- Преподавателю
- Иностранные языки
- Проектная деятельность на уроках английского языка
Проектная деятельность на уроках английского языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Колесникова О.И. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Проектная деятельность на уроках английского языка».
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса .Проектная технология сочетается с любым УМК и другими учебными средствами.
Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В это понятие входят:
Речевая компетенция - создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтении.
Социокультурная компетенция - формирование представления о социокультурной специфике стран изучаемого языка.
Языковая компетенция - овладение учащимися лексическими единицами по темам в качестве необходимой основы для оформления речевых умений.
Учебно-познавательная компетенция - совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ.
Компенсаторная компетенция - формирование умения выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.
Информационная компетенция - умение самостоятельно работать со справочной литературой, находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Метод проектов обычно ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но опыт работы показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие школьники не обладают большим лексическим запасом, некоторые из них не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков. Целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации.
Первые проекты начинаются в третьем классе. Для начала проектной деятельности лучше всего подходят такие темы, как "All about me", "All about my house", "My room", "All about my family" и др. Первые проекты представляют собой небольшие работы, содержащие минимум текста на английском языке и требующие от ребенка в основном работы с иллюстрациями. Для создания этих проектов используются готовые книжные шаблоны.
В средней школе (5-6 класс) темы проектов усложняются и касаются разных аспектов жизни Великобритании. В связи с отсутствием у детей достаточного словарного запаса на данном этапе проекты пишутся на русском языке и направлены на расширение знаний по страноведению. Так, в первом проекте пятого класса учащимся предлагается написать об одной из английских королев по их выбору.
Начиная с седьмого класса, все проекты снова выполняются на английском языке.
Критерии оценки проекта:
1.оформление проекта - наличие рисунков, аккуратность
2.содержание проекта - соответствие теме, наличие оригинальных находок, полнота раскрытия темы, логичное изложение материала
3.представление проекта - правильность речи, степень владения материалом, эмоциональность в представлении.
Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:
-
Выдвижение идеи;
-
Практическая деятельность учащихся в рамках проекта;
-
Промежуточный контроль;
-
Обсуждение способов оформления проекта;
-
Документирование проекта;
-
Презентация результатов проекта;
-
Подведение итогов выполнения проекта (рефлексия).
Практическое использование результатов работы над проектом (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставках и т.д.)
Алгоритм построения цикла уроков работы над проектом предполагает следующие этапы:
-
Мотивация. Внимание учащихся следует акцентировать на проблемах, интересующих в первую очередь их самих, и не имеющих однозначного решения.
-
Информационное обеспечение. Использование всех компонентов УМК, материалов интернета, периодики. Проведение исследования, опроса общественного мнения.
-
Первичная обработка информации. Анализ материала согласно опыту, знаниям, интересам учащихся.Обмен мнениями, составляется первоначальный план работы.
-
Вторичная обработка информации. Учащиеся конструируют проблемные ситуации, корректируют план, работают по определенному аспекту проблемы.
-
Сбор дополнительной информации. Предполагает умение учащихся сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию.
-
Осмысление, сравнение, анализ и коррекция. Учащиеся учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и исправлять ошибки.
-
Заключительный этап. Представление проекта.
В процессе работы над любым проектом школьники не только осваивают компьютер и пишут сочинения на английском языке. Они приобретают навыки международного, межкультурного общения, выходят за границы собственных культурных стандартов, что позволяет им взглянуть на мир другими глазами.
В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ. Собранный материал не только показывает, какой учебный путь прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка.
Таким образом, проектный метод имеет высокообразовательную ценность, ориентирован в большей степени на формирование умений и навыков участвовать в учебных проектах, возможность индивидуальной творческой самореализации; содействует приобретению конкретного практического опыта, который можно использовать вне урока иностранного языка; позволяет использовать иностранный язык для открытия и познания чего-то нового; содержит задания проблемного характера, материалы для проведения всевозможных исследований, опросов, интервью; способствуют воспитанию таких черт характера, как трудолюбие и настойчивость, активность, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, а также развитию мышления, памяти, эмоций и воображения.
Список литературы
-
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. //ИЯШ, 2003 г., № 5;
-
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие/М.: ТЦ Сфера, 2010 г.;
-
Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования. // Народное образование, 2005 г., № 2.