Методический материал Речемыслительная деятельность учащихся на уроках иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ускова Г.В.

МБОУ «СОШ № 90»

г. Северск

Активизация речемыслительной и коммуникативной деятельности учащихся подразумевает участие всех обучающихся в учебной деятельности, которая должна быть мотивированной и интересной.

В основе коммуникативной мотивации лежит потребность двух видов:

1. Потребность в общении, как таковая, свойственная человеку(общая коммуникативная мотивация).

2. Потребность в совершении данного речевого поступка. (ситуативная мотивация).

Ситуативная мотивация создает постоянную мотивационную готовность к говорению, которая выражается в активности учащихся, реакции на то, что воспринимается. Именно внутренняя активность обеспечивает инициативное речевое поведение учащегося. Если в процессе обучения учащихся объединяет лишь то, что они только участники процесса обучения, а не общения, то не будет ни речевой активности, ни инициативности.

Речемыслительная деятельность на иностранном языке имеет свои особенности, так как познавательный процесс становится более избирательным, ограниченным в проблемах, имеются трудности в рассуждениях и выводах. При обучении иностранному языку часто можно наблюдать отрыв высказываний от жизненного смысла, шаблонность в выражении мысли. Толчком для речемыслительной деятельности учащихся является постановка проблемы, которую они должны осознать и найти способ ее решения средствами языка. Таким образом, на уроках иностранного языка необходимо развивать речемыслительные навыки. Обучение должно носить проблемный характер: развивать мыслительные усилия ученика при переработке полученных сведений, для того чтобы понять, переработать информацию, высказать суждение, сделать собственный вывод.

Активизация речевой деятельности учащихся зависит от учителя, который создает обстановку сотрудничества и доброжелательности, что способствует реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Для постоянного поддержания активности важно, чтобы вся учебная деятельность была мотивированной. Организуя тот или иной вид работы, учитель прежде всего должен сказать, как это важно и интересно. Но в практике часто учитель предупреждает, вводя новый материал: в этом материале содержится трудность, часто допускают ошибки и т.д.Полезнее подчеркнуть позитивную сторону и показать, что при желании это легко усвоить. Подавлять активность может чрезмерный контроль - подчеркивание недостатков, фиксация внимания на ошибках, которая блокирует мотивированность и порождает страх у учащихся. Общение превращается в мотивированный процесс в том случае, если учащиеся творчески организуют свою речевую деятельность.Здесь велика возможность использования различных ролей. В этой связи особое значение имеет правильный выбор персонажей игры с учетом интересов и уровня общего развития учащихся, распределение ролей.При выборе роли необходимо учитывать личностные свойства и психологические особенности обучающихся.

Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях.С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры - формирование и развитие речевых умений и навыков учащихся.

Современное обучение требует разработки и применения новых технологий. Основным становится развивающее обучение, компонентом которого является рефлексия, как необходимое условие развития учителя и учащихся.

Р. Декард сказал: «для того чтобы усовершенствовать ум надо больше размышлять, чем заучивать».

Принцип сознательности и активности - один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. В процессе активизации речемыслительной деятельности учащихся личностно-ориентированное общение превращается в личностно-мотивированный процесс. Для этого учителю нужно создать такую обстановку на уроке, которая позволила бы ученику поделиться своими радостями, проблемами и планами на будущее. Необходимо хорошо изучить интересы ученика и учитывать их при организации общения.

Объем усваиваемого материала должен быть достаточным для осуществления общения. Следует подчеркнуть целесообразность концентрации языкового материала, в первую очередь грамматического. Сознательное усвоения языка при обучении общению означает, что языковые средства репрезентируются в конкретных речевых условиях, семантизируются на основании понимания текста, воспроизводятся в заданной ситуации, а затем сознательно усваиваются, с тем чтобы использоваться в речевом общении. Соответственно новый лексико-грамматический материал сначала включается в связанный диалог, симантизируется и воспроизводится в нем. затем материал анализируется в рамках этого текста, учитель дает пояснения, правила. После этого выполняются упражнения тренировочного и полифункционального характера и, наконец, усвоенный материал используется в процессе свободного общения.

Коммуникативная обстановка на занятиях подразумевает создание установки на общение с самого начала урока, включение всех учащихся в общение, психологический комфорт, доступность предмета речи и интерес к нему. Для создания и поддержания коммуникативной обстановки первостепенна роль учителя, который своим доброжелательным отношением, заинтересованностью стимулирует активность учащихся, побуждая их к размышлению и поддерживая разнообразными приемами внимание и активность учащихся. Все эти формы обеспечивают эффективность обучения, стимулируют речемыслительную деятельность учащихся в развитии интеллектуальных и творческих способностей и самостоятельной деятельности.

Опыт показывает, что именно самостоятельная работа учащихся сочетает в себе все типы мышления, организационные формы, позволяет не только получить новую информацию, но и применить ее на практике, что особенно важно в период модернизации образования.

Литература

1. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: 1988.

2. Bohn R. Sprachspielereien fur Deutschlernende. - Leipzig, 1992.

3. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991.

4. Устенкова Т. П. Языковые и ролевые игры на уроке немецкого языка. ИЯШ., 1996, № 3.



© 2010-2022