Гендерный подход в обучении английскому языку в начальной школе

Раздел Иностранные языки
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гендерный подход

в обучении английскому языку

в начальной школе

Придя молодым специалистом в родную школу, мне пришлось заново знакомиться с ней. И это было не так просто: школа стала лицеем раздельного обучения, где приоритетным является гендерный подход.

Как учителю английского языка слово gender(род) - мне было понятно, в научной литературе нашла более точное толкование этого понятия: гендер - обозначение пола, как социального явления.

В университете нам преподавали «бесполую » педагогику, и мне сразу вспомнилась строчка из детской песенки: «Это мы не проходили…».

Передо мной возникло множество вопросов:

  • В чем отличия мальчиков и девочек?

  • Как учить мальчиков?

  • Как учить девочек?

  • Что «лучше» смешанное или раздельное обучение?

Аргументами в пользу раздельного обучения являются научные труды о различиях в работе головного мозга, в мышлении, в поведении мальчиков и девочек таких ученых как Куинджи Н.Н., Каплунович И.А., Еремеевой В.Д. Главный аргумент в эффективности раздельного обучении - это более высокое качество обучения и воспитания учащихся в раздельных классах. В этом я убедилась на своем опыте: динамика учебных достижений на начало и конец 2012-2013 г.г. в 4 а 81%-88%, в 4д 80%-90% . Таким образом, в своей работе я опираюсь на отличия мальчиков и девочек:

  • В особенностях познавательной деятельности

  • В коммуникативном плане

  • В эмоциональном плане

На основе вышесказанного приведу несколько примеров из своей практики.

Мальчикам нужен высокий темп работы, смена видов деятельности, информационная насыщенность, тогда как девочкам нужна тщательная проработка и детализация информации, правила и технологии. Например, при введении правила чтения окончаний притяжательного падежа существительных в классе мальчиков я привожу их к пониманию принципов чтения, вспомнив правила чтения окончаний существительных множественного числа, и они самостоятельно «выводят» новое правило, а девочкам проще запомнить уже «готовое» правило.

Девочки любят действовать по алгоритму, а мальчики предпочитают «мозговой штурм». Например, дается задание: Незнайка рассыпал письмо. Составьте предложения в правильном порядке, чтобы получилось письмо. Мальчики с легкостью справляются с заданием, девочки же действуют, вспоминая алгоритм написания письма.

Мальчикам важно подчеркивать сложность задания, чтобы они смогли в итоге почувствовать себя победителями, девочкам наоборот надо подчеркнуть « знакомость» задания.

Девочки очень чувствительны в эмоциональном плане, поэтому я даю мимические и жестовые опоры во время ответа девочки (Например, при чтении стихотворения наизусть). Если мальчик получает высокую отметку за урок, то поясняю, за что конкретно его хвалю. Отрицательную оценку дозирую, то есть даю кратко и выразительно. Для девочки же важно хвалить «личность».

Мальчикам характерна « соревновательность», поэтому часто на уроках использую групповую работу с элементами соревнования. Приведу пример заданий:

  • Кто составит больше предложений по картинке

  • Найдите как можно больше слов по теме «Спорт» (дана таблица с перемешанными словами)

  • Задайте как можно больше вопросов по тексту

В классах девочек стараюсь избегать ситуаций, провоцирующих ревность друг к другу. Поэтому с девочками чаще провожу сюжетно- ролевые игры: «Знакомство», «В магазине» - с последующим совместным обсуждением более удачного диалога, так как совместное обсуждение включается в понятие женственности.

На уроках в классах мальчиков стараюсь подчеркивать приоритет «мужественности», например, обсуждая характер героев.

У мальчиков высока двигательная активность, поэтому провожу физминутки, подвижные игры, что очень оживляет урок; но делаю это с большой осторожностью, ведь после такой разминки на сложную работу мальчишек не соберешь, а девочки после отдыха готовы к любым сложностям.

Уже много лет мы с коллегой Павловой С.А. организуем работу театральной студии, объединяющей и девчонок и мальчишек.

Мы с ребятами занимаемся постановкой английской пантомимы. В нашем репертуаре около десятка спектаклей. Ребята, играя на сцене, репетируют роли, которые им придется исполнять в жизни (например, роль мамы, хозяйки и т.д.). В организации этой работы принципы гендерного обучения проходят красной линией.

Гендерный подход в обучении английскому языку в начальной школе помогает детям наиболее эффективно использовать свой опыт, чувства и мировоззрение.

Жизнь ставит мальчиков в ситуации, которые требуют проявления независимости, силы, поэтому они с огромным стремлением выполняют задания на смекалку.

Жизнь девочек полна эмоций, и именно гендерный подход в обучении английскому языку помогает девочкам в самореализации, а сюжетно- ролевые игры становятся небольшой репетицией, которая помогает решать различные жизненные задачи.

Таким образом, гендерный подход в обучении английскому языку в начальной школе дает возможность учителю улучшить качество обучения предмету и создает благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

.



© 2010-2022