• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Формирование здоровьесберегающей среды на уроках английского языка в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий

Формирование здоровьесберегающей среды на уроках английского языка в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий

          Статья раскрывает важность сохранения и укрепления здоровья учащихся во время применения информационно- коммуникативных технологий на уроках и во внеурочное время.             Использование на уроках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности учебно воспитательного процесса. C 1  сентября 2009 года  МОУ «Новоуколовская сош» является экспериментальной площадкой муниципального эксперимента «Создание  модели тьюторского сопровождения  процесса сохранения  и укрепления здоровья се...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование здоровьесберегающей среды на уроках английского языка в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий

Саламахина Наталья Николаевна

МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»

Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.

В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется, например, метод проектов, который приобщает учащихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует обще-учебные интеллектуальные умения работы с информацией на английском языке. Мысль детей в этом случае занята тем, как решить проблему, какие рациональные способы решения выбрать, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности Интернета. Прежде всего, компьютер успешно помогает выполнять все поставленные задачи. Но это находит свое подтверждение и в некоторых аспектах преподавания: в снятии скованности и неуверенности, учащихся во время урока и в повышении мотивации школьников.

Но повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.

Многих проблем в этой области удалось бы избежать, если бы каждый учитель организовал бы процесс обучения с использованием средств ИКТ не по своему усмотрению, а работал бы в строгих и четко определенных рамках единой выверенной и апробированной здоровьесберегающей среды школы.

Использование на уроках здоровьесберегающих технологий - залог успешности учебно-воспитательного процесса. C 1 сентября 2009 года МОУ «Новоуколовская сош» является экспериментальной площадкой муниципального эксперимента «Создание модели тьюторского сопровождения процесса сохранения и укрепления здоровья сельских школьников». В связи с этим учителями иностранного языка разработан ряд правил проведения урока:

1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, благоприятно воздействующие на эмоциональную сферу школьников; дети включаются в групповую и парную работу, осуществляется смена видов деятельности через 7-10 мин.

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, следим за посадкой учащихся; для учащихся 5-6 классов проводятся психофизические физпаузы, зарядка для глаз; используются методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества.

3.Для рациональной организации учебной деятельности учащихся на уроках мы используем видеоматериалы, что способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся; ведется учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработаны таблицы оценки трудности уроков.

4. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, соблюдаются санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа;

На уроках английского языка есть возможность чередовать виды деятельности. Так на одном уроке мы можем развивать диалогическую и монологическую речь, закреплять навыки чтения и аудирования, совершенствовать лексико-грамматические навыки.

Но, насыщая учебные программы новым содержанием, варьируя содержание учебных планов, увлекаясь творческим процессом и использованием различных средств ИКТ, педагоги часто забывают о возможностях ученика, его физических и психических характеристиках. В результате страдает качество знаний, а некорректное педагогическое воздействие может ухудшить здоровье школьников.

Надо четко понимать, что конечная цель всех нововведений, осуществляемых в современной школе, заключается в создании абсолютно новой модели образовательного учреждения, для формирования здоровой, способной ориентироваться в информационных потоках и владеющих основными информационными технологиями, гармонично развитой, социально активной, творческой личности.


Методические рекомендации

по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ-уроках

Для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером на ИКТ-уроках необходимо соблюдение санитарно - гигиенических требований: в 1 классе за компьютером можно работать не более 10 минут, во 2-4 классах - не более 15 минут

Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке необходимо проводить динамические паузы, физминутки и зрительные гимнастики.

Упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, снятием напряжения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Зрительные гимнастики рекомендуется проводить в середине и в конце занятия в течение 1 минуты.

Так же для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради и за компьютером рекомендуется учащимся при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд вдаль на несколько секунд.

Для укрепления глазных мышц, снятия усталости глаз очень полезно использовать стереограммы (определение изображения, спрятанного на рисунке). На уроке начинает присутствовать элемент соперничества, в котором зарядка для глаз не воспринимается как серьезный этап урока.

Необходимо соблюдение требований к дизайну мультимедийных презентаций

  • шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 пт;

  • количество цветов на слайде не больше трёх;

  • цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы текст хорошо читался;

  • текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления учеников;

В течение урока необходимо применять разнообразные минутки релаксации, а конце урока элементы рефлексии.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии на ИКТ-уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Процесс обучения становиться интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливается интерес детей к предмету.

Литература:


1.Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». - 2010. journal.kuzspa.ru/articles/45/

2.Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК "Enjoy English" для средней школы // Иностранные языки в школе. - 1999. - №3. - С. 3

3. Вильямс Р. Компьютеры в школе / Пер. с англ., Общ. ред. и вступ. ст. В.В.Рубцова. - М.: Прогресс, 1988.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2004.

5. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4. - С. 54-59.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.


© 2010-2022