Декоративно-прикладное искусство Нижнего Поволжья: потенциал воспитания любви к малой Родине

Актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие любви к малой Родине, бесспорна.  Воспитание детей носит исторический характер и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки. Следовательно, на каждом этапе своего развития  общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание детей – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, форми...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр

Советского района г. Волгограда















Декоративно-прикладное искусство

Нижнего Поволжья: потенциал

воспитания любви к малой Родине









Автор: Пономарёва Анна Вячеславовна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории





г. Волгоград - 2014

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, которое несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус, любовь к своей Родине.

Актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие любви к малой Родине, бесспорна. Воспитание детей носит исторический характер и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание детей - единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Большая Родина всегда начинается с малой - места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы. Родной край и область имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить детей к истории своего родного края - донская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками - всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

Существует такое понятие как «малая Родина». И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине. «Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке живописи…», говорил Д. Лихачёв. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность, проявляющую лучшие человеческие качества.

Отношение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, поможет в дальнейшем с большим уважением отнестись к истории и культуре других народов.

Учитывая то, что на Волгоградской земле многое связано с историей казачества, их нравами, обычаями, участием в войнах, красота родного края раскрывается не только в её сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым. У детей появляется возможность сравнить то, что есть с тем, что было, например «История костюма», «Хата казака», «История станицы», работа по каждой теме включает занятия. Игры, экскурсии, праздники. Посещение музея - одно из основных средств развития эмоционально - чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Компенсировать дефицит знаний у детей возможно через ознакомление с народной игрушкой. Создавая игрушки, народ преследовал разные цели. Одной из целей было развлечь дитя, занять игрой и привить первые трудовые навыки. На сегодня сохранилось достаточно много игрушек народного промысла. Эти игрушки привлекают детей тем, что они необычны, они отличаются от современных игрушек. Через народную игрушку легче всего ознакомить с культурой русского народа. Рассказывая о том, как изготовляются игрушки, что это нелегкий труд, у детей вырабатывается чувство гордости за игрушки родного края, чувство уважения к мастерам, создавшим эти игрушки.

В моей программе по декоративно-прикладному творчеству есть блок, посвящённый казакам, проживающим на территории Волгоградской области. На занятиях дети не только учатся работать с таким материалом, как солёное тесто (делать картины, сувениры, панно, игрушки), но и познавать тем самым быт, культуру, традиции, праздники, костюмы казаков.

Дети учатся слушать, воспринимать, любить культуру Волгоградской области и казачества, на примере Донских казаков.

Таким образом, ребёнок не только учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа, но и приобщает детей к культуре русского народа, знакомит с историей и его бытом.

Краеведение - социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, педагог формирует глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих рядом, предшествует лепке игрушек и панно, позволяет лучше почувствовать родной город, и значит стать созидателем своей малой Родины.

Для любого ребенка Родина - в первую очередь - это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Именно семья как первичная ячейка общества, вкладывает в своего ребенка духовно-нравственные ценности, с которыми он впоследствии пойдет по жизни. Поэтому в своей работе я часто привлекаю родителей к совместной работе с детьми, выражающейся в изготовлении совместных поделок из солёного теста, изготовлении стендов на различные темы из жизни ребят вне кружковой деятельности (фото, рисунки). Это позволяет не только очередной раз развить у детей творческие способности, но и стать им ближе с родителями в процессе совместной творческой деятельности. Результаты работ собираются в тематические выставки.

Народное творчество - источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми - настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я - россиянин! Я горжусь своей страной!»



Список используемой литературы:


  1. Ватаман В. П. «Воспитание на традициях народной культуры». Издательство «Учитель» 2007г.

  2. «Знакомство детей с русским народным творчеством»; С.-П., изд. «Детство-пресс», 2001 г.

  3. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. - М.: Детство-Пресс, 2002 г.

  4. Сборник образовательных программ и методических рекомендаций по реализации этнокультурного казачьего компонента в образовании. Том1.//Волгоград, изд-во "ВолгГМУ", 2012 г.

  5. Степанов В. А. «Моя Родина - Россия» Издательство «Фламинго» 2004г.

  6. Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. - М., 2004 г





© 2010-2022