Проектные задачи на уроке английского языка в начальной школе

Проектная задача — это система заданий (действий), направленных на поиск пути достижения результата, которая ориентирована на применение учащимися ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в специально создаваемых учителем образовательных пространствах. Отличие проектной задачи от полноценного проекта заключается в том, что для её решения младшим школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения да...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗАКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель английского языка МБОУ «СОШ №6» Хайруллина Людмила Геннадьевна, I кв. категория

Выделяя основные тенденции в современном образовании, в том числе начальном, можно отметить, что большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Поэтому, все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умения младших школьников самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Посредством каждой предметной области в начальной школе важно решить проблемы, связанные с развитием у младших школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, кооперации и сотрудничества, творческого решения поставленных задач.

Ориентацией на реализацию данных целей начального образования может стать организация проектной деятельности, смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проекта. Однако, по мнению ученых (Воронцова А.Б., Заславский В.М., Егоркина С.В., и др.) полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Поэтому прообразом проектной деятельности в основной школе для младших школьников могут стать проектные задачи.

Проектная задача - это система заданий (действий), направленных на поиск пути достижения результата, которая ориентирована на применение учащимися ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в специально создаваемых учителем образовательных пространствах. Отличие проектной задачи от полноценного проекта заключается в том, что для её решения младшим школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Кроме того, проектная учебная задача - менее объемная дидактическая единица по сравнению с проектом. Проектные задачи могут быть: предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными.

Специфика предмета иностранный язык (ИЯ) определяется И. А. Зимней как «беспредметность, беспредельность, неоднородность». Формируя умения общаться на иностранном языке, мы опираемся на знания различных дисциплин (география, биология, экология, история, литература, музыка и т.д.). Дисциплины предполагают различные виды деятельности - игровую, изобразительную, музыкальную, учебно-трудовую. Таким образом, интеграция ИЯ с другими школьными предметами осуществляется как по линии усвоения знаний, так и по линии практической деятельности. В процессе практической деятельности (вырезание, рисование, пение и т.д.) происходит естественное общение между учителем и учащимися, создаются условия для положительной мотивации к предмету. Субъектная позиция и успешная самореализация позволяют приобрести опыт субъектной самореализации. Всё вышеизложенное позволяет говорить об эффективности использования интегрированных проектных заданий в начальной школе.

Основные этапы решения проектной задачи на уроке английского языка и соответствующие действия учащихся и учителя рассмотрим на примере разработанного урока в режиме решения проектной задачи по теме «Кто, кто в теремочке живёт?»

Название проектной задачи

«Кто, кто в теремочке живёт?».

Предмет

Английский язык и литературное чтение

Класс, время

2 класс, 2 часа

Тип задачи

Межпредметная, одновозрастная

Цели, педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Использование предметных знаний в модельной (квазиреальной) ситуации.

  2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.

  3. Формирование коммуникативных компетентностей по теме «Животные», «Что умеют делать животные?».

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Владение фразовыми единствами: I am…., I can…, May I come in? Who are you? Умение рассказать о себе (до 6 фраз ), вести диалог (до 4фраз). Умение применять знание небольших детских песен, стихов в новой творческой задаче.

Умение планировать основные этапы работы по достижению результата.

Умение творчески инсценировать литературное произведение.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

-усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартной ситуации;

- умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - спектакль сказки «Теремок».

Способ и формат оценивания результатов работы

В процессе решения задачи оценивается:

-владение учащимися необходимыми лексическими единицами фразовыми оборотами;

- правильное интонационное и фонетическое оформление речи;

- умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом;

- умение взаимодействовать в группе при решении общей задачи

Оценка взаимодействия и результатов публичной презентации творческого проекта (спектакль) оценивается анкетой.

Необходимый материал

Ножницы, ватман, цветная бумага, клей, старые детские журналы.

Заготовка декораций к спектаклю: теремок, цветочная поляна, маски животных.

Замысел проектной задачи

Центральным действием при решении проектной задачи является создание спектакля на английском языке «Теремок».

Драматизация, или театральная постановка, представляет собой самый частый и распространённый вид детского творчества. Это объясняется тем, что драма, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Другой причиной близости драматической формы для ребёнка является связь всякой драматизации с игрой. Детская театральная постановка даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Изготовление бутафории, декорации, костюмов является подготовкой или естественной частью занимательной игры. Дети рисуют, лепят, вырезают, и все эти занятия приобретают смысл и цель как части общего, волнующего детей замысла. Наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение.

Детям предлагается принять участие в конкурсе театральных постановок, который организовали актёры театра. Выбирая художественное произведение для театральной постановки ребятам необходимо самостоятельно ознакомиться с условиями конкурса и выбрать ту сказку, которую они смогу инсценировать. Ребятам не только предстоит осуществить отбор, но определить этапы работы по достижению результата.

Описание проектной задачи

Задание 1

Актёры театра, с которыми мы встречаемся в учебнике, организуют конкурс на самый лучший спектакль на английском языке. Они предлагают рекламный проспект своего конкурса. Вам предлагается изучить его и выбрать, тот спектакль, который вы сможете представить.

Задание 2Дорогие, ребята! Теперь вам предстоит определить план подготовки к спектаклю.

Ребята определяют план действий: разработка сценария сказки, распределение ролей, повторение слов и разучивание ролей, презентация спектакля.

Задание 3Прочитайте представленные сценарии спектаклей и определите, каким будет ваш спектакль. Кто какую роль будет исполнять? Какие песни и стихи вы можете включить в свою творческую инсценировку? Сценарий вашего спектакля изобразите на ватмане, используйте рисунки, цветную бумагу.

Комментарий к заданию3Данное задание позволяет увидеть, кому принадлежит лидерство в группе и чем дети руководствуются при распределении ролей. Защита сценария учащимися 2 класса проходит на русском языке.

Задание 4

Определите самое распространенное начало русских и английских сказок.

Определите концовки сказок в русском и в английском фольклоре.

Какие варианты русской сказки «Теремок» есть у других народов, в частности у народов Англии.

Комментарий к заданию 4

По усмотрению учитель организует работу в поисковых системах Интернет или же представляет тексты английских и русских сказок для сравнительного анализа.

Задание 5Игра «Make up a story» .

Учитель читает сказку, ребята вставляют свои реплики и отбивают ритм. Ритм отбивается учащимися в сопровождении «музыкальных инструментов», изготовленных самими детьми. Это могут быть шкатулки с монетами, коробочки со значками, сундучки с фасолью или бобами.

Игра « May I come in?»

Учащиеся встают в круги берутся за руки. Водящий бежит вне круга, стучит и произносит фразу: May I come in? Его впускают в круг, если он правильно ответил на вопросы: Who are you? What can you do?

Комментарий к заданию

При желании учитель уделяет внимание схемам построения предложений

Презентация спектакля

Вы выполнили вашу задачу. Всем пришлось потрудиться, кое-что повторить, сочинить самим. Желаю успеха на сцене!

Видеозаписи параллели 2 классов выставляются учителем на мини сайте nsportal.ru, где при помощи открытого голосования определяется победитель.

Анкета (после выступления)

Оцени свою работу:

  1. Было интересно?

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



  1. Было сложно?

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



  1. Мой вклад в работу группы?

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



  1. Дружно и хорошо работала группа?

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



  1. Хотел бы ты еще раз так работать на уроке?

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

При качественно новом подходе в процессе преподавания возникает вопрос оценивания творческой деятельности. Мы с учениками ведём «Языковой портфель», который помогает отследить результаты в области ИЯ, и содержит детские творческие работы (рисунки к сказкам, эскизы декораций, собственные стихи и сказки, проекты). Представляя собой портфолио личных достижений учащихся, языковой портфель предлагает разнообразные дополнительные материалы по освоенным темам и творческие задания, мотивирующие учащихся к самостоятельному поиску информации. Языковой портфель выступает как средство обучения английскому языку и культуре, обеспечивает активизацию творческого потенциала личности учащихся начальной школы, способствует развитию продуктивной учебной и проектной деятельности, является идеальной основой для начала формирования первичных навыков по удержанию предметной логики и рефлексии индивидуального движения.


© 2010-2022