Доклад Развитие критического мышления на уроках английского языка

 Наше стремительное время требует от человека умения самостоятельно ориентироваться в потоке информации; умения осуществлять перенос знаний из разных областей человеческой деятельности и науки в конкретную ситуацию; умения работать с различными видами текстов, способности осуществлять сотрудничество в деятельности. Критическое мышление обеспечивает способность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, оно необходимо каждому человеку для обработки информации, получаемой из СМИ и сет...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ гимназия № 1 г. Новокуйбышевск







ДОКЛАД



По теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках английского языка через использование ИКТ».









Выполнила:

Учитель английского языка

ГБОУ гимназии № 1

Романова Ю.Б.


2013

В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Закон об образовании в Российской Федерации принятый 21 декабря 2012 года, статья 66 гласит, что образование должно быть направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Наше стремительное время требует от человека умения самостоятельно ориентироваться в потоке информации; умения осуществлять перенос знаний из разных областей человеческой деятельности и науки в конкретную ситуацию; умения работать с различными видами текстов, способности осуществлять сотрудничество в деятельности. Критическое мышление обеспечивает способность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, оно необходимо каждому человеку для обработки информации, получаемой из СМИ и сети Интернет, осуществления гражданских прав, критического восприятия рекламы, формирования адекватной самооценки. В процессе обучения и в ходе наблюдений, я пришла к выводу, что у учащихся не сформировано критическое мышление. Учащиеся не умеют:

  • Подмечать, что в изображении объекта познания допущены ошибки или несоответствия;

  • Если подмечают, то не в состоянии объяснить или осмыслить эти несоответствия;

  • В старших классах нет устойчивых умений и навыков основных мыслительных операций, умение определять ошибки, логически обосновывать оценку и самооценку, умело подбирать аргументы за и против, а также нет терпимости к аргументированной критике.

Для формирования способности мыслить критически необходимо создание определенной учебной среды, в частности на уроках иностранного языка. Для достижения максимального результата, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении английскому языку. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем. Но к сожалению, условия обучения не соответствуют заказу государства. Недостаточная материально-техническая база является серьёзным препятствием для реализации развития критического мышления с использованием ИКТ - необходим доступ к интернету, наличие компьютера и интерактивной доски в каждом классе иностранного языка. Также существует необходимость самообразования и повышения компьютерной грамотности учителя и способности свободно ориентироваться в цифровом пространстве.

Действительно современные УМК, рекомендованные Министерством Образования и Науки РФ предлагают ряд тренировочных упражнений, направленных на развитие критического мышления, но чтобы этот процесс был более эффективным, нужно обязательно включить использование ИКТ в процесс развития критического мышления у обучающихся. Таким образом, возникает противоречие между существующей потребностью в выпускнике с развитым критическим мышлением и отсутствием комплексной методики сочетающей методы и приемы с использованием ИКТ для развития критического мышления на уроках иностранного языка, что является реальной профессиональной проблемой.

Соответственно моя цель это создание системы работы, направленную на активное использование ИКТ для развития критического мышления на уроках английского языка.

По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логическими, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем.

Д. Халперн определяет критическое мышление как направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Я считаю, что в современных условиях учащемуся необходимо овладеть следующими качествами:

  1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли - признак уверенности.

  2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

  3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

  4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

  5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

  6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Таким образом, внедрение ИКТ в процесс развития критического мышления поможет сформировать у обучающихся новый образовательный результат:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу , эффективным методам и приемам, а также интерактивным подходам. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках английского языка очень важно для развития критического мышления. Они представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

• электронные энциклопедии и справочники,

• тренажеры и программы тестирования,

• образовательные ресурсы Интернета,

• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

• видео и аудиотехника,

• научно-исследовательские работы и проекты.

Для развития критического мышления на уроках английского языка существуют различные приемы и методы, такие как кластеры, концептуальное кольцо, инсерт, таблица «тонких и толстых» вопросов, фишбоун, стратегия «идеал» и др. По - моему мнению сочетание этих приемов и методов с использованием ИКТ было бы гораздо эффективнее в развитии критического мышления на уроках английского языка . Среди средств ИКТ нужно использовать не только готовые мультимедийные продукты ( электронные учебники и пособия, тренажеры, тестирования, электронные энциклопедии и справочники, готовый видео материал), но также активно создавать и использовать свои работы, например, презентации в Power Point, преимущества которой можно отметить в:

  • сочетании разнообразной текстовой, аудио - видеонаглядности;

  • презентация - как своеобразная интерактивная мультимедийная доска, которая позволяет наглядно семантизировать новый лексический и грамматический материал, осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

  • возможности управления вниманием учащихся за счёт эффектов анимации и гиперссылок;

  • поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;

  • формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

Такие презентации можно использовать на разных этапах развития критического мышления ( стадия вызова, осмысления содержания, стадия рефлексии). А также на разных стадиях учебно - воспитательного процесса: для введения нового материала, для закрепления, для контроля, в качестве проектной деятельности.

Особую роль в развитии критического мышления на уроках английского языка хотелось бы выделить образовательным Интернет - ресурсам, таким как образовательным он - лайн сайтам (English Listening Lesson Library Online, Qwiky, BBC Learning, British Council), он - лайн переводчикам ( translate.ru, multitrans.ru , google - переводчик), а также различным Интернет - сервисам, которые позволяют создавать ментальные карты, закладки нужных сайтов, хронологические цепочки событий, а также презентации он - лайн.

Сервисы Закладок

1. Хранят у себя ссылки на полюбившиеся вам в интернете страницы, которые не нужно запоминать, вам достаточно будет зайти в сервис хранения закладок и найти сохраненный вами адрес.

2. Адреса сервисов: delicious.com, symbaloo.com, bobrdobr.ru

3. Образовательные возможности сервисов:

при работе с текстами; при реализации проектной деятельности; для самостоятельной работы с интернет ресурсами.

Сервисы Ментальных карт

1. Этот сервис позволяет создавать очень красочные карты, содержащие звук, видео, фотографии, ссылки, а также совместно редактировать карты, размещать на сайте или в блоге.

2. Адреса сервисов: spiderscribe.net, popplet.com, classtools.net

3. Образовательные возможности сервисов: отработка лексических навыков; развитие речевых навыков и умений по теме; визуализация и усиление страноведческого компонента.

Сервисы Лент Времени

Веб-приложение, которое позволяет пользователям просматривать, создавать, обмениваться и сравнивать интерактивные графики, служащее для создания временно-событийных линеек.
2. Адреса сервисов: dipity.com, timetoast.com , TimeRime.com
3. Образовательные возможности сервисов: визуализация хронологических событий при обучении монологической речи; развитие навыков диалогической речи (вопросно-ответные упражнения, интервью); при реализации проектной деятельности.

Он - лайн презентации

1. Он - лайн презентации позволяют легко создавать, совместно использовать и изменять презентации в Интернете. Презентация - быстрый, красивый и наглядный способ рассказать о продукте, услуге, идее, проекте. Он - лайн презентация позволит рассказать об этом всем в интернете.

2. Адреса сервисов: prezi.com, zooburst.com, photopeach.com

3. Образовательные возможности сервисов: актуализация знаний; сопровождение объяснения учителем нового материала; первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний; проектная деятельность с учащимися.

Такие сервисы необходимо изучить каждому преподавателю, уметь их использовать на любом этапе урока, а также привлечь учащихся к созданию своих авторских работ на этих сервисах в процессе изучения, контроля или в качестве проектной деятельности, что также способствует развитию критического мышления учащихся.

Таким образом, я ожидаю, что в результате активного использования ИКТ на уроках английского языка произойдут следующие изменения как у учащихся , так и в процессе обучения:

• совершенствование навыков владения компьютером;

• совершенствование языкового уровня;

• создание благоприятного психологического климата;

• повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

• самоутверждение учащихся;

• возможность реализации индивидуализации обучения;

• реализация принципа обратной связи;

• большие возможности наглядного предъявления материала;

• исключение времени для написания материала на доске;

• экономия расходования материалов учителем;

• совершенствование процесса проверки работ учащихся;

• повышение авторитета учителя;

• сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

• активизация навыков самостоятельной работы.

В результате:

-возрастет мотивация к предмету;

-повысится эффективность восприятия информации;

-ИКТ дадут возможность учиться с увлечением, включить в активную познавательную деятельность слабых учеников;

-успешнее будет использоваться как индивидуальная форма работы, так

и работа в сотрудничестве;

-повысится качество образования учащихся;

-ученик будет нацелен на конечный результат- самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности;

-сформируется умение критически мыслить

-появится желание к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка.


© 2010-2022