Выступление на педсовете «Применение практико-ориентированных проектов при обучении средствам общения»

В современном обществе, когда иностранный язык становится все более необходимым в практической и интеллектуальной деятельности человека, меняется отношение к его изучению и характеру преподавания.Актуальным является "деятельностный подход к обучению, когда учитель, прежде всего не стремится вкладывать знания в головы своих учеников, а должен научить их самостоятельно выстраивать ассоциативный ряд, который будет помогать получать новые знания, необходимые для решения жизненных ситуаций.Целью наше...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение практико-ориентированных проектов

при обучении средствам общения


В современном обществе, когда иностранный язык становится все более необходимым в практической и интеллектуальной деятельности человека, меняется отношение к его изучению и характеру преподавания.

Актуальным является деятельностный подход к обучению, когда учитель, прежде всего не стремится вкладывать знания в головы своих учеников, а должен научить их самостоятельно выстраивать ассоциативный ряд, который будет помогать получать новые знания, необходимые для решения жизненных ситуаций. При отборе современных методов обучения необходимо учитывать, что усваиваемый с их помощью иностранный язык должен восприниматься учащимися как инструмент и средство социального взаимодействия с партнерами по общению.

Современные методы обучения иностранному языку должны:

  • создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно;

  • затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения;

  • создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой;

  • учить школьника работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей;

  • предусматривать различные формы работы в классе, в полной мере стимулирующие активность обучаемых.

Принято считать, что общение в процессе обучения ИЯ может быть «односторонним» и «многосторонним». В первом случае имеется в виду организация учебного процесса по схеме «стимул- реакция». Для такой обучающей парадигмы характерно широкое использование так называемых фронтальных форм работы. Модель многостороннего общения на уроке имеет более сложную структуру взаимоотношений и взаимосвязей между участниками образовательного процесса.

В связи со сказанным, наибольший интерес, на наш взгляд, представляет метод проектов, и, в частности, практико-ориетированный проект. Этот вид проектов подразумевает практическое решение проблемы и умение применить полученные знания. Есть все основания полагать, что проектная работа позволяет моделировать второй тип общения.

Во-первых, проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьниками работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально - эмоциональный контекст другой деятельности.

Во-вторых, работа над проектом есть процесс творческий. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно - значимой для них.

В-третьих, в ходе выполнения проекта каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и креативность.

В-четвертых, проект в принципиальном плане меняет функциональные обязанности ученика и учителя.

Таким образом, можно предположить, что проектная работа придает процессу обучения деятельностный характер и является эффективным современным методом овладения языком.

Целью нашей работы является анализ эффективности применения практико- ориентированного проекта при обучении средствам общения.

Задачи:

  • активизировать учащихся в принятии идеи проекта и ее последующей реализации;

  • способствовать возникновению новых межпредметных связей в процессе реализации проектной деятельности;

  • проанализировать эффект от применения такой методики.

В практике обучения нами используются как мини- проекты, рассчитанные на урок или его часть, так и большие проекты, требующие для выполнения достаточно длительного времени (1-2 месяца, четверть). Но в любом случае главным условием применения практико- ориентированного проекта является достижение практического результата, имеющего «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, инсценировки, фильмы и т.д.

Работа над проектом осуществляется в определенной последовательности и имеет, как правило, следующие этапы:

  • отбор и формулировка темы проекта, сбор информации;

  • обсуждение первых результатов и уточнение конечных итогов работы;

  • поиск новой, дополнительной информации в различных режимах работы (индивидуальной, парной, групповой)

  • дискуссия/ обсуждение новой информации и ее оформление;

  • подведение итогов и презентация проекта.

Количество шагов-этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от степени его сложности.

Например, учениками 10 класса был успешно осуществлен проект "Getting your message across" (Как донести свои идеи до слушателей) в рамках изучения темы " Identity» (УМК "New Millennium English", Гроза О.Л. и др.)

Работа над этим проектом представляется нам особенно полезным и информативным в старших классах и показана к применению не только тем, кто изучает английский язык по УМК упомянутых выше авторов. Ведь изложение собственных мыслей и идей публично даже на родном языке,- достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. А технология передачи своих идей и мыслей представляет собой совокупность вербальных и невербальных приемов, владение которыми необходимо любому успешному человеку. Несомненной удачей мы считаем использование материалов, представленных в современных трудах по психологии общения. Ведь благодаря этому у школьников появилась возможность исследовать психологическую основу поведенческих реакций человека в процессе самопрезентации и сделать проект более точным с научной точки зрения. Несомненным плюсом этого и других проектов с применением новейших разработок психологической литературы считаем процесс социализации подростка, в который он неизбежно включается.

По какой логике развивается этот и подобные проекты? Нами был выработан и апробирован следующий алгоритм.

Определив стратегическую идею проекта и тактические шаги по его осуществлению, учащиеся делятся на группы для сбора информации. Для этого проекта участникам пришлось выйти «за пределы» англоязычной компетенции, исследуя труды по психологии, анализируя видеоматериалы выступлений известных людей.

На следующем этапе каждая группа информирует класс о собранной информации, получает от своих одноклассников новые импульсы для дальнейшего поиска, обсуждает то, каким образом эту информацию можно оформить.

Учитель помогает учащимся своим советом, участвует также в обсуждении промежуточных итогов, задавая вопросы, высказывая пожелания и т.д.

Результатом этого проекта являются практические рекомендации по подготовке публичных выступлений, овладение арсеналом невербальных приемов, в частности, языком жестов -алгоритмом успешного и убедительного публичного выступления. Они могут быть интересны и полезны не только учащимся, но и учителям, студентам - всем, кому в ходе профессиональной деятельности приходится излагать свои мысли и идеи публично.

Успехи участвующего в проекте школьника могут быть оценены как с точки зрения приобретаемых им знаний, навыков и умений, так и позиции тех изменений, которые происходят в его личности (системе отношений, позиций).

На наш взгляд, достаточно обоснованно критерии оценки эффективности проекта представлены в «Нюрнбергских рекомендациях по раннему обучению ИЯ». Авторы показывают, как можно оценить вклад проекта в реализацию целей обучения ИЯ. И хотя эти рекомендации адресованы начальной школе, их основные положения можно применить и в других условиях обучения.

-чему научился школьник в языковом отношении? (владеет соответствующей лексикой на продуктивном уровне и терминологией на рецептивном)

- как изменилась коммуникативная деятельность школьников? (умение работать в команде, расположить к себе собеседника)

- что изменилось в восприятии ими межкультурных ситуаций (овладение культурой публичных выступлений, типичной для англоязычных стран);

- в чем заключается вклад проекта в общее развитие ученика? (овладение приемами невербальной коммуникации, техникой аутотренинга и саморегуляции);

- какими общеучебными и специальными умениями они овладели? (осуществление самостоятельного поиска информации, в том числе и научных трудов других наук).

Практика применения проектов заложена в концепцию любого современного УМК по английскому языку и широко применяется нашими коллегами. Они могут быть индивидуальными, (например «Свобода самовыражения», «Как одеться на первое свидание» и др. ) так и групповыми («Сессия Совета школы», «Пресс-конференция», «Семейный журнал» и др.), иметь в большей или меньшей степени выраженную лингвистическую направленность (Сравните, например, «Субкультуры в современном обществе» и «Англицизмы в нашей речи»).

Резюмируя сказанное, хотелось бы отметить характерную особенность проектной работы как одного из современных методов обучения ИЯ. Данный метод нужно признать эффективным, поскольку он позволяет обучать языку как современному социальному феномену. Поэтому работа над проектами имеет не только прагматический эффект (достижение учащимися определенного уровня владения языка во всех видах опосредованного и непосредственного общения), но и большую общеобразовательную значимость: он формирует у учащихся социальную компетенцию (умение самостоятельно действовать в социальных ситуациях), развивает чувство ответственности за конечный результат, умение публично выступить.

.

5


© 2010-2022