиа-воздействия (среди которых звук, графика, видео, анимация) не всегда решает проблему улучшения восприятия, понимания и запоминания информации.

4. Существует проблема отторжения имеющихся программ и ресурсов, из-за неадекватности мультимедиа-программ реальному образовательному процессу.

Все это говорит о том, что использование мультимедийных средств обучения должно быть индивидуально-ориентированно и иметь такой программный продукт, который включит в себя:

- мультимедиа-программы, адаптируемые к индивидуальному образовательному стилю и потребности обучаемого;

- поддержку активной роли обучаемых в образовательном процессе.

С 2009 года я начала использовать в своей педагогической практике презентации, не только созданные профессионалами, но и самими учащимися. Это было творческое задание, в процессе которого ребята сначала находили информацию по теме, обрабатывали ее, переводили на иностранный язык и сопровождали полученный текст слайдами, диаграммами, графиками. Традиционная схема урока не давала возможности пройти большое количество материала за короткое время, Чем-то приходилось жертвовать: или опросом или новым материалом. Введение ЕГЭ по иностранному языку еще больше осложнило ситуацию. Тестовые задания формализуют информацию, сжимают ее. Введение же новых образовательных стандартов вроде бы должно было облегчить участь учеников - знать большее количество информации.

Но все оказалось значительно хуже, чем предполагалось. Просматривая задания ЕГЭ, можно увидеть огромное количество фактов, которые явно в стандарты не вписываются. Навык общения, другими словами, говорение, из-за натаскивания на тест, медленно, но верно, исчезает. Я уже не говорю о страдающей эмоциональной сфере учащихся - ведь самостоятельное добывание знаний - это снова общение с заформализованной информацией - текстом.

Тем не менее, я активно использую компьютер для подготовки к урокам и на уроках. Компьютер - это склад информации, который позволяет избавиться от массы бумаг, ведь все таблицы, схемы, правила и тесты можно хранить на компьютере и использовать именно ту информацию, которая необходима на конкретном уроке. Учащемуся, который готовит выступление на уроке, можно предложить самостоятельно подобрать сопровождающий материал к выступлению из базы данных. Дело в том, что не у всех есть дома Интернет, да и не все благополучно с информацией в Интернете - слишком много лишней и ошибочной. Копирование ее с компьютерных программ почти невозможно.

Визуализация на уроке при помощи презентации дает возможность сосредоточить внимание на главном. Компьютер, благодаря презентациям, позволяет иллюстрировать урок и организовать на нем работу по конкретному правилу или теме, а это создает эмоциональную среду урока и активизирует творчество учеников.

Например, такие задания, как: описание комнаты, квартиры; озвучивание диалога в семье, на улице, могут выполняться на уроке, а в качестве домашнего задания можно предложить сочинить небольшой рассказ о семье, которая живет в этой квартире. На следующем уроке озвучивание домашнего задания может превратиться в дискуссию или рекламу.

Используя компьютер в образовательном процессе мы больше развиваем вербальное мышление. Мы стремимся алгоритмизировать действие, но для алгоритмического мышления характерной операцией является разложение объектов, декомпозиция. Образное творческое мышление при этом бездействует. Однако, именно при использовании мультимедийных технологий можно воздействовать на об полушария головного мозга, включить дополнительный источник повышения интенсификации обучения, связанный с образным мышлением.

Наше образование строится на изучении лексики, грамматики, но не на целостной структуре, а это ведет к раздробленности материала, неумению перенести полученные на уроках истории знания на материал, изучаемый на уроках иностранного языка.

Не только я создаю для уроков презентации, но и ученики. Чаще всего это происходит после изучения крупного тематического блока или в конце полугодия в качестве сквозного закрепления материала. Учащиеся класса создают мини-группы, выбирают тему и создают свою презентацию, которую показывают классу. Весь класс обсуждает ее исходя из:

- логики подачи материала;

- выбора главного, существенного материала;

- подбора иллюстраций, графиков, таблиц;

- цветового решения;

- результативности использования (детские презентации).

Благодаря такой форме проведения урока - защита презентаций - происходит обобщение огромного массива информации, закрепление учебного материала, развиваются учебные и коммуникативные компетентности. Особо стоит отметить использование презентаций на конференции, экзамене.

Компьютер может стать и хорошим контролером и учителем при подготовке к тестированию. На уроках я люблю использовать сквозные тематические тесты, которые позволяют:

- обобщить пройденный материал;

- выделить основной материал;

- схематизировать учебный материал;

- выявить проблемные вопросы;

- найти ответ на тестовый вопрос в учебнике, если ученик не может с первого раза пройти тест.

На данный момент тесты находятся в классном компьютере, и есть возможность тестироваться не только группой, но и индивидуально. Тест представляет собой ряд ответов и появляющийся ряд вопросов. Его можно проводить ограничивая временные рамки на каждый вопрос или на весь текст. Текст тестовых заданий готовят учитель и ученики. А вот создание программы по тестированию - это дело наших учащихся.

Использование мультимедийных средств, компьютера в преподавании иностранного языка имеет на данный момент проблемы, и решение их лежит в индивидуальном подходе. Я создаю продукт для себя и своих учеников. Это позволяет превратить мультимедийные средства обучения в инструмент развития учебных, коммуникативных и общекультурных компетентностей.



© 2010-2022